Формирование словарного запаса у учащихся младших классов. Задачи, содержание и система работы

Задачи обучения языку младших школьников с отклонениями в развитии, таковы:

· формирование, уточнение, коррекция и обогащение словарного запаса.

· развитие и совершенствование коммуникативных умений в процессе усвоения структурно-грамматических компонентов языка.

· развитие мышления и формирования мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, обобщения и др.) средствами языка, используемыми в речевой деятельности.

· активизация словарного запаса в грамматически оформленных рамках словосочетаний, предложений, диалога, связной речи, в связи с различными видами деятельности (предметно-практической, учебно-познавательной, игровой и т. д.)

Обогащение словарного запаса - одна из сторон развития речи учащихся - заключается как в количественном пополнении запаса слов, так и в качественном его совершенствовании, выражающееся в расширении объема понятий, в уточнении значений слов, в ознакомлении с новыми значениями уже известных слов, в замене в речевом обиходе учащихся просторечных и диалектных слов словами литературного языка. В свою очередь усвоение новых слов и уточнение значений знакомых детям слов является одним из средств познания действительности, важнейшим путем совершенствования речи учащихся, овладения языком как средством общения. Поэтому расширению словарного запаса школьников в учебном процессе необходимо уделять большое внимание. И, чтобы работа по ознакомлению детей с новыми словами была наиболее эффективной, каждому учителю необходимо прежде всего систематически изучать словарь детей, его типичные недостатки, исходя из которых возможно установить, с какими конкретно словами нужно ознакомить детей для того, чтобы восполнить имеющиеся в их словаре пробелы.

Словарный запас учащихся расширяется вне школы (в результате общения со взрослыми, чтения книг и газет, просмотра кинофильмов, спектаклей и телепередач, слушания радио) и в школе (при изучении любого учебного предмета). Однако только в школе процесс обогащения словаря учащихся осуществляется планомерно. Каждый предмет дает возможность детям овладеть прежде всего специальной лексикой и фразеологией, например, литературоведческой, общественно-политической, биологической, химической, географической и т.д. Но особую роль в обогащении словарного запаса играют уроки русского языка, на которых ведется работа над общеупотребительными словами, относящимися к различным лексико-семантическим группам.

Таким образом, обогащение словарного запаса учащихся как особое направление в работе учителя русского языка призвано:

-во-первых, разъяснить (семантизировать) незнакомые детям слова и отдельные значения многозначных слов, уточнить смысл известных значений многозначных слов и обучить детей точному употреблению слов;

-во-вторых, развить у детей умение употреблять слова в зависимости от типа и стиля речи;

-в-третьих, заменить в словарном запасе ученика диалектные или просторечные слова на эквивалентные им литературные слова.

Задачей школы является всемерное расширение, обогащение словаря учащихся, который по мере перехода их из класса в класс пополняется новыми словами, но этот неорганизованный процесс школа должна сделать организованным, активизировать его, сделать целенаправленным.

При планировании и проведении работы над обогащением словарного запаса учащихся учитель должен исходить из того, что распространение слов в языке вообще и в языке отдельного человека не одно и то же. Это обязывает учителя уметь вовремя учесть наличие слов, которые знакомы учащимся, но не используются ими активно.

Закрепление слов в составе активного словаря происходит в результате признания учащимися важности и нужности для него этих слов; установления прочных ассоциаций между новым и ранее известным в его сознании; пользования ими в практике речи. Учитель должен привлекать внимание учащихся к тем словам, которые, по его мнению, уже на данном этапе обучения могут быть переведены из пассивных в разряд активных.

Важное значение в обогащении словарного запаса учащихся имеют, с одной стороны, межпредметные связи, с другой - развитие самостоятельности в добывании знаний. В соответствии с этими положениями вычленяются следующие условия, обеспечивающие успех организации процесса обогащения словарного запаса учащихся: расширение знаний о мире, единство требований к работе над словом на уроках по всем предметам, развитие внимания к незнакомым словам, обучение учащихся умению пользоваться толковым словарем. Реализуются эти предпосылки как на уроках русского языка (развитие внимания к незнакомым словам и обучение учащихся умению пользоваться толковым словарем), так и на уроках по другим предметам (единые требования к работе над словом и расширение знаний о мире).

Обогащение словарного запаса учащихся достигается постоянной работой над пониманием словосочетаний и предложений наблюдениями над формой, значением и особенностями употребления языковых единиц.

Обогащение словарного запаса - важная и ответственная задача, которую во многом призваны разрешить уроки русского языка, на которых ведется работа над пополнением активного словарного запаса учащихся. Эта работа может проводиться практически на каждом уроке. Слово изучается на всех уровнях языка: орфоэпическом, орфографическом, этимологическом, словообразовательном, семантическом, стилистическом.

Чтобы добиться успеха в обогащении словарного запаса необходимо систематическое изучение состояния словаря детей, чтобы определить пути и средства обогащения словарного запаса учащихся.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: