Расчет траекторий ортодромии в картографической проекции

Линия ортодромии строится на карте по промежуточным точкам, от точки к точке. При этом сначала задаётся новое значение долготы l=l1 + Dl, (например, Dl =1°), затем вычисляется величина широты j по формуле:

.

 

Полученные значения новой точки j и l наносятся на карту и берутся за начало отсчета для следующей точки.

l
j
j i
l i
l i+1= l i+ Dl
j i+1
Dl
j i+1
bi
bi +1

 


Путевой угол β ортодромии, проходящей из первой точки (j1, l1) во вторую (j2,l2), и измеренный относительно меридиана первой точки определяется по формуле:

.

На рисунке показана траектория на картографической проекции Меркатора по маршруту от Москвы до Владивостока.

 


Начальный путевой угол вылета из Москвы ПУ=59,5°.

Конечный путевой угол прилёта во Владивосток ПУ=138,2°.

Точка вертекса имеет координаты: j= 60,99° с.ш., l= 73,61° в.д.

 

Локсодромия – кривая, проходящая через две заданные точки на поверхности Земли, пересекающая меридианы под постоянным углом.

Локсодромия как линия пути появилась сначала в морской навигации, поскольку с помощью самого древнего вида  магнитного компаса измеряется и выдерживается курс относительно текущего меридиана, на котором в данный момент находится корабль или самолет.

Движение с постоянным курсом происходит по локсодромии.

В общем случае при произвольном путевом угле локсодромия имеет вид спирали, «наматывающейся» на полюса.

Более точно локсодромический путевой угол β может быть вычислен по формуле:

где β − искомый путевой угол;

φ1 и φ2 широты пунктов вылета и прибытия;

λ1 и λ2 долготы этих пунктов;

φср = 1 + φ2)/2 − средняя широта перелета.

Полученный результат будет правильным, если конечная точка маршрута лежит в первой четверти (0 – 90°).

Если конечная точка лежит во второй четверти (90° – 180°), искомый путевой угол получают, вычитая полученное число градусов из 180°. Если же конечная точка находится в третьей четверти (180° – 270°), к полученному углу прибавляют 180°, а если в четвёртой четверти (270° – 360°), то полученный угол вычитают из 360°.

Длина локсодромии в угловой мере определяется по формулам:

а) для углов β, близких к 0° или 180°,

S ° ≈ (φ2 − φ1) / cos β.

где φ1 и φ2 — широты пунктов вылета и прибытия в градусах;

б) для углов β, близких к 90° или 270°,

S ° ≈ (λ2 − λ1) / sin β * cos φср.

Разность между длинами локсодромии и ортодромии достигает своей максимальной величины при полете вдоль параллели.

 

Расчёт длины локсодромии выполняется в два приёма:

1) расчёт локсодромического путевого угола β;

2) расчёт длины локсодромии в угловой мере S ° и в линейном измерении S км.

 

 

Пример 4. Расчет длины локсодромии при полете из Москвы во Владивостока.

Шаг 1. Определить истинный локсодромический путевой угол β.

Москва:              φ1 = 55,75°                  λ1 = 37,61°;

Владивосток:    φ2 = 43,11°                  λ2 =131,87°;

средняя широта φср = 55,75° + 43,11° = 49,43°; cos 49,43° = 0,6504

Следовательно,

tg β = (131,87° – 37,61°) / (43,11° – 55,75°) * 0,6504 = -4,848.

β = – 78,35° + 180°= 101,65°;    sin (101,65°) = 0,9794.

Шаг 2. Определить длину локсодромии в угловой мере.

Для рассмотренного примера берём вариант б).

S ° (131,87° – 37,61°) / (0,9794) * 0,6504 = 62,56°

Пересчёт в линейную меру:

S км = S ° * 111,2 км = 6957 км

Локсодромия

φ1

l1

φ2

l2

φср

tg β

β

S км

Москва-Владивосток

55,75

37,61

43,11

131,82

49,43

-4,848

101,65

6957

Вывод: Между Москвой и Владивостоком:

· длина ортодромии                     Sкм =6416 км,

· длина локсодромии                   Sкм =6957 км.

Таким образом показано, что длина ортодромии короче на 541 км, чем локсодромия.

 




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: