Вопрос 8. Формы социально-культурной деятельности, их характеристика. Применение форм СКД с учетом потребностей и духовных интересов посетителей центров культуры

Формы СКД - совокупность средств и методов организации СКД людей, направленная на решение задач воспитания в рамках сферы культуры и досуга. Форма СКД - это запланированная информационно-просветительная, социально-педагогическая и культурно-воспитательная акция, направленная на какую-либо аудиторию и ставящая цель — донесение определенной информации до заранее предусмотренного объекта.

Выбор той или иной формы зависит от цели, задачи, содержания проводимой работы, от условий (места, времени, аудитории). Этими факторами будет обуславливаться выбор методики и проведения каждой формы работы (законченное педагогическое действие).

Содержание деятельности должно обязательно облекаться в определенную форму. Формы работы клубных учреждений - это способы и приёмы организации клубной аудитории. По способам реализации содержания клубной деятельности мы различаем лекции и беседы, диспуты и вечера вопросов и ответов, дискотеки и шоу - программы и т.д.

В зависимости от способов организации клубной аудитории формы бывают индивидуальные, групповые, коллективные и массовые.

Индивидуальны формы:

- Беседы: в обыденном смысле - литературная или театральная форма устного или письменного обмена в разговоре между двумя и более людьми; - в философском и научных смыслах - специфическая форма и организация общения, коммуникации. Традиционно противопоставляется монологу.

- Консультации: объяснение, разъяснение каких либо понятий. Ответы на вопросы.

Групповые формы:

К групповым формам работы относятся, прежде всего, клубные объединения - это кружки и коллективы самодеятельного художественного творчества, а также мероприятия, носящие камерный характер (вечера-кафе, дискуссионные формы, литературно - музыкальные и поэтические вечера и т.п.)

- Лекции: устное систематическое, и последовательное изложение материала по какой - либо проблеме, методу, теме вопроса и т. д.

- Встречи: это хорошая возможность организовать людей в определённом месте, пообщаться, обсудить и проанализировать ситуации, проблемы и успехи.

- Тренинги: метод активного обучения, направленный на развитие знаний, умений и навыков и социальных установок.

Коллективные (народные художественные коллективы)

Массовые формы: предполагают включение в действие большого числа участников (народные гуляния, балы, маскарады, шоу, дискотеки и др.).

- Праздники: Главная функция праздника - социокультурная интеграция той или иной общности людей. Разные праздники осуществляют разные виды интеграции. Праздник - это инструмент маркетинга. К тому же, праздник выполняет важную функцию отдыха. Праздник делает перерыв в рутинизированной жизни человека.
Праздник может быть установлен в честь или в память кого-нибудь, чего-нибудь. День или ряд дней, отмечаемых церковью в память религиозного события или святого. Выходной, нерабочий день. День игр и развлечений. Праздник является особым элементом в структуре социального времени.

- Семинары: форма учебно-практических занятий, при которой учащиеся (студенты, стажёры) обсуждают сообщения, доклады и рефераты, выполненные ими по результатам учебных или научных исследований под руководством преподавателя. Научные семинары - в научных коллективах традиционная форма повышения квалификации, ознакомление с работами коллег, форма коллективного, публичного рабочего обсуждения научной информации коллегами для формирования компетенции участников коллектива в объёме новых знаний, методов, для оптимизации взаимодействия по проектам и программам. Используются, в основном, в работе школ, студий, народных университетов.




ВОПРОС 9.    Клубные учреждения как социально-культурные центры духовного обогащения, самодеятельного творчества, отдыха, общения. Основные направления их деятельности.

Самодеятельное объединение досугового общения – организационно оформленное добровольное объединение людей, занятых социально полезной деятельностью с целью удовлетворения разнообразных духовных запросов и интересов в сфере свободного времени. Целью участников является общение с единомышленниками. Работа строится на принципах самоуправления. Руководство осуществляется на общественных началах. Количественный состав может быть непостоянным. График встреч и занятий может быть нефиксированным.

Направления деятельности :

· общественно-политические;

· художественно-творческие;  

· культурно-развлекательные;

· семейно-бытовые;

· спортивно-оздоровительные;

· экологические,

· естественно-научные;  

· технические;   

· коллекционно- собирательские;

· социально-демографические и д.р.

Разновидностями коллектива являются:

  Студия – коллектив любительского творчества, сочетающий в своей работе учебные, экспериментальные и производственные задачи. В культурно-досуговой работе ведущее положение занимают художественные студии: музыкальные, хореографические, вокальные, эстрадные, художественного слова, изобразительного и декоративно-прикладного искусства.

  Кружок – клубное формирование, в котором творческо-исполнительская деятельность предваряется учебно-тренировочными занятиями, составляющими преобладающую часть всех занятий. Во главе кружка стоит руководитель-педагог, значительно превосходящий участников по подготовке (вокальный, танцевальный, театральный, художественного слова, шахматный).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: