Смоделируйте фрагмент урока – работа с учебником-хрестоматией (класс и произведение – по выбору)

Тема: «Хрестоматия». М. В. Юдаева(2 класс).

Ход урока.

I. Вводная часть.

Приветствие учеников.

Логопед начинает урок с того, что предлагает детям порассуждать над тем, что такое литература, для чего нам необходимо ее изучать и что нам может помочь это сделать (учебник).

После беседы логопед просит детей взять учебники, которые у них лежат на столе и рассказывает им о том, что это за книга, как она выглядит, что на ней написано, кто автор.

II. Основная часть.

1. Первичное знакомство: ученикам предлагается рассмотреть учебник и описать его внешнюю обложку, что на ней написано, для какого класса предназначена и тд.

После первичного знакомства предлагается открыть учебник на первой странице и посмотреть, какие данные даются нам на этой странице, что это за данные.

Необходимо после первичного знакомства проверить, что усвоили ученики и попросить каждого сказать, с чем они познакомились в начале.

2. Когда первичное знакомство закончено, необходимо приступить к рассмотрению оглавления учебника. Логопед выбирает по одному ученику, который будет анализировать отдельный раздел учебника (как называется, какие разделы есть, сколько глав и тд.). При необходимости логопед помогает ребенку в описании. После того, как все оглавление было озвучено, логопед предлагает детям по отдельности рассказать о составе по вопросам:

Сколько разделов в оглавлении?

Как они называются?

Имеются ли в разделах главы? Сколько их?

3. Когда было рассказано про оглавление, детям предлагается рассмотреть информацию в учебнике: как она расположена на странице, удобно ли, какой шрифт используется (большой или маленький), не устают ли глаза при просмотре, используются ли иллюстрации и т.д

4. Работа с содержанием: когда учебник полностью изучен, предлагается каждому ребенку поработать с содержанием (найти произведение по оглавлению и открыть его).

III. Заключительная часть.

Подведение итогов урока. Ответы на вопросы логопеда:

С какой книгой мы сегодня познакомились?

Для чего она нам нужна?

Что мы про нее узнали? Из чего она состоит?

Домашняя работа: работа с содержанием (дается ряд произведений, которые нужно найти по содержанию и обозначить их страницы).

Смоделируйте фрагмент урока – знакомство с биографией писателя (класс и произведение – по выбору).

Тема: Знакомство с А. И. Куприным (5 класс).

Ход урока.

I. Вводная часть.

Приветствие учеников.

Логопед предлагает детям сыграть в игру: на доске расположены портреты различных авторов и детям предлагается отгадать, с каким автором будет знакомство на уроке. Для этого, ученики разделяются на группы и им описывается автор:

У этого писателя густые волосы, брови и борода;

У него темные и узкие глаза;

На нем галстук и белый пиджак.

II. Основная часть.

1.  Логопед прелагает детям поговорить об авторе.

Александр Иванович Куприн – знаменитый писатель, классик русской литературы, наиболее значительными произведениями которого являются «Юнкера», «Поединок», «Яма», «Гранатовый браслет» и «Белый пудель». Также высоким искусством считаются короткие рассказы Куприна о русском быте, об эмиграции, о животных.

Детям рассказывается о жизни писателя, о чем/ о ком писал автор, как сказалось его творчество на жизнь людей, других писателей и др.

2. Детям предлагает ознакомиться с произведением автора с помощью беседы.

Логопед показывает детям обложки произведений автора, которые сгруппированы по темам и описывает их. Ученикам по описанию необходимо догадаться о теме произведения автора.

После каждой темы логопед рассказывает детям об угаданной теме и о произведениях темы, т. е когда они были написаны, при каких условиях, что сподвигло на их написание и тд.

3. Знакомство с автором и его творчеством посредством просмотра видеозаписи (отрывок).

До просмотра видео детям задаются вопросы и им необходимо найти на них ответы в просмотренном:

Где родился писатель?

К какому роду относится семья Куприна?

А каком году поступает и заканчивает кадетский корпус?

Когда начинается литературная биография Куприна?

Активно начинает печататься в газетах, перечислить в каких? (можно не все)

Какая повесть сделала Куприна известным?

 III. Заключительная часть.

Подведение итогов урока. Ответы на вопросы:

С каким автором мы познакомились?

Что вы узнали о его жизни?

С какими произведениями познакомились?

Что вам запомнилось больше всего из биографии автора?

Домашняя работа: подготовить один рассказ А. И. Куприна (раздается каждому ученику) и пересказать его.

 

Составьте план урока – вступительного занятия к одной из тем, изучаемых (класс и произведение - по выбору).

Конспект урока вступительного занятия по литературе

к изучению повести Н. В. Гоголя «Ночь перед рождеством» для 5 класса.

Тема: Н. В. Гоголь. «Ночь перед Рождеством».

Тип урока: вступительное занятие (подготовка к восприятию).

Цели урока:

образовательные:

1. Подготовка учащихся к восприятию повестиН. В. Гоголя «Ночь перед рождеством».

2. Формировать интерес к изучаемому произведению.

3. Развитие представления у учащихся о неповторимом национальном колорите повести «Ночь перед Рождеством».

4. Мотивирование учащихся к последующему анализу произведения.

5. Знакомство учащихся с традициями и обрядами, с бытом и верованиями славянских народов через эпоху, отраженную в повести «Ночь перед Рождеством».

развивающие:

1. Развитие устной и письменной речи.

2. Развитие творческого потенциала учащихся.

3. Расширение представлений о народных традициях как источнике формирования нравственных ценностей.

воспитательные:

1. Воспитание интереса к творчеству Н. В. Гоголя, народным традициям, национальной культуре.

2. Воспитание уважения к вере, обычаям и традициям разных народов.

Оборудование: проектор, экран, презентация, толковый словарь, репродукция картины художника А. П. Бубнова «Ночь перед Рождеством», иллюстрация художника А. Куркина к произведению «Ночь перед Рождеством».

План урока:

I. Организационный момент. (Сообщение темы и целей урока. Н. В. Гоголь «Ночь перед Рождеством».)

II. Слово учителя с элементами беседы.( Ребята, на уроках литературы вы уже встречались с творчеством Н.В.Гоголя. Какое произведение Гоголя вы читали? («Заколдованное место»).

Верно. Эта повесть входит в сборник «Вечера на хуторе близ Диканьки». Сборник подписан «Рудый Панько» (Рудый = рыжий). Это рассказчик, от имени которого публикуются повести. Вы знакомы с таким приемом? В чем его суть? Ранее его использовал другой великий русский писатель, с творчеством которого вы уже познакомились. Какой же это автор? Как назывался его сборник? (А. С. Пушкин «Повести Белкина»). Совершенно верно. Как вы думаете, ребята, случайно ли свой сборник Гоголь назвал именно «Вечерами на хуторе близ Диканьки»?

III. Работа с эпиграфом. (Эпиграф заранее записан учителем на доске. «Глубокое проникновение в культуру прошлого и культуры других народов сближают времена и страны».Д. С. Лихачев). Ребята, прочитайте, пожалуйста, эпиграф, слова которого принадлежат Д. С. Лихачеву. Запишем эпиграф в тетради. Ребята, как вы понимаете слово «культура»? Как вы думаете, в чём ещё может выражаться культура людей? Как же мы можем отличать культуру одного народа от культуры другого? А как же тогда эти слова известного русского филолога Д. С. Лихачева мы можем соотнести с Н. В. Гоголем

IV. Беседа: (Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с неизвестными или малознакомыми нам календарными обрядами и подготовимся к чтению повести Н. В. Гоголя «Ночь перед Рождеством», которая и является связью между культурой прошлого и культурой других народов, которая сближает времена и страны, сближает нас, читателей с великим русским писателем Николаем Васильевичем Гоголем. События повести происходят накануне большого христианского праздника Рождества. Чем же интересна эта ночь перед Рождеством? (Ночь чудес, гаданий, время, когда оживает нечистая сила…).

Самое лучшее средство войти в мир народной культуры – это вникнуть в смысл созданных народом сказок, вслушаться в его песни, понять обычаи, обряды, верования.

В этом нам и поможет повесть Гоголя. В ней сильно и ярко выражена поэтическая душа народа, его извечное стремление творить добро, непримиримое отношение к обману, доверчивость, незлобивость, жизнерадостный юмор, и что очень важно, показаны обычаи и традиции украинского народа.

Обращение Гоголя к украинской теме было закономерно. Как вы думаете, ребята, почему? (Его детство и юность прошли на Украине). Да, это так. Отсюда он вынес свои первые впечатления о жизни, здесь зародилась в нем любовь к украинскому фольклору. Приехав в Петербург, Гоголь неожиданно проникнулся глубоким интересом к украинской культуре. Как вы считаете, почему? (Ему не хватало культуры, традиций своего народа, быта украинской жизни).

Известно, что нет такой области художественной культуры, которую не обогатил бы гений Гоголя. Его образами вдохновлены произведения сценического и музыкального искусства, а также многие создания живописи. И поэтому, для того чтобы лучше понять повесть «Ночь перед Рождеством», мы для начала обратимся к некоторым картинам и иллюстрациям русских художников к этой повести.

1. Работа с иллюстрациями. (Посмотрите на иллюстрацию А. Куркина «Пан Голова» к произведению Н. В. Гоголя «Ночь перед Рождеством».

Что изобразил художник на картине? (Веселящихся людей, радостных, счастливых, с музыкальными инструментами, на санях; ночь, свет в окнах хат; мороз, снег, звездное небо; нечистая сила пляшет вокруг луны и проч.)

Почему мы можем сказать, что люди веселятся? Какие краски и с какой целью использовал художник?

2. Сообщения учащихся.( Сообщения учащихся: Ребята, скажите, нравится ли вам Рождество? Почему (чем)? Действительно, это время духов и чудес. А самое величайшее чудо этого времени в том, что в этот день родился Иисус Христос.)

3. Работа с фрагментом видеофильма. (Посмотрим несколько фрагментов из фильма по повести Н.В. Гоголя “Ночь перед Рождеством. Понаблюдайте за обрядами, гуляниями и традициями в этом фрагменте. Какие праздничные обряды или народные традиции вы увидели? Как проходят святочные гуляния украинского народа?

Подведение итогов. (Ребята, давайте подведем итоги нашего урока.

Скажите, почему традиции древних славян и христианские обряды неразделимы в народном сознании? Можете ли вы привести пример такого обряда, ставшего забавой для украинского народа, но имевшего глубокий смысл? Какой же славянский праздник принес этот обряд? Можем ли мы назвать повесть «Ночь перед Рождеством» энциклопедией народной жизни?

V. Домашнее задание: (Проанализировать повесть с точки зрения использованных Н.В. Гоголем изобразительно-выразительных средств, привести примеры, определить их роль в повести.)

Составьте план фрагмента урока, связанного с изучением теоретической статьи (класс и теоретическая статья - по выбору).

Тема: « Пространство и время в произведениях Ф М. Достоевского». А. Галкин(10 класс).

Ход урока.

I. Вводная часть.

Приветствие учеников.

Подготовка к восприятию статьи: ученикам предлагается беседа на тему науки в целом: что такое наука, в чем ее суть, что она изучает, какие виды научных жанров могут быть. После беседы предлагается познакомиться конкретно с теоретической статьей.

Теоретические научные статьи содержат в себе результаты исследований, выполненных с помощью таких методов познания, как абстрагирование, синтез, анализ, индукция, дедукция, формализация, идеализация, моделирование.

Главенствующее значение имеют логические законы и правила.

Научно-теоретические статьи - это изложенные в доступной форме теоретические разработки в определенной области.

II. Основная часть.

Первичное восприятие статьи: ученикам предлагается прочитать статью по цепочке (разделяются по рядам).

Проверка первичного восприятия: задаются вопросы:

О чем говорится в статье?

Что хотел сказать автор, говоря о пространстве и времени в статье?

Вторичное чтение и анализ произведения:

Ученикам предлагается вторично ознакомиться с произведением (чтение про себя).

После прочтения предлагается самостоятельная работа с текстом: предлагается таблица, в которую необходимо внести те произведения Ф. М. Достоевского, о котором говорится.

ПРОСТРАНСТВО ВРЕМЯ
   

 

Вторичное восприятие произведения:

Предлагается пересказ статьи по составленной таблице.

 III. Заключительная часть.

Подведение итогов урока. Ответы на вопросы:

О чем говорилось на уроке?

С каким научным жанром было знакомство? В чем его особенности?

Произведения какого автора были рассмотрены в статье и с какой точки зрения?

Домашняя работа: сочинение на тему «Повествователь-хроникер и его роль значимость во временя в произведениях Ф. М. Достоевского».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: