Оборудование: текст рассказа В. Распутина «Уроки французского», иллюстрации к рассказу, мел, доска, монеты для инсценирования.
Введение в тему, создание проблемной ситуации.
А) Инсценирование игры в «Пристенок».
Б) Система вопросов:
Учитель: Свидетелями какого эпизода вы только что были?
Учитель: Что последовало за этой сценой? Какие последствия принесло подобное занятие для Лидии Михайловны?
Учитель: Так кто же действительно прав в данной ситуации Лидия Михайловна или Василий Андреич? Это и попытаемся мы узнать в ходе сегодняшнего урока. Запишите тему в тетрадь.
2) Объяснение нового, работа над проблемной ситуацией, поочередное рассматривание позицииВасилия АндреичаиЛидии Михайловны.
А) Система вопросов:
Учитель: В. Распутин назвал свой рассказ «Уроки французского». Чему же научила Лидия Михайловна главного героя?
Учитель: Поэтому он так запал в память главному герою…
Учитель: Что вы можете сказать о жанре этого произведения? Как он написан? Ученик: От первого лица, что подчеркивает степень значимости описанного здесь события, это воспоминания детства, той поры, когда происходит становление, воспитание личности человека, когда мы учимся различать свет и тень, добро и зло. Более того, первое лицо – показатель того, что все испытано на себе, поэтому видение подростком случившегося эмоционально, окружено ореолом романтики, некоего сентиментализма. Нет четких объективных оценок. Выполненный в жанре автобиографии, рассказ повествует о невымышленных, реальных событиях.
|
|
Учитель: Оправдана ли была реакция Василия Андреича на игру Лидии Михайловны с учеником в «Замеряшки»?
Учитель:Какими педагогическими принципами руководствовался директор школы в ходе своей работы?
Учитель: Найдите доказательства этому утверждению в тексте?
Учитель: Итак, как, по мнению Василия Андреича, должна была поступить Лидия Михайловна?
Ученик: Как только узнала о том, что мальчик играет на деньги, сообщить об этом директору…
Учитель: А как поступает учительница мы знаем. Но почему она начинает помогать мальчику и почему таким антипедагогическим способом?
Учитель: И когда Валя укоряет ее: «Вы же учительница!», что отвечает Лидия Михайловна…
Б) Выразительное чтение отрывка от «учительница – так другой человек, что ли?» до «ни в коем случае нельзя, чтобы он узнал, что мы играем в «Замеряшки».
Учитель: Почему антипедагогическое обучение, не «по расписанию» превратилось в гуманное?
В) Составление схемы.
3. Итог урока. Ответы учеников на центральный проблемный вопрос. Письменный опрос мнений учащихся о сегодняшнем уроке.
Смоделируйте фрагмент урока анализа поэтического текста (класс и текст – по выбору).
|
|
Тема: «Цветок». И. С. Тургенев
Цель: знакомство с поэтическим лирическим произведением.
Задачи:
образовательные:
− вовлечь каждого учащегося в активный познавательный процесс;
− познакомить учеников с понятием «лирика» и с лирическими произведениями.
развивающие:
− научить анализировать стихотворное произведение;
− определить представление об игровом поэтическом творчестве;
− сформировать навык выразительного чтения.
воспитательные:
− научить ответственно относиться к выполнению поставленных заданий.
Ход урока.
IV. Вводная часть.
Приветствие учеников.
Подготовка к восприятию произведения: ученикам предлагается картина с изображением цветка и им необходимо про него рассказать и описать.
V. Основная часть.
Первичное восприятие произведения: учитель прочитывает ученикам стихотворение, одновременно предлагая детям ассоциировать его с картиной цветка, который они видят.
Проверка первичного восприятия:
Задаются вопросы: каким описывал цветок автор? Что автор хотел передать своим описанием?
Вторичное чтение и анализ произведения: учитель, читая стихотворение повторно, делает акценты на интонацию прочтения, на причины той или иной интонации, подготавливая, таким образом, учеников к выразительному чтению.
Вторичное восприятие произведения: ученикам самим необходимо выразительно прочитать стихотворение.
VI. Заключительная часть.
Подведение итогов урока. Ответы на вопросы учителя по пройденному уроку.
Домашнее задание: написать сочинению по произведению.
Геометрические тела: призма, параллелепипед, куб, цилиндр, конус, шар. Их свойства. Методика изучения учащимися с тяжелыми нарушениями речи.
Призма - это объемный многогранник, две грани которого представляют собой равные (одинаковые) многоугольники, лежащие в параллельных плоскостях, а остальные грани представляют собой параллелограммы, противолежащие грани у которых являются общими с соответствующими сторонами параллельных многоугольников.
Призма - многогранник, основаниями которого являются равные многоугольники, соответствующие боковые грани которого представляют собой параллелограммы.
Свойства призмы
Основания призмы равны
Каждая из боковых граней обязательно является параллелограммом
Боковые ребра призмы параллельны и равны между собой
Боковые грани правильной призмы представляют собой равные прямоугольники
При пересечении призмы и диагональной плоскости сечение представляет собой параллелограмм
Перпендикулярное сечение перпендикулярно ко всем боковым рёбрам призмы
Углы перпендикулярного сечения — это линейные углы двугранных углов при соответствующих боковых рёбрах
Перпендикулярное сечение перпендикулярно ко всем боковым граням
Цилиндр (круговой цилиндр) – тело, которое состоит их двух кругов, не лежащих в одной плоскости и совмещаемых параллельным переносом, и всех отрезков, соединяющих соответствующие точки этих кругов.
Свойства цилиндра: |
Основания цилиндра равны |
Основания лежат в параллельных плоскостях |
Образующие цилиндра параллельны и равны |
Параллелепипедом называется призма, у которой в основании лежит параллелограмм. Все грани параллелепипеда являются параллелограммами