Вопрос 4. Важнейшие исторические этапы становления социально-культурной деятельности

· Зарождение досуговых форм в древней Руси.

· Досуговые формы в эпоху Петровских преобразований.

· Досуг русского дворянства.

· Досуг в купеческой и мещанской среде.

· Культурно-досуговая деятельность в период 1917-1941 гг.

· Деятельность КДУ в годы войны.

· Культурно-досуговая деятельность в послевоенный период.

· Деятельность КДУ на современном этапе.

ВОПРОС 5. Методы социально-культурной деятельности, их характеристика, виды методов, приемы их применения.

Методы социально-культурной деятельности

Методы социально-культурной деятельности – это пути и способы достижения поставленных целей работниками социально-культурных учреждений и общественным активом.

Виды методов социально-культурной деятельности

а) методы учебно-познавательной, самообразовательной деятельности - работа с литературными источниками, изучение материалов прессы, взаимный обмен информацией, дискутирование по поводу услышанного и прочитанного; изложение или рассказ лектора, обозревателя; просмотр слайдов, учебных плакатов

б) методы формирования общественного сознания личности - убеждение (доказательство какой-либо идеи путем обращения к научным фактам и аргументам); внушение (авторитетное заявление или заключение, рассчитанное на некритическое его восприятие одним человеком, их группой или массовой аудиторией); пример (обращение к позитивному или негативному опыту других людей, побывавших в ситуациях, подобных рассматриваемым сейчас);

 

в) методы включения в социально-культурную деятельность и формирования опыта общественного поведения - практическое задание, вовлечение в деятельность, индивидуальное поручение, педагогическое требование, соревнование, наставничество, выдвижение почина и его поддержка другими и т.д.;

 

г) методы стимулирования социально-культурной активности - моральное поощрение (награждение дипломами, грамотами и т.п.), материальное поощрение (награждение памятными подарками, сувенирами, призами и т.п.), общественное порицание.

 

д) методы социологических исследований социально-культурной деятельности - опрос, интервью, эксперимент, анкетирование, тестирование и другие.

 

Приёмы применения

Предназначение методов социально-культурной деятельности - предельно донести информацию, заложенную в программе, добиться эмоционального восприятия действия и включить в него аудиторию. Методы культурно - досуговой деятельности, как и формы, всегда связаны с содержанием, определяются целями, которые ставятся перед специалистами.

Методы социально-культурной деятельности применяются в работе учреждений культуры и досуга с целью эффективного использования популярных у населения форм и средств организации свободного времени. Существует большое разнообразие в подходе к классификации педагогических методов.

Средства социально-культурной деятельности, их классификация и характеристика. Принципы выбора и применения средств СКД.

Средства социально-культурной деятельности - это «набор инструментов» идейно-эмоционального воздействия на сознание и чувства людей, включенных в систему культурно-досуговых занятий, т.е. то, с помощью чего активные работники учреждений культуры и члены клубных объединений достигают поставленных целей.

Генеральной целью социально-культурной деятельности можно считать повышение общей культуры людей, частными целями - воспитание культуры профессиональной, нравственной, и т.п.

Формы культурно-досуговой деятельности

Организационные формы традиционно подразделяются на индивидуальные (эстетическая беседа, занятие в кружке, и т.д.), групповые (кружки, студии, секции), коллективные (народные художественные коллективы) и массовые (народные университеты, школы культуры, лектории). Создание каждой из этих и подобных им форм - дело сложное и ответственное, требующее компетентного педагогического руководства, учета психологических, возрастных, половых, профессиональных и национальных особенностей людей, а главное, - культурных интересов и духовных потребностей различных их слоев и групп.

Методические формы - это элементы единого воспитательного процесса, протекающего на базе конкретного культурно-досугового учреждения, это, как уже отмечалось выше, воспитательные и просветительные акции, направленные на выполнение конкретных задач и реализацию конкретных функций. Их принято подразделять в зависимости от используемых средств идейно-эмоционального воздействия и преобладающих способов организации идейно-эмоционального воспитательного материала.

В частности, выделяются: 1) устные (лекции, доклады, диспуты, и т.п.); 2) печатно-наглядные (выставки, окна сатиры, клубные газеты); 3) комплексные (выпуски устных журналов, тематические вечера, праздники, массовые гуляния и др.).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: