Двухпартиная система в США в 19-20 вв.Изменения во взаимоотношениях президента и конгресса в конце 19-20вв

 Усил-ся роль исполн. власти(президента). Он выступает как глава гос-ва, гл. прав-ва, лидер одной из 2 крупнейших партий, сменяющих друг друга у руля управления, главнокомандующий, ведущий дипломат страны, как главное лицо, ответств. за управл-е страной в периоды кризисов, а также в качестве "арбитра" в регулир-и отнош-й федерации и штатов, ведущего координатора экон. и соц. политики США. Эти полномочия были закреплены в послевоенное время рядом законов. Значительные полномочия президента в сфере законотворчества (н-р,законодательная повестка дня конгресса определяется в подавляющем числе случаев Белым домом. Исполнительные приказы, правомерность к-ых основывается на конституционной обяз-ти президента "заботиться о должном исполнении законов", на деле мало чем отличаются от самих законов, затрагивая самый широкий круг вопросов). Правотворческая деятельность  исп. вл. расширяется за счет более частого применения "делегированного законодательства" на основе передачи ему тех или иных полномочий самим конгрессом. Обычно конгресс создает закон лишь в общем виде и в состояние рабочего документа его приводит регламент. власть того или иного ведомства. Были расширены в XX в. и конституционные военные полномочи я президента как главнокомандующего. Несмотря на право конгресса объявлять войну, президент по собств. усмотрению использует вооруж. силы. Без согласия конгресса осущ-ся такие формы военного вмешательства, как посылки военных советников, предоставление тем или иным воюющим группировкам оружия, обучение их в специальных лагерях и пр. Чрезмерно возросшие военные полномочия президента заставили конгресс принять в 1973 г. совместную резолюцию палат, предписывающую предварительное или немедленное получение санкций на использ-е исп.вл. военной силы в случае кризисной ситуации. Были расширены в XX в. права президента во внешнеполитической сфере. Путем использования "соглашений исп.вл." президент может обойти конституционное требование согласия сената на заключение международных соглашений и их денонсацию. Уступая президенту в сфере законодательства, конгресс держит в своих руках бюджет и его исполнение. В соотв. с Законом о бюджете 1921 г. президент готовит проект бюджета. При этом в соотв.с принципом разделения властей президент не вправе повлиять на бюджетные расходы законодательной и суд. ветвей власти, которые устанавливаются без его оценок и предложений. Конгресс имеет право дополнить или пересмотреть бюджетные статьи. Президент лишен права контролировать утвержденные конгрессом расходы по программам, касающимся социального страхования, выплат безработным и пр.

Новый курс Рузвельта и его полит. значение

В 1929-1933-эк-кий кризис, «Великая эк-кая депрессия». Объем произв-ва сократ-ся на 38%, с/х-на 33%, мировой трговли-2/3. Кол-во безраб-ных-27 млн. Массовые забастовки. Выход из кризиса-вмешат-во гос-ва в эк-ку и общ.жизнь. Степень вмешат-ва-жесткая(тоталитаризм) и мягкая(сохранение демократич.режимов в др.странах). Политика нового курса включ. 4 напр-я: финансы ( б. объявлена санация (оздоровление) банков(закрытие и чистка) ). Расширили ф-ции федер. резервной системы за контролем за банк.операциями. Отмена золотого стандарта и девальвация доллара);  промышл-ть (кодексы честной конк-ции-предпр-ли объед-ся в картели. КЧК фиксировали объем произв-ва, миним.уровень цен и усл-я труда); сельск.хоз-во (матер-ное стимулир-е сокращения посевных S и поголовья скота); соц.напр-ние( введение з-на о соц.страх-нии, пенсии по старости и пособия по безраб-це; рабочие получили право на орг-цию профсоюзов и заключ. кол.дог-ров; фиксир-ся максим. раб. неделя и мин.зар.плата; орг-ция общ.работ для безработных ).

Взаимоотношения парламента и кабинета Англии в конце 19-нач 20в. Акты о парламенте.

 Во к.19в. начали склад-ся новые взаимоотн-я П. и кабинета, исп. вл. начинает по сути контр-ть палату общин. Поэтому легко объяснима реформа П. 1911г, усилившая роль контролируемой кабинетом ПО в ущерб неизбир. верхней палате. Акт о парламенте 1911 ограничил законод. полномочия палаты лордов. Поводом для его принятия послужило откл-е верхней палатой правительств. законопроекта о бюджете. Согласно Акту 1911, фин. законопроект, принятый ПО, но не утв-й в течение месяца ПЛ, представлялся королю на подпись и становился з-ном. Нефин. билли – если они приним-сь ПО в 3 послед. сессиях, и каждый раз отверг-сь ПЛ, то представл-сь королю на утв-е. М/у чтениями билля в 1 и 3 сессиях д. б. пройти не < 2 лет, что сохраняло за палатой лордов возм-ть в теч-е длит. времени саботировать принятие нефинанс. биллей. Акт ввел жалование депутатам, сократил срок полномочий ПО с 7 до 5 лет. В 1949г. принят Закон об изм-и Акта о парл. 1911(сократил до 1 года срок возможн. вето ПЛ в отн-и нефинанс. биллей). В 20в. усил-е роли кабинета министров сопровожд-сь относит. падением роли парламента в области законод-ва и контроля за деят-ю прав-ва. В руках прав-ва сосредоч-сь особая закон.власть, делегир. ему парламентом. Со времен первой мировой войны кабинет министров Великобритании получил в свое распоряжение чрезвычайные полномочия. В 1920 г. был издан Акт о чрезвычайных полномочиях, (предоставил правительству право издавать от имени короля указ о чрезвычайном положении). Полномочия палаты лордов: законодат-е(с огранич-ми); высшая апелляц.инстанция для всех судов Великобритании и суд 1 инстанции для лордов; концентрация элит; элемент бикамерализма (вертик. стр-е Парламента, система сдержек)

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: