Вопрос 8. Классическая эпоха в естествознании 17-19 века

Наука становится ведущим компонентом духовной культуры.

Новая методология: Френсис Бекон – метод индукции

                                Рене Декарт – метод дедукции

Эра классической науки началась с Г. Галилея, к-ый создал новый метод естествознания, сочетающий эксперимент, математические исследования природы.

Основные черты: 1) математизация научных исследований 

                          2) научный эксперимент, включающий точный математический анализ,

                          3)построение особого идеализированного мира для объяснения мира реального

Основные достижения классического естествознания:

 

1) разработка классической механики

2)  единые законы для движения в природе (Ньютон)

3) Создание термодинамики (Карно)

4) Создание электродинамики, единое объяснение электрических, магнитных, оптических явлений на основе понятия «поля» (М. Фарадей, Максвелл)

5) Основные законы сохранения (Майер, Джоуль, Гельмгольц)

6) Открытие клетки как основной структурной единицы живых организмов (Шванн и Шлейден)

7) Открытие законов наследственности (Мендель)

8) Периодическая система элементов (Д.И. Менделеев)

9) Разработка идей эволюции:

                                                -космология (Кант, Лаплас)

                                                -биология (Дарвин)

                                                -геология (Кювье, Лоель)

10) эффективное использование научных достижений в научно-техническом прогрессе

 

Основные особенности классического естествознания:

(механистическая картина природы)

1) Атомизм - материя состоит из неделимых атомов.

2) Концепция абсолютного пространства и абсолютного времени, к-е не завият ни от друг друга, ни от материи ее движения

3) Осн-е модели: замкнутые (ничем не обмениваются с окр.миром), обратимые, равновесные(в равновесии с окр.миром), линейные системы

4) Жесткий «лапласовский детерменизм» - однозначное определение состояния системы ее предыдущим состоянием. Случайность исключается из научного рассмотрения

5) Механистический редукционизм (сведение сложного к простому) Все явления             природы имеют механическую основу и могут быть объяснены с помощью законов Ньютона.

 

6) Представление о неизменной статичной природе – все изменения носят только количественный характер, а качественные изменения не рассматриваются.

7) Независимость объекта исследования от познающего субъекта

8) Человек не является объектом науки

9) Научное знание представляется абсолютной истиной. Вера в безграничные возможности науки.

10) обратимость времени

11) Принцип дальнодействия: взаимодействие между телами происходит мгновенно, т.е. сигналы в пустом пр-ве могут передаваться мгновенно, т.е. с бесконечно большой скоростью.

12)Движение-это простое механическое перемещение, основное(естественное) состояние тел.Отклонение от прямолинейного равномерного движения- результат действия силы.

 

 

Вопрос №9. Механистическая картина мира.

Классическая механика выработала иные представления о мире, материи, пространстве и времени, движении и развитии, отмеченные от прежних и создала новые категории мышления - вещь, свойство, отношение, элемент, часть, целое, причина, следствие, система - сквозь призму которых сама стала смотреть на мир, описывать и объяснять его. Новые представления об устройстве мира привели к созданию и Новой Картины мира - механистической, в основе которой лежали представления о вселенной как замкнутой системе, уподобляемой механическим часам, которые состоят из незаменимых, подчиненных друг другу элементов, ход которых строго подчиняется законам классической механики. 

Законам механики подчиняются все и вся, входящие в состав вселенной, а, следовательно, законам этим приписываются универсальность.  

Теория Ньютона-всё многообразие механизма движ-ий. Обладала предсказат-ой силой и была проста, поэтому на её базе была построена

Механистическая картина природы:

1)Атомизм - материя состоит из неделимых атомов.

2)Концепция абсолютного пространства и абсолютного времени, к-е не зависят ни от друг друга, ни от материи ее движения

3)Осн-е модели: замкнутые (ничем не обмениваются с окр.миром), обратимые, равновесные(в равновесии с окр.миром), линейные системы

4)Жесткий «лапласовский детерменизм» - однозначное определение состояния системы ее предыдущим состоянием. Случайность исключается из научного рассмотрения

5)Механистический редукционизм (сведение сложного к простому) Все явления               природы имеют механическую основу и могут быть объяснены с помощью законов Ньютона.

6)Представление о неизменной статичной природе – все изменения носят только количественный характер, а качественные изменения не рассматриваются.

7)Независимость объекта исследования от познающего субъекта

8)Человек не является объектом науки

9)Научное знание представляется абсолютной истиной. Вера в безграничные возможности науки.

10)обратимость времени

11)Принцип дальнодействия: взаимодействие между телами происходит мгновенно, т.е. сигналы в пустом пр-ве могут передаваться мгновенно, т.е. с бесконечно большой скоростью.

12)Движение-это простое механическое перемещение, основное(естественное) состояние тел.Отклонение от прямолинейного равномерного движения- результат действия силы.

 

Вопрос 10. Неклассический этап развития естествознания с н.20 века по 70-е гг. 20 века

Теория относительности и квантовая механика

Основные достижения:

1) Выяснение специфики механического движения при V->C

2) Построение единой теории пространства – времени

3) Создание физики микромира

4) Открытие особой формы энергии – энергии ядра

5) Развитие физики элементарных частиц

6) Открыто внутреннее строение клетки и его связь с законами генетики


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: