Межпредметные связи на уроках русской литературы

Прежде всего, межпредметные связи реализуются на уроке. Интегрированный урок – это урок, где осуществляется связь нескольких предметов. Основной упор может осуществляться на развитие образного мышления.

Например, курс литературы VIII класса ориентирован на соотношение эпохи XIX века, мировоззрений поэтов и писателей и передачи этого через слово. Большое место уделяется анализу не только литературных произведений, но и исторических фактов.

Интеграция разных образовательных областей знания стирает границы между предметами, позволяя рассмотреть большое число связей, восстанавливая и развивая в сознании ученика единство и целостность окружающего мира.

Таким образом, учебные дисциплины выступают как средство, с помощью которых ученики продолжают заниматься интересующими их проблемами и темами. Учитель предварительно готовит необходимые материалы, чтобы активизировать ученика, а сам выполняет роль советчика и помощника.

Интегрированные уроки отличаются высокой степенью сотрудничества учителя и учащегося. Они ценны тем, что готовят учащихся к управлению процессом их собственного образования. Интеграция учебных предметов приводит к более заинтересованному, личностно значимому и осмысленному восприятию знаний, что усиливает мотивацию, позволяет более эффективно использовать учебное время. Самым главным, на наш взгляд, результатом интеграции должно быть единство в формировании у учащихся ценностей, относящихся к изучению разных предметов.

Цель таких уроков - приобретение системы знаний и ценностей, "погружение" в определенную культурную эпоху, диалог с ней, постижение ее картины мира и человека в знаках, символах, образах, моделях бытия

Литература относится к предметам эстетического цикла вместе с такими предметами, как музыка и изобразительное искусство. В литературе выражается все многообразие жизни, для понимания художественного произведения читателю нужны все его знания, весь опыт; любой школьный предмет опирается на литературу, для того, чтобы раскрыть красоту человеческой мысли, гуманную устремленность передовой науки, высоту идей и идеалов человечества. Тесны связи литературы и русского языка: язык – исток литературы, ее «строительный материал», прочно связана со школьными курсами истории и обществоведения. Изучение литературы постоянно нуждается в знаниях о процессе и законах общественного развития, об исторической обстановке, социальных проблемах.

Особенно тесно связан с литературой язык, исток литературы, ее"строительный материал". Программы по литературе и языку имеют соприкасающиеся разделы, посвященные развитию устной и письменной речи, понять красоту языка, научится пользоваться навыками устной и письменной речи – всё это задача урока литературы.

Ученик должен быть вдохновлен на освоение языка не только практической задачей правописания, но и той мудростью знания о мире, который содержится в языке художественной литературы и потому так привлекает его внимание. Литература прочно связана с курсом истории, обществоведения, философией, литературоведением, этикой, эстетикой.

Обучение литературе входит составной частью в работу школы в целом. Поэтому методика тесно связана с дидактикой, разрабатывающей общую теорию и общие принципы обучения. Методика преподавания литературы прежде всего связана с литературоведением – методологией, теорией и историей литературы. Эта связь обнаруживается прежде всего в определении цели, содержания и структуры курса литературы. Методология литературоведения оказывает влияние и на методы обучения. Этот процесс бесконечного обновляется и совершенствуется, опираясь на новейшие научные достижения.

Методика связана с эстетикой и органично взаимодействует с ней, ведь красиво по-настоящему лишь то, что нравственно и несет в себе идею Добра. В процессе изучения литературы неизбежно затрагиваются философские, этические, исторические и языковедческие вопросы, что обеспечивает связь и взаимодействие этих наук в процессе обучении.

Также в ряде вопросов методика преподавания литературы соприкасается с психологией и имеет два аспекта: 1) психология художественного творчества и 2) психология обучения, умственного и нравственного развития учащегося, их воспитания. Закономерности методики нельзя выводит из закономерностей психологии, но знать учителю их необходимо, чтобы решать методические проблемы: о доступности учащемуся того или иного материала, об эффективном использовании методов и приемов обучения.

Межпредметные связи на уроках литературы и языка способствуют общему развитию личности, формированию её мировоззренческой культуры, расширению кругозора, развитию творческих способностей индивидуума. Литература как вид искусства связана с живописью, музыкой, театральным искусством, кинематографией, радио и телевидением. Литературоведение как наука связана с другими науками и научными дисциплинами, что свидетельствует о невозможности существования отдельно взятого вида искусства или научной дисциплины без взаимодействия с другими. Литература развивалась, изменялась, отражая историю общества.

Для создания внутрипредметных связей в методике существуют определенные приемы и способы:

•     использование объяснения нового материала с опорой на изученный ранее;

•     использование специальных заданий при подготовительном повторении;

•     использование сопоставления и интеграции однотипного материала;

•     обобщение материала на основе сравнения.

Для обобщения материала можно составить опорные таблицы, схемы, алгоритмы, сравнительные характеристики.

С.А. Зинин выделяет уроки изучения историко – биографических связей, уроки межтекстовых взаимодействий, уроки на основе художественных универсалий.

 

Сформулируйте вопросы для обнаружения первоначального восприятия литературного произведения (произведение и класс – по выбору).

В. Г. Короленко «Дети подземелья». 5-6 класс. Проводится эвристическая беседа по следующим вопросам: Какие эпизоды повести вам особенно запомнились, взволновали вас? Что из жизни «детей подземелья» особенно поразило, тронуло вас? Найдите в книге портрет Валека и Маруси и объясните, как автор показывает, что перед нами «дети подземелья»? Объясните слова: «Серый камень высосал ее (Маруси) жизнь». Что поразило, смутило Васю в жизни Валека и Тыбурция и почему он чувствовал себя хорошо в этой семье? Расскажите историю с куклой; какие переживания вызвала она у Васи? Что нового для себя узнал Вася о своем отце? Прочитайте внимательно, что говорит о нем Валек и Тыбурций; как понять слова Тыбурция о судье: «У него есть глаза и сердце только до тех пор, пока закон спит себе на полках; когда же этот господин сойдет оттуда... с этого момента судья запирает свое сердце на ключ...» Когда и почему Тыбурций решился прийти к судье? В чем отец признал себя виноватым перед сыном? Что общего в характере Васи и его отца? В чем смысл слов Тыбурция Васе: «Может, это и хорошо, что твоя дорога пролегла через нашу?» Чем можно подтвердить их?

71. Разработайте анкету для определения уровня литературного развития школьника (класс – по выбору)+ 72 вопрос.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: