Задачи, содержание и методы изучения элементарного курса грамматики

Элементарный курс грамматики имеет своей целью подготовить учащихся к пониманию состава и строя русской речи, а также «обеспечить овладение ими умениями и навыками, необходимыми;для выражения мыслей и для систематического изучения грамматики и правописания в старших классах.

Для того чтобы определить задачи практического совершенствования грамматического строя речи учащихся, необходимо учесть основные результаты предшествующих этапов. За период работы по формированию грамматического строя речи учащиеся усвоили основные грамматические закономерности языка научились анализировать языковой материал, сравнивать, классифицировать и обобщать факты языка, получили понятие об алфавите, делении слов на слоги, о звуковом составе слов. Их речь обогатилась значительным по объему словарем, значения слов получили свое развитие в речевой практике, учащиеся приобрели первичные навыки словообразования, получили элементарное понятие о частях речи, о характерных семантических и формальных признаках существительных, глаголов, местоимений, прилагательных. Практические речевые навыки учащихся нашли свое выражение в развитии умений строить предложения разной структуры. Учащиеся приобрели понятие о предложении и его составе, что было достигнуто как упражнениями в анализе и синтезе предложений, так и систематической работой над структурным компонентом предложения — словосочетанием.

Наиболее трудоемким звеном в формировании грамматических понятий, умений, навыков являются выполняемые учащимися разнообразные упражнения. Сложность овладения грамматическим материалом обязывает обеспечивать не случайный набор заданий по теме, а систему упражнений, в которой воссоздается (моделируется) сам процесс усвоения грамматических понятий и формирования грамматических навыков. С этой точки зрения типы и виды грамматических тренировочных упражнений в школе слабослышащих (по классификации, разработанной К. Г. Коровиным) описаны в главе «Формирование грамматического строя речи». На данную типологию надо ориентироваться и' в работе по изучению учащимися элементарного курса грамматики, поскольку это изучение преследует прежде всего практические цели.

Вместе с тем для рассматриваемого периода обучения грамматике необходимо иметь в виду и другую классификацию упражнений, а именно группировку упражнений в зависимости от предназначения их для изучения грамматического материала в том или ином аспекте (фонетика, лексика и словообразование, морфология, синтаксис). С учетом этого признака принято в грамматических упражнениях выделять четыре типа заданий: фонетические, словарные, морфологические, синтаксические. Внутри каждой из названных групп разграничивают упражнения по другому признаку: по преобладающему характеру деятельности учащихся с предложенным в задании материалом.

Фонетические и словарные упражнения грамматическими можно считать лишь постольку, поскольку грамматика связана с фонетикой, лексикой и словообразованием, а также поскольку звуковые, лексико-семантические и словообразовательные явления и закономерности в языке взаимодействуют с собственно грамматическими.

К разряду фонетических упражнений относятся: нахождение слов, обладающих заданной звуко-буквенной или слоговой характеристикой, выделение в словах звуков или букв (например, согласных), полный звуко-буквенный анализ, сравнение произношения и написания, сравнение слов по звуко-буквенному составу, восполнение пропусков в слове, подбор примеров (слов) по заданным признакам (например, с непроизносимой согласной). С помощью этих упражнений изучаются главным образом фонетические темы. Как дополнительные задания они могут быть включены в состав упражнений другого типа (например, в состав морфологических или синтаксических).

Словарные упражнения подробно рассматривались в соответствующем разделе пособия. Здесь укажем лишь на те, которые тесно связаны с изучением грамматического материала: нахождение в текстах слов с заданными семантическими и формальными признаками (в том числе по принадлежности к определенной части речи, имеющих данный набор частных грамматических признаков и определенный морфемный состав), замена в предложении одних слов другими (также в соответствии с заданными грамматическими характеристиками), восполнение в тексте или предложении пропущенных слов, классификация лексики по указанным в задании признакам (основаниям группировки), подбор примеров на правило или определение, составление слов по заданным моделям (морфемным схемам).

Морфологические упражнения частично были представлены в группе словарных (поскольку словообразование и морфология тесно связаны). Задача морфологических упражнений — способствовать изучению морфологического аспекта грамматических явлений языка (понятие об общих и частных морфологических категориях, признаки частей речи, изменение формы слов при сочетании с: другими словами). Среди аналитических форм этих упражнений нужно назвать: нахождение в предложенном материале тех или иных морфологических категорий, их сопоставление, определение грамматических признаков выделенных слов, группировка частей речи по частным морфологическим признакам. К синтетическим (конструктивным) морфологическим упражнениям относятся следующие: подбор примеров по заданным морфологическим характеристикам, дописывание в словах окончаний, варьирование морфемного состава слова в зависимости от заданных признаков.

Синтаксические упражнения предназначены для изучения синтаксических понятий (предложение, члены предложения, связь слов, пары слов, роль каждой части речи в предложении). К аналитическим синтаксическим упражнениям относят: выделение предложений с заданными признаками из текста, анализ предложений по словосочетаниям, членам предложения, частям речи, группировка, систематизация материала на заданных основаниях (по определенным грамматическим признакам, например, по наличию в составе предложения той или иной морфологической категории). Конструктивные (синтетические) упражнения направлены на развитие навыков построения синтаксических единиц, восполнение пропусков в предложениях, словосочетаниях, текстах в равных вариантах (например, с указанием материала для справок или с указанием грамматической характеристики этого материала), подбор примеров с заданными признаками к тем или иным правилам, понятиям (например, подобрать предложение, в котором было бы слово, отвечающее на вопрос к а к?), составление (Словосочетаний, предложений, текстов (по заданию, с использованием данного материала).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: