Вопрос 1. Понятие культура, ее сущность, функции, формы и ценности культуры.
«Культура» от лат. слов «cultura» – возделывание, обрабатывание и «colere» - возделывать, обрабатывать что-либо (первоначально почву).
Культура – специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленный в продуктах материального и духовного труда, в системе социальных норм и учреждений, в совокупности отношений людей к природе, к самим себе и к обществу.
Культура – социально-прогрессивная творческая деятельность человечества во всех сферах бытия и сознания, являющаяся диалектическим единством процессов опредмечивания и распредмечивания, направленная на преобразование действительности, на превращение богатства человеческой истории во внутреннее богатство личности, на всемерное выявление и развитие сущностных сил человека.
Согласно этим определениям, культура представляет собой триединый процесс, включающий в себя:
- совокупность достижений человечества, материальные и духовные ценности (предметный мир культуры);
|
|
- саму человеческую деятельность по созданию (опредмечивание), распространению и хранению культурных благ, материальных и духовных ценностей;
- освоение культурного наследия, потребление предметов культуры (распредмечивание).
Принято различать два вида культуры: материальную и духовную.
Но их подразделение является относительным и условным, так как в реальной жизни они тесно взаимосвязаны и взаимопроникаемы.
К материальной культуре относится все то, что предназначено для удовлетворения материальных потребностей и интересов людей: орудия труда, техника, транспорт, здания, предметы быта, а также сама культура труда, быта и т.п.
К духовной культуре относится все то, что предназначено для удовлетворения духовных потребностей и интересов людей: наука, искусство, религия, мораль, образование и др.
Формы культуры:
- элитарная (высокая) культура, произведения которой воспринимаются относительно неширокими слоями населения; совокупность культурных творений, сложных по содержанию и мало понятных неподготовленному человеку, напр., изящные искусства, классическая литература и музыка;
- народная культура - совокупность мифов, легенд, сказаний, песен, танцев, созданных, как правило, анонимными авторами;
- массовая культура - общепризнанный набор культурных образцов и представлений, поддерживаемый СМИ, поп-культура, рок-культура.
Функции культуры
гуманистическая (человекотворческая или образовательно-воспитательная) – развитие творческого потенциала человека во всех формах его жизнедеятельности, формирование человека (индивида) как личности;
|
|
познавательная – культура является средством познания и самопознания общества, социальной группы и отдельного человека;
информационная – функция трансляции социального опыта, знаний, информации (обеспечивает связь времен, поколений);
нормативно-регулятивная – культура выступает средством социального регулирования и контроля за поведением людей: с помощью идеалов, норм, ценностей и образцов поведения она формирует и регулирует поведение людей; культура определяет те рамки, в которых может и должен действовать человек;
ценностно-ориентационная – культура задает определенную систему координат, жизненных ценностей, в которых существует и на которые ориентируется человек;
коммуникативная – функция социального общения: задавая систему ценностей, норм и образцов поведения, культура способствует общению людей в рамках принятых в данном обществе норм;
интегративная – освоение культуры создает у людей того или иного сообщества чувство общности, принадлежности к одной нации, народу, религиозной конфессии, стране и т.п. Таким образом, культура сплачивает людей, объединяет их, обеспечивает целостность сообщества.
Культурные ценности — это незаменимые материальные и нематериальные предметы и произведения культуры, созданные человеком в результате творческого процесса, имеющие художественную и имущественную ценность, универсальную значимость и оказывающие эстетическое, научное, историческое воздействие на человека
Социальные ценности – значимые явления, предметы, процессы как образцы, принятые в данной среде, при помощи которых люди соотносят свои взаимодействия в социальной общности. Ценности, как «стержень» культуры, объединяют материальную и нематериальную культуру. Ценности выступают как социально-нормативные регуляторы общественной жизни и поведения людей. Ценности являются основанием для норм и стандартов поведения.
Вопрос 2. Понятие социально-культурная деятельность, содержание, функции и принципы СКД.
Социально-культурная деятельность- это обусловленная нравственно-интеллектуальными мотивами общественно целесообразная деятельность по созданию, освоению, сохранению, распространению и дальнейшему развитию ценностей культуры.
Направления СКД:
1. Создание (связано с созданием ценностей культуры как на профессиональной, так и любительской основе)
2. Освоение (объединило всех людей, которые в большей или меньшей мере усваивают богатства мировой и национальной культуры)
3. Сохранение (выразилось в деятельности музейных и библиотечных работников, реставраторов, специалистов архивного дела и иных форм сохранения ценностей материальной и духовной культуры)
4. Распространение (интегрирующее труд учителей, специалистов средств массовой информации и культурно-просветительской деятельности, - ориентировано на распространение ценностей культуры)
5. Развитие (создание благоприятной культурной среды, с вовлечением людей в мир культуры, удовлетворением и дальнейшим развитием духовных интересов и потребностей разных групп населения, со стимулированием познавательно-образовательной, художествен но-творческой, развлекательно-игровой, спортивно-оздоровительной и иных видов активности в области культуры)
Функции СКД - категории, выражающие проявление ее свойств и предназначенности к определенным конструктивным действиям, реализующим культуросозидающие возможности общества и стимулирующим культурно-творческое развитие личности.
- адаптивно-нормативная функция - хоминизация личности: освоение формирующимся индивидом основ санитарно-гигиенической культуры, культуры речи и других элементарных человеческих качеств, адаптация к социуму и его культуре, приобретение способности к самоконтролю и саморегуляции поведения;
|
|
- образовательно-развивающая функция - освоение ценностей культуры, последовательный процесс социализации, инкультурации и индивидуализации личности.
Социализация - процесс и результат включения человека в социум, освоения и воспроизводства им социального опыта, принятия требований, норм и принципов общественных отношений.
Инкультурация – вовлечение человека в мир культуры, в систему знаний о мировой и отечественной культуре и сложившимися в обществе ценностных и нормативно-регулируемых установок.
Индивидуализация – развитие особенностей, выделяющих личность из окружающей ее массы.
- преобразовательно-созидательная функция - вовлечение личности в процесс создания ценностей культуры, в различные формы художественного, технического, социального творчества;
- эколого-охранительная функция - формирование экологической культуры, сохранение культурного наследия, природной и культурной среды;
- информационно-просветительная функция - накопление, хранение и распространение информации, культурно-просветительная деятельность, формирование интеллектуальных и иных качеств, необходимых члену информационного общества XXI века;
- интегративно-коммуникативная функция - диалог культур, взаимовлияние локальных цивилизаций, раскрытие достижений национальных и региональных культур, обеспечение адекватного и гуманного восприятия субкультур, формирование культуры деловых и неформальных отношений;
- рекреативно-игровая функция - формирование празднично-обрядовой и игровой культуры, обеспечение зрелищно-развлекательного досуга и психологической разрядки Знание СКД необходимо для совершенствования и улучшения культурно-досуговой сферы.
Принцип СКД – наиболее общие положения, которые отражают объективно существующие, внутренне обусловленные, необходимые и устойчивые связи и отношения, складывающие в процессе создания, осовения, сохранения, и развития культурных ценностей и предопределяющие ее направленность, характер, содержание и формы.
|
|
1.Принцип добровольности и общедоступности социально-культурной деятельности.
2.Принцип развития инициативы и самодеятельности.
3. Принцип преемственности и последовательности в освоении культурного наследия.
4.Принцип дифференцированного подхода к различным социально-демографическим группам
5.Принцип системности и последовательности.
6.Принцип деятельностного подхода.
Вопрос 3. Досуг, как сфера СКД, функции, формы досуга.
Досуговое (или рекреационное) время – это часть социального времени личности, группы или общества в целом, которая используется для сохранения, восстановления и развития физического и духовного здоровья человека, его интеллектуального совершенствования. Это время дает им возможность удовлетворить потребность в общении и увлечениях, решении хозяйственных и бытовых вопросов, активном отдыхе и т.д.
Функции досуга:
1. Рекреационная (отдых, восстановление физической и психической энергии);
2. Развивающая (физическое, интеллектуальное, художественное, нравственное развитие личности);
3. Деструктивная (явления антидосуга - хулиганство, азартные игры, злоупотребление спиртными напитками, просто «ничегонеделание»).
Исследователи выделяют около пятисот форм досуга, которые включают следующие виды деятельности:
1. активную рекреацию (непрофессиональный спорт, туризм, прогулки и иные формы общения с природой, спортивные и интеллектуальные игры, разведение цветов, выгуливание собак и т.д.);
2. товарищеское общение, развлечения, праздники, посещения спортивных состязаний, ресторанов, танцевальных залов, клубов и т.д., другие формы коллективного времяпрепровождения; социальная активность и социальное творчество;
3. индивидуальное потребление ценностей культуры (чтение, прослушивание радиопередач, музыкальных записей, просмотр телепрограмм, восприятие компьютерной информации и т.д.);
4. потребление духовных ценностей публично-зрелищного характера (кино, театр, филармония, эстрада, цирк, музей, выставка, лекторий, планетарий, зоопарк, ботанический сад и т.д.);
5. любительское художественное и техническое творчество (пение, музицирование, художественная самодеятельность, коллекционирование, моделирование, конструирование, ремесло и т.д.).
В рамках социологических, социально-психологических и индивидуально-психологических исследований принято выделять:
активные и пассивные формы проведения досуга:
1. активные (деятельностные): творческие и любительские занятия, занятия физкультурой, а также активные формы межличностного и межгруппового общения;
2. пассивные: посещение различных культурных мероприятий и потребление продукции средств массовой коммуникации (радио, телевидение, Интернет и пр.)