Восприятие и изучение драматического произведения в школе

Особенности драматич.пр-я:

1)    Основной предмет изображения – противопоставление во внутр.и внешн.мире, поэтому основная эстетич.категория – конфликт (внешн.и внутр.). В пр-ссе изуч-я драмы обратить внимание на развитие конфликта. Школьникам проще ощутить внешн.конфликт и гораздо сложнее понять конфликт внутр., поэтому больше внимания нужна уделить на внутр.конфликт в пьесе. Конфликты: комический конфликт (несоответствие чего-то к чему-то), трагический к.(непреодолимое несоответствие), драматич.к. (несоответствие можно преодолеть).

2)    Драматич.герой проявляется во внешн.и внутр.действии. в пр-ссе анализа драмы в школе, обращаясь к образу персонажа, нужно описывать не столько его кач-вах, а размышлять о проявлениях этих кач-в, причины его действий и т.д.

3)    Хар-р героя в драме в большей степени обнаруживает центральные черты, нежели в эпосе. Нужно постоянно обнаруживать объектность хар-ра героя, его противоречивость. Герой в драме – в постепенном самораскрытии п/д читателем. Один из возможных приемов анализа: отвести для кажд персонажа отдельный лист, а на обобщающем этапе сделать вывод.

4)    В драматич.пр-ии резко снижено описательное начало, поэтому при изучении пр-я необходимо опираться на воображение шк-ков.

5)    В пр-ссе изучения драмы важна образная конкретизация (визуальное представление персонажей). Использование фотографий актеров, афишей спектаклей, эскизы костюмов, иллюстрации, любые авторские примечания, воспоминания актеров, режиссеров.

6)    Предназначенность пьесы для сцены. Приемы: использование чтение по ролям, просмотр спектакля после изучения пр-я.

Компоненты анализа: Необязательно

Сюжет.

Внутр.пружиной движения сюжета явл-ся конфликт. Уже на вводно-ориентировочном этапе необходимо зачитать по ролям экспозицию пьесы до начала конфликта. Постараться опред-ть суть конфликта. На последующих этапах перечитываем по ролям кульминационные эпизоды. Приемы: – вопросы (Между какими персонажами возникает конфликт? В чем суть столкновения? Какие события предшествовали завязке конфликта? Какие чувства и мысли сталкиваются в душе героя?); – графическое оформление в тетр.; использование фотографий и анализ эпизодов; – сопоставительные табл. и др.

Система образов.

Основной образ – персонаж. Размышление над тем, как проявл-ся чел. во взаимоотношениях с др.людьми, в поступках и деяниях. Важно обращать внимание на авторские ремарки и перипетии (переломный момент в судьбе героя). Приемы: – вопросы (Почему так поступает? Что им руководит? Каково отн-е к …? Что чувствует герой в эти минуты? Почему происходит это с героем?) каждый значимый монолог персонажа – материал для выразит.чтения и анализа; – эмоцион.цепочка; – эмоцион.партитура; – сопоставит.анализ спектакля с читательской интерпретацией шк-ков; – двухчастный дневник. В пр-ссе анализа драмы необходимо находить образы-символы (образ грозы у Островского, образ сада в «Вишневом саде»).

Хронотоп.

Анализ худож.пространства (анализ авторских ремарок).

Худож.время. своебразие сценического времени заключается в том, что миг наст.времени включает в себя прошлое и будущее. Приемы: – вопросы (Что вы можете сказать о прошлом и будущем? В каком времени живет каждый персонаж?); – анализ репродукций, ктр могут стать декорациями спектакля; – можно описать детали оформления воображаемого спектакля.

Содержание основных этапов: Обязательно.

Вводно-ориентировочный этап.

Необходимо подготовить шк-ков к изучению пьесы. Знакомство с «Азбукой театра».

Исторический или историко-культурологический комментарий.

Обращение к названию.

Анализ списка действующих лиц.

Чтение по ролям (экспозиция и завязка конфликта)

Этап углубленного анализа.

В методике уроков по драме на первое место следует поставить выразительное и комментированное чтение, затем — подготовленное чтение по ролям, беседа о сценической истории пьесы, анализ событий и характеров. Посещение спектакля и обдумывание режиссерского замысла повышает общий интерес к чтению и анализу драматического произведения, к пониманию его конфликта.В процессе анализа и интерпретации эпизодов и характеров драмы особенно важно развивать воображение школьников, создавать эмоциональный настрой урока и ситуацию сотворчества, приобщать класс к замыслу возможной сценической постановки, учить проникновению в подтекст.

Работе над драмой в классе предшествует самостоятельное чтение ее. Перед чтением желательно дать один-два вопроса типа: «Что вам особенно понравилось? Как вы поняли название пьесы? Кого вы считаете главными героями?» и т.п. На первых порах полезно организовать чтение пьесы вслух во внеурочное время: текст может читать сам учитель, иногда привлекая грамзапись или видеозапись. При чтении педагог обращает внимание на ремарки, перечень действующих лиц, т.е. показывает, что надо читать драму, а иногда обратиться даже к театральным мемуарам.

Вступительные занятия могут быть различными в зависимости от своеобразия пьесы. На вступительных занятиях - 1) предварительный комментарий к пьесе; 2) рассказ об эпохе; 3) исторические сведения о тех вопросах, которые волновали людей определенного времени и нашли отражение в пьесе; 4) репродукции картин художников, рисующих

Драматические произведения анализируются в основном «вслед за автором», т.е. последовательно работать над действиями пьесы.

Работу над драмой желательно начать с обращения школьников ко всей пьесе, помочь ее осмыслить, почувствовать ее основной конфликт, возникновение его. Это может быть вопрос о названии пьесы. Если же и получается исчерпывающий ответ, почему пьеса называется «Гроза» или «»Ревизор», все же прокладывается путь к пониманию конфликта.

Методы и приемы работы над драмой разнообразны.

1. «Точка зрения из зала», установка на зрительное восприятие. Школьники должны вообразить себя мысленно видящими пьесу, с этой целью полезно использовать фрагменты воспоминаний о спектаклях.

2. Важно побудить учеников представить происходящее на сцене с этой целью предложить ситуацию.

Еще одним из приемов, побуждающих учеников проникнуть в текст пьесы, является создание воображаемых мизансцен, т.е. школьникам предлагается продумать, как бы они расположили персонажей в определенный момент действия, представить их положения, жесты, движения.

При анализе драмы предметом постоянного внимания является речь персонажа, ее своеобразие, так как характер персонажа, его социальное лицо, душевное состояние. Не следует забывать, что при анализе пьесы большое значение имеют ремарки авторов. Большое значение в работе над пьесой имеет выразительное чтение.

В процессе анализа полученные наблюдения учитель должен обобщать с этой целью важные суммирующие вопросы, типа: «Что мы узнали о жизни уездного города? Какими предстали перед нами чиновники города? Какой характер мер, принято в Городничем?» или "«то общего в характерах Дикого и Кабанихи, и в чем их различия? Почему неизбежен конфликт между Катериной и миром Кабановой?»

На заключительных уроках в обобщенном виде встают те вопросы, на которые искали ответа ученики в процессе анализа драмы.

Итоговое занятие, по сути, начинается уже с работы над последним действие пьесы, когда разрешается конфликт и автор-драматург как бы подводит итог. С этой целью особое значение имеет выразительное чтение учащихся: это проверка глубины понимания ими характеров действующих лиц.

Чтение по ролям - так же показывает степень понимания школьниками драматического произведения. Учитель по-разному может подойти к распределению ролей. Домашним заданием к такому уроку может быть письменное или устное составление характеристики героя, чью роль будет исполнять ученик.

На заключительных занятиях - конкурсы чтецов отдельных сцен, сценическая история драмы, просмотр экранизации, его обсуждение.

В связи с изучением драмы, ученик должен овладеть рядом теоретико-литературных понятий. Ряд их должен войти в активный словарь школьников: акт, действие, явление, монолог, диалог, перечень действующих лиц, ремарки. По мере проникновения в драму, словарь школьников пополняется: конфликт, сюжет, экспозиция, завязка кульминация, развязка, жанры: комедия, драма, трагедия.; пьеса, спектакль. Спектакль - это не иллюстрация в пьесе, а новое художественное произведение, созданное театром, по-своему трактующим пьесам драматурга.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: