Образец анализа стихотворения

А. С. Пушкин «Я вас любил»

Я вас любил, любовь ещё, быть может,

Но пусть она вас больше не тревожит,

Я не хочу печалить вас ничем.

 

Я вас любил безмолвно, безнадежно,

То робостью, то ревностью томим,

Я вас любил так искренно, так нежно,

Как дай вам бог любимой быть другим.

 

В стихотворении «Я вас любил» А. С. Пушкин вспоминает о былой любви, которая в его душе «угасла не совсем». Автор пытается донести до читателей, что любовь – очень сильное чувство, которое может дарить и радость, и муку. Здесь идёт речь о безответной любви, но и она может дать человеку счастье, потому что заставляет по-другому взглянуть на окружающий мир, наполнить его новыми красками.

Лирическим героем стихотворения является автор. Он предстаёт перед нами человеком любящим, нежным, великодушным. Для него превыше всего спокойствие и счастье любимой женщины: «как дай вам бог любимой быть другим».

Когда мы читаем стихотворение, то можем представить себе комнату, озарённую светом свечи, письменный стол, чернильницу, лист бумаги, за столом сидит поэт и создаёт своё творение. Представляется негромкая музыка фортепиано, мелодия грустная. Цвета приглушённые, лишь на столе – букет красных роз как символ любви.

Настроение стихотворения спокойное, умиротворённое, немного грустное. Былая страсть уже прошла, остались лишь светлые воспоминания, наполняющие сердце лёгкой печалью.

Автор использовал для передачи настроения и создания такой картины разнообразные изобразительно-выразительные средства. Здесь встречаются эпитеты (безмолвно, безнадежно, искренно, нежно), инверсия (быть может, угасла не совсем, я не хочу печалить вас ничем), метафора (любовь угасла не совсем), ряды однородных членов (то ревностью, то робостью томим).

А. С. Пушкин использовал следующие виды рифм: 1 строка – мОжет (женская), 2 строка – не совсЕм (мужская), 3 строка – не тревОжит (женская), 4 строка – ничЕм (мужская). Таким образом, мы можем увидеть в стихотворении чередование женской и мужской рифмы.

Система рифмовки перекрёстная (1 строка рифмуется с третьей, вторая – с четвертой).

Поэт использовал для передачи спокойного, умиротворённого, немного грустного настроения пятистопный ямб, который позволяет передать неспешное течение речи, размышления и переживания лирического героя.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Выполнение практических работ по литературе позволяет закрепить и систематизировать знания по данной дисциплине, подготовиться к дифференцированному зачёту  по этому предмету. Методические указания призваны оказать помощь в выполнении практических заданий как в аудитории, так и самостоятельно, превратив эту работу в полезную и увлекательную.

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Иванова, Е. В. Анализ произведений русской литературы 20 века: 11 класс. / Е. В. Иванова. – Москва: Экзамен, 2011. – 253 с.

2. Лебедев, Ю. В. Литература: 10 класс: базовый и профильный уровни: учебник для общеобразовательных учреждений в 2-х частях. Ч. 1. / Ю. В. Лебедев. – Москва: Просвещение, 2016. – 365 с.

3. Лебедев, Ю. В. Литература: 10 класс: базовый и профильный уровни: учебник для общеобразовательных учреждений в 2-х частях. Ч. 2. / Ю. В. Лебедев. – Москва: Просвещение, 2016. – 383 с.

4. Литература: 11 класс: учебник для общеобразовательных учреждений в 2-х частях. Ч. 1. / под редакцией В. П. Журавлёва. – Москва: Просвещение, 2015. – 399 с.

5. Литература: 11 класс: учебник для общеобразовательных учреждений в 2-х частях. Ч. 2. / под редакцией В. П. Журавлёва. – Москва: Просвещение, 2015. – 444 с.

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение…………………………………………………………………………3

1. Практическая работа № 1……………………………………………………3

2. Практическая работа № 2……………………………………………………8

3. Практическая работа № 3……………………………………………………9

4. Практическая работа № 4………………………………………………….…11 Заключение……………………………………………………………………....15

Библиографический список……………………………………………………..15

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: