А. С. Пушкин «Я вас любил»
Я вас любил, любовь ещё, быть может,
Но пусть она вас больше не тревожит,
Я не хочу печалить вас ничем.
Я вас любил безмолвно, безнадежно,
То робостью, то ревностью томим,
Я вас любил так искренно, так нежно,
Как дай вам бог любимой быть другим.
В стихотворении «Я вас любил» А. С. Пушкин вспоминает о былой любви, которая в его душе «угасла не совсем». Автор пытается донести до читателей, что любовь – очень сильное чувство, которое может дарить и радость, и муку. Здесь идёт речь о безответной любви, но и она может дать человеку счастье, потому что заставляет по-другому взглянуть на окружающий мир, наполнить его новыми красками.
Лирическим героем стихотворения является автор. Он предстаёт перед нами человеком любящим, нежным, великодушным. Для него превыше всего спокойствие и счастье любимой женщины: «как дай вам бог любимой быть другим».
Когда мы читаем стихотворение, то можем представить себе комнату, озарённую светом свечи, письменный стол, чернильницу, лист бумаги, за столом сидит поэт и создаёт своё творение. Представляется негромкая музыка фортепиано, мелодия грустная. Цвета приглушённые, лишь на столе – букет красных роз как символ любви.
Настроение стихотворения спокойное, умиротворённое, немного грустное. Былая страсть уже прошла, остались лишь светлые воспоминания, наполняющие сердце лёгкой печалью.
Автор использовал для передачи настроения и создания такой картины разнообразные изобразительно-выразительные средства. Здесь встречаются эпитеты (безмолвно, безнадежно, искренно, нежно), инверсия (быть может, угасла не совсем, я не хочу печалить вас ничем), метафора (любовь угасла не совсем), ряды однородных членов (то ревностью, то робостью томим).
А. С. Пушкин использовал следующие виды рифм: 1 строка – мОжет (женская), 2 строка – не совсЕм (мужская), 3 строка – не тревОжит (женская), 4 строка – ничЕм (мужская). Таким образом, мы можем увидеть в стихотворении чередование женской и мужской рифмы.
Система рифмовки перекрёстная (1 строка рифмуется с третьей, вторая – с четвертой).
Поэт использовал для передачи спокойного, умиротворённого, немного грустного настроения пятистопный ямб, который позволяет передать неспешное течение речи, размышления и переживания лирического героя.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Выполнение практических работ по литературе позволяет закрепить и систематизировать знания по данной дисциплине, подготовиться к дифференцированному зачёту по этому предмету. Методические указания призваны оказать помощь в выполнении практических заданий как в аудитории, так и самостоятельно, превратив эту работу в полезную и увлекательную.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Иванова, Е. В. Анализ произведений русской литературы 20 века: 11 класс. / Е. В. Иванова. – Москва: Экзамен, 2011. – 253 с.
2. Лебедев, Ю. В. Литература: 10 класс: базовый и профильный уровни: учебник для общеобразовательных учреждений в 2-х частях. Ч. 1. / Ю. В. Лебедев. – Москва: Просвещение, 2016. – 365 с.
3. Лебедев, Ю. В. Литература: 10 класс: базовый и профильный уровни: учебник для общеобразовательных учреждений в 2-х частях. Ч. 2. / Ю. В. Лебедев. – Москва: Просвещение, 2016. – 383 с.
4. Литература: 11 класс: учебник для общеобразовательных учреждений в 2-х частях. Ч. 1. / под редакцией В. П. Журавлёва. – Москва: Просвещение, 2015. – 399 с.
5. Литература: 11 класс: учебник для общеобразовательных учреждений в 2-х частях. Ч. 2. / под редакцией В. П. Журавлёва. – Москва: Просвещение, 2015. – 444 с.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………………………3
1. Практическая работа № 1……………………………………………………3
2. Практическая работа № 2……………………………………………………8
3. Практическая работа № 3……………………………………………………9
4. Практическая работа № 4………………………………………………….…11 Заключение……………………………………………………………………....15
Библиографический список……………………………………………………..15