Усвоение грамматических понятий — процесс длительный и довольно сложный для младших школьников. Организуя в начальных классах работу над понятиями, учитель исходит из лингвистической сущности изучаемого понятия, психолого-дидактических особенностей процесса усвоения знаний младшими школьниками, взаимообусловленности речевого и умственного развития учащихся, роли грамматических знаний в речевой практике.
Приёмы работы по формированию грамматических умений в период устного практического курса:
- повторение за учителем готовых словосочетаний;
- дополнение словосочетаний (держать в.., идти по.., и т.д.) с опорой на наглядность (рисунок, фотографию);
- построение словосочетаний по данному образцу;
- конструирование предложений по образцу из данных слов (в нужной форме, но не правильно расположенных), словосочетаний;
- построение предложений по образцу без вспомогательных материалов;
- построение предложений по данному началу;
- распространение предложений по вопросам (например: Я учусь (где?) в школе (какой?) новой. – Я учусь в новой школе.);
|
|
-«чтение» и составление схем предложений.
На начальном этапе обучения русскому языку грамматические умения (употребление форм слова, построение словосочетаний) развиваются на основе подражания речи учителя, путем усвоения образца, специальных упражнений в составлении словосочетаний и предложений, в исправлении ошибок.
Методику развития у школьников словоупотребительных умений можно представить так:
1. Показ образцов употребления слова (слов) в различных формах путем составления словосочетаний. Воспроизводство их за учителем.
2. Демонстрация речевых образцов употребления слова (слов) в предложениях. Воспроизводство их за учителем.
3. Предъявление речевого образца связного высказывания с изучаемыми словами в различных формах. Воспроизводство за учителем.
4. Применение новых слов в речевых ситуациях и игровой деятельности.