Методика формирования грамматических понятий на уроках русского языка у учащихся младших классов

Усвоение грамматических понятий — процесс длительный и довольно сложный для младших школьников. Организуя в начальных классах работу над понятиями, учитель исходит из лингвистической сущности изучаемого понятия, психолого-дидактических особенностей процесса усвоения знаний младшими школьниками, взаимообусловленности речевого и умственного развития учащихся, роли грамматических знаний в речевой практике.

Приёмы работы по формированию грамматических умений в период устного практического курса:

- повторение за учителем готовых словосочетаний;

- дополнение словосочетаний (держать в.., идти по.., и т.д.) с опорой на наглядность (рисунок, фотографию);

- построение словосочетаний по данному образцу;

- конструирование предложений по образцу из данных слов (в нужной форме, но не правильно расположенных), словосочетаний;

- построение предложений по образцу без вспомогательных материалов;

- построение предложений по данному началу;

- распространение предложений по вопросам (например: Я учусь (где?) в школе (какой?) новой. – Я учусь в новой школе.);

 -«чтение» и составление схем предложений.

На начальном этапе обучения русскому языку грамматические умения (употребление форм слова, построение словосочетаний) развиваются на основе подражания речи учителя, путем усвоения образца, специальных упражнений в составлении словосочетаний и предложений, в исправлении ошибок.

Методику развития у школьников словоупотребительных умений можно представить так:

1. Показ образцов употребления слова (слов) в различных формах путем составления словосочетаний. Воспроизводство их за учителем.

2. Демонстрация речевых образцов употребления слова (слов) в предложениях. Воспроизводство их за учителем.

3. Предъявление речевого образца связного высказывания с изучаемыми словами в различных формах. Воспроизводство за учителем.

4. Применение новых слов в речевых ситуациях и игровой деятельности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: