Смоделируйте фрагмент урока анализа драматургического произведения (класс и произведение – по выбору)

Фрагмент урока драматургического произведения
С.Я. Маршака сказка-пьеса «Двенадцать месяцев»(3 класс)

Тема: Драматургическое произведение С.Я. Маршака сказка-пьеса «Двенадцать месяцев».

Цель урока: обучение анализу драматургического произведения.

Задачи:

Образовательные:

-Формировать представление о драматургическом роде литературы.

-Формировать речевые умения, навыки слушания, говорения;

-Совершенствовать умение делить произведение на части;

-Формировать умение выразительно читать произведения по ролям.

Развивающие:

Развивать у школьников умения мыслить логически: находить главное, сравнивать, обобщать, делать выводы;

-Развивать зрительное и слуховое восприятие и память;

-Пополнять словарный запас.

-Развивать навыки связного высказывания.

Воспитательные:

Воспитывать сопереживание, сочувствие к другим людям.

Воспитывать навыки коллективного труда и личной ответственности;

Ход урока:

Беседа о произведениях С.Я. Маршака

Ребята, произведения С.Я. Маршака знакомы нам с детства. Посмотрим на выставку книг и вспомним, какие произведения он написал.

- Сегодня на уроке мы познакомимся с еще одним произведением С.Я. Маршака «Двенадцать месяцев».

Но прежде чем приступить к изучению этого произведения обратимся к биографии писателя.

Ø Слово о жизни и творчестве писателя.

Ø Работа над понятием «драматургическое произведение».


Основная часть

Ø Словарно – лексическая работа.

Падчерица - неродная дочь;

Мачеха – неродная мать;

Не гневайся – не сердись;

Валежник - сухие сучья, деревья, упавшие на землю;

Посох – длинная, толстая палка с заостренным концом.

Ø Первичное чтение. (читает учитель)

Ø Проверка первичного восприятия.

Сколько действующих лиц в сказке? Назовите их.

С какой целью мачеха отправила падчерицу в лес?

Почему братья – месяцы помогли падчерице?

Было ли вам кого – ни будь жалко? Почему?

Какие чувства сказка-пьеса вызвала у вас?

Ø Вторичное чтение и анализ произведения.

Ø Чтение по ролям.

Ø Работа по содержанию.

Ø Первая часть - Жизнь в доме мачехи.

Ø - В какое время года происходят события в сказке «Двенадцать месяцев»?

Ø - С чего началась сказка, что случилось в горной стране Богемии?

Ø - Где жила девочка?

Ø - Кем она приходилась мачехе?

Ø - Счастлива ли она была в этой семье?

Ø - Почему?

Ø - Как можно озаглавить первую часть? (на доске появляется запись)

Вторая часть – В зимний лес за цветами.

- Куда отправляет мачеха падчерицу?

-Для чего понадобились подснежники зимой?- Возможно, ли найти в зимнем лесу цветы?

- Почему?

- Что можно сказать о поступке мачехи?

- Как вы думаете, какие чувства испытывала девочка, оказавшись одна в зимнем лесу?

- Могла ли она просто вернуться домой?

- Почему?

- Как озаглавили вторую часть? (на доске появляется запись)

Итог урока.

Ø Ребята, понравился ли вам сегодняшний урок?

Ø Ребята, как называется произведение, предназначенное для постановки на сцене?

Ø Почему это пьеса – сказка?

Ø  Кого вы осуждаете в сказке? За что?

Домашнее задание: нарисовать иллюстрацию к понравившемуся отрывку.

Составьте план урока по изучению литературно-критической статьи (класс и статья - по выбору).

Тема: Изучение литературно-критической статьи И.А. Гончарова «Мильон терзаний»

Цели: изучить литературно - критическую статью.

Задачи:

Образовательные:

· Познакомить учащихся с литературно-критической статьей И.А. Гончарова «Мильон терзаний»;

· Обучить навыкам конспектирования;

· Углубить восприятие учениками произведения Грибоедова «Горе от ума»

Развивающие:

· Развивать умение самостоятельно работать с критическими материалами (отбирать главное, тезировать, конспектировать, сопоставлять разные точки зрения);

· Совершенствовать умения и навыки, связанные с анализом текста;

Воспитательные:

· Воспитывать коллективную ответственность, взаимопомощь;

Оборудование: Статья Гончарова «Мильон терзаний»;Распечатки с заданием на столах у детей;Мультимедиа проектор;

План урока

1. Орг.момент.(Приветствие)

2. Слово об авторе(Биография автора)

3.Объявление темы («Критическая статья И.А. Гончарова «Мильон терзаний»)

4. Беседа

5. Объяснение задания(У каждой группы на столах распечатка с заданием, в котором указан тезис, требующий доказательства)

6. Проверка задания(Учитель спрашивает каждую группу. Результаты самостоятельной работы учеников отображаются в презентации).

7. Итог

Конспект урока:

Орг.момент.

У: «Здравствуйте, ребята. Сегодня на уроке мы с вами поговорим о И.А. Гончарове и его статье «Мильон терзаний».

У: «Ребята, мы с вами завершили чтение комедии Грибоедова «Горе от ума». На дом вам было задано прочитать критическую статью в учебнике Ивана Александровича Гончарова «Мильон терзаний».

Слово об авторе

У: «Иван Александрович Гончаров - русский писатель, автор таких произведений как «Обыкновенная история», «Обломов», «Обрыв». Все три романа Гончарова были посвящены изображению дореформенной России, которую он хорошо знал и понимал. За свою жизнь Гончаров написал несколько очерков. В историю русской литературной критики прочно вошли его этюды. Один из которых мы сегодня и разберем на уроке. Статья «Мильон терзаний» написана в 1872г. и посвящена произведению «Горе от ума» Грибоедова. Критический этюд Гончарова был впервые опубликован в журнале «Вестник Европы».

3.Объявление темы
Наша с вами сегодня задача составить план этой статьи и обучиться навыкам конспектирования.

У: «Давайте откроем тетради и запишем тему нашего урока «Критическая статья И.А. Гончарова «Мильон терзаний».

Мы с вами детально разберем критический этюд Гончарова, а для этого давайте начертим таблицу в две колонки. Первая колонка называется «тезис».


Беседа

У: «Ребята, что такое тезис?»

Д: «Это положение, точка зрения, которую требуется доказать.»

У: «С помощью чего можно доказать свою точку зрения?»

Д: «С помощью аргументов. Т.е. аргумент-это утверждения, приводимые в подтверждение тезиса.»

У: «Как будет называться вторая наша колонка?»

Объяснение задания

У: «Итак, вы разделились на группы. У каждой группы на столах распечатка с заданием, в котором указан тезис, требующий доказательства. Свои аргументы вы должны приводить, цитируя статью Гончарова «Мильон терзаний». Работу выполняйте самостоятельно в группах. Результаты запишите в таблицу.

Проверка задания

Учитель спрашивает каждую группу. Результаты самостоятельной работы учеников отображаются в презентации.

У: «Первая группа работала с тезисом «Чацкий-человек ума и чувства». Какие аргументы вы подобрали в защиту своего тезиса?»

Остальные группы переписывают в тетрадь тезис и аргументы.

У: «Вторая группа работала с тезисом «Идеал Чацкого (требования)». Какие аргументы вы нашли из статьи Гончарова «Мильон терзаний?»

Остальные группы переписывают в тетрадь тезис и аргументы.

У: «Третья группа работала с тезисом «Один в поле воин, если он Чацкий». Давайте посмотрим какие аргументы вы нашли?»

Остальные группы переписывают в тетрадь тезис и аргументы.

У: «У четвертой группы был тезис «Последствия «Мильона терзаний» Чацкого». Какие аргументы вы подобрали в защиту, используя статью Гончарова «Мильон терзаний»?

Остальные группы переписывают в тетрадь тезис и аргументы.

У: «Пятая группа работала с тезисом «Мильон терзаний» Софьи». Давайте проверим, какие вы подобрали аргументы?»

Остальные группы переписывают в тетрадь тезис и аргументы.

У: «И, наконец, у шестой группы был тезис «Живучесть роли Чацкого». Давайте проверим, как справились с заданием ребята»

Остальные группы переписывают в тетрадь тезис и аргументы.

У: «Ребята, вы подробно разобрали статью. Давайте теперь попробуем разобраться с точкой зрения Гончарова на комедию «Горе от ума».

У: «На какие микротемы можно разделить статью?»

Д: «Чацкий и Софья»

У: «Каждому из них достается свой «мильон терзаний». В чем видит гончаров «Мильон терзаний» Софьи? Объясните своими словами.»

Д: «В характере Софьи есть качества, выделяющие ее среди людей фамусовского круга. Она страстная натура. Человек живого ума. Душевные терзания Софьи вызваны тем, что богатые задатки ее натуры испорчены пошлым окружением и ложными идеалами, которые она составила себе под влиянием сентиментальных романов. Как говорит И.А.Гончаров, «… Она загублена в духоте … ей … тяжелее всех, тяжелее даже Чацкого…» В этом и есть её «мильон терзаний»

У: «Главную роль в комедии Грибоедов отводит не Софьи, а Чацкому. Что же, по мнению, Гончарова послужило мотивом, поводом к «мильону терзаний» этого героя?»

Д: «Неприятие его фамусовским обществом. Отсутствие ответного чувства Софьи-всё это изматывает его. (В результате для него и складывается свой «мильон терзаний»).»

У: «Каковы же последствия этого «мильона терзаний» Чацкого по мнению Гончарова?»

Д: «Под тяжестью "мильона терзаний" он ломается, начинает противоречить здравой логике. Все это влечет за собой совершенно невероятные слухи. В порыве страсти наш герой не раз грешит против логики, но во всех его словах есть правда - правда его отношения к фамусовскому обществу. Он не боится говорить все всем в глаза и справедливо обвинять представителей фамусовской Москвы во лжи, ханжестве, лицемерии. Он сам - яркое доказательство того, что отжившее и больное закрывает дорогу молодому и здоровому.»

7.Итог:

Ребята, так «победитель или побежденный» Чацкий по мнению Гончарова?

Согласны ли вы с мнением Гончарова? Аргументируй свою точку зрения.

Над этим вопросом я предлагаю подумать вам дома и написать сочинение на тему Чацкий – «победитель или побежденный»?

Составьте план урока – изучение обзорной темы (класс и тема - по выбору).

Тема: «Малые жанры фольклора». (1 класс).

Ход урока.

I. Вводная часть.

Приветствие учеников.

Урок начинается с того, что логопед читает детям какое-либо произведение из жанра малого фольклора и детям необходимо ответить, что это - загадка, пословица, поговорка или потешка. В случае, если дети называют неправильно, то логопед сам называет что это.
После это логопед объединяет все эти произведения и говорит как их можно назвать – малые жанры фольклора.


II. Основная часть.

1. Логопед, показывая на доске названия всех жанров малого фольклора рассказывает про его историю, кем он был придуман, что он представляет из себя, что в себя включает и говорит про особенности каждого жанра вкратце.

2. После того, как логопедом было рассказано про фольклор, предлагается каждому ребенку сказать, какой жанр он запомнил больше всего и обосновать почему.

3. Каждому ученику предлагается индивидуальное задание: необходимо найти в учебнике определенный жанр малого фольклора (какой скажет логопед) и прочитать всему классу, и остальным ученикам необходимо догадаться, что было прочитано.

4. Работа у доски. Ученик индивидуально вызывается к доске и необходимо распределить определенное произведение к определенному жанру и сказать то, что получилось полным связным предложением.

 III. Заключительная часть.

Подведение итогов урока. Ответы на вопросы логопеда:

С какими жанрами мы сегодня познакомились?

Кто является их авторами? Один человек или народ?

Есть ли у них отличительные особенности?

Какие на ваш взгляд простые, а какие – сложные? (обосновать почему)

Домашняя работа: подготовить на следующий урок по несколько загадок и одну из них выучить наизусть.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: