Духовность – это обобщенная характеристика ценностных ориентиров как отдельного человека, так и общества, в котором он живет

Социальная сфера

 

1. Социальная структура общества – это устойчивая совокупность связей, в которые вступают общности людей в процессе жизнедеятельности, определенный порядок взаимодействия общностей

2. Социальная дифференциация – это разделение людей в обществе на группы, занимающие разное социальное положение

3. Благосостояние – обладание материальными благами, которые необходимы прежде всего для удовлетворения жизненных потребностей любого человека (ПИЩА, ОДЕЖДА, ЖИЛЬЕ И Т.Д.)

4. Власть – возможность и способность осуществлять свою волю в достижении целей, оказывая воздействие на других людей независимо от их согласия

5. Социальный престиж – это авторитет, уважение, слава, признание значимости кого-либо на основе определенной системы ценностей

6. Социальные группы – это общности людей с устойчивыми взаимосвязями, наличием схожих интересов, определенными правилами поведения и взаимоотношений

7. Классы – большие группы людей, различающиеся по их месту в исторической системе общественного производства, по их отношению к средствам производства, по способу получения и размерам той доли общественного богатства, которой они располагают

8. М.Вебер выделял: рабочий класс, класс мелких предпринимателей и торговцев, интеллигенция и технические специалисты («белые воротнички»), администраторы и менеджеры, класс собственников и предпринимателей

9. Современное общество: высший класс (управленческая верхушка, крупные собственники и предприниматели, известные ученые и деятели искусств); средний класс (высококвалифицированные профессионалы, преуспевающие менеджеры и средние предприниматели); низший класс (неквалифицированные работники, безработные, люди без определенного занятия)

10. Социальный слой – СТРАТА – это совокупность людей, выделяемая на основании близости определенных социальных параметров и связанного с этим сходства образа жизни, мышления. Стратификация – это вертикальное расположение классов

11. Для современного общества характерны следующие модели стратификации: модель ромб (характерна для стран с эффективной рыночной экономикой, где 2/3 всей численности населения составляют средние слои, выступающие гарантом политической, экономической и социальной стабильности); модель пирамида (социальная структура большинства постсоветских стран, где средний класс находится на стадии становления и немногочисленный, а основную часть составляет «базовый» слой, в который входят люди, занимающиеся преимущественно квалифицированным исполнительским трудом); модель Эйфелева башня (страны Латинской Америки и другие, широкое основание-беднейшие слои, вытянутая средняя часть – средние слои и верхушка - элита)

12.  Социальная мобильность – переход людей из одних социальных групп в другие

13. Горизонтальная социальная мобильность – переход в другую социальную группу без изменения социального статуса

14. Вертикальная социальная мобильность – переход вверх или вниз

15. П.Сорокин – при помощи социальных лифтов человек может передвигаться между пластами общества. К лифтам относит образование, политику, семейные связи, армию и др.

16. Социальные действия – все те поступки людей, которые более или менее осознаются ими и в основном понятны другим людям, ориентированы на них

17. М.ВЕБЕР: социальные действия должны отвечать двум условиям: быть осознанными, быть ориентированными на других

18. Т.ПАРСОНС: признаки социального действия: зависимость от общепринятых ценностей и норм, наличие механизмов регуляции, связь с волей, желанием субъекта. 

19. Субъект – это тот, кто действует, индивид или социальная группа как носитель целенаправленной активности

20. Объект – то, на что направлено действие

21. Социальное действие имеет стимул – побуждение к действию, какой-то раздражитель, вызывающий реакцию

22. Мотив – осознанные цели действия индивида, связанные со стремлением удовлетворить определённые потребности

23.  Социальные отношения – повторяющиеся в обществе взаимодействия, выполняемые по определенному образцу

24. Социальные институты – это система связей между людьми и социальных норм, правил взаимоотношений и деятельности людей

Черты социальных институтов: каждый социальный институт имеет цель и определённую сферу своей деятельности; в рамках социальных институтов люди действуют не как конкретные личности, а как носители определённых статусов и функций; функции, права и обязанности в рамках социальных институтов четко обозначены и обязательны для исполнения участников; взаимодействия в социальных институтах характеризуются устойчивостью, прочностью, постоянством; многие социальные институты нуждаются в специально обученных кадрах; социальные институты оформляются в учреждения, организации

25. Демография – наука о народонаселении

26. Народонаселение – непрерывно воспроизводящая себя совокупность людей, проживающих на определенной территории

27. Демографическая структура – распределение населения по определенным группам, прежде всего половозрастным

28. Варианты демографической структуры: прогрессивный тип (много детей и молодежи); регрессивный тип (рождаемость падает, но в силу высокой продолжительности жизни смертность невысока); стационарный тип (рождаемость и смертность на одном уровне)

29. Миграция – перемещение людей из одной страны в другую, из одного района в другой, из города в деревню и обратно

30. Внешняя миграция – выезд населения за границу (эмиграция) или въезд из-за границы (иммиграция)

31. Внутренняя миграция – перемещения внутри страны

32. Этнос – исторически сложившаяся на определенной территории общность людей, которая характеризуется единством происхождения, культуры, языка, а также сознанием своего единства

33. Род – группа людей, связанных родственными узами и имеющими общего предка

34. Племя – состоит из нескольких родов, характеризуется коллективной собственностью, общим языком, специфической социальной организацией, построенной на самоуправлении, общеплеменными обычаями и культурой

35. Народность – характеристика: самобытность и выразительность национальной культуры, внешняя национальная символика и психологический склад; складывается из нескольких племен, близких по происхождению и языку, либо из разноязычных племен, смешавшихся в результате завоевания

36. Нация – исторически сложившийся тип этноса, представляющий собой социальную целостность, возникающую на основе общности экономических связей, территории, языка, особенностей культуры и быта, психологического склада и самопознания. ВАЖНЫ общность политической жизни (государство) и общность экономической жизни (национальный рынок)

37. Национальное самосознание – осознание нацией своих коренных интересов, целей и идеалов, своего места среди других народов и своего отношения к ним

38. У.Самнер выделял в национальном самосознании специфическое свойство – этноцентризм – восприятие и оценка всех явлений окружающего мира через призму традиций и ценностей собственной этнической группы, выступающей в качестве эталона

39. Межнациональный конфликт – обострение противоречий между разными нациями, возникшее в результате территориальных, политических, экономических, языковых, бытовых, религиозных и других разногласий

40. Национальная политика – политика многонациональных государств по отношению к проживающим в них национальным, этническим группам

41. Семья – союз лиц, основанный на браке, родстве, воспитании детей

42. Брак – исторически сложившаяся форма отношений между мужчиной и женщиной, посредством которой общество упорядочивает половую жизнь, устанавливает супружеские и родительские права и обязанности

43. Функции семьи: репродуктивная, сексуальная, воспитательная, хозяйственно-бытовая, экономическая, первичный социальный контроль, ДУХОВНОЕ ОБЩЕНИЕ, социально-статусная, досуговая, эмоциональная

44. Молодежь – это социально-демографическая группа, выделяемая на основании возрастных параметров, особенностей социального положения и социально-психологических свойств

45. Общение – это процесс взаимодействия людей, в ходе которого они обмениваются информацией, ВЫЯВЛЯЮТ СВОЕ ОТНОШЕНИЕ ДРУГ К ДРУГУ

46. Функции общения: способствовать становлению и развитию человека как личности, совместная деятельность, коммуникативная, перцептивная (восприятие друг друга, понимание)

47. Межличностное общение – непосредственные контакты людей в малых группах

48. Массовое общение множественные непосредственные контакты незнакомых людей посредством радио, телевидения, газет и т.Д

49. Выделяют также: неформальное и ролевое общение, личное и деловое общение, доверительное и конфликтное общение, прямое и опопсредованное общение

50. Формы общения: МОНОЛОГИЧЕСКИЕ: императивное (авторитарное воздействие на человека); манипуляционное (влияние с целью достижения своих намерений); ДИАЛОГИЧЕСКОЕ общение – равноправное

51. Средства общения: вербальные: речь (внешняя, внутренняя, устная, письменная, монологическая, диалогическая); невербальные: жесты, мимика, пантомимика

52. Виды взаимодействия: кооперация (сотрудничество) и конкуренция (конфликт)

53. Восприятие предполагает процессы: идентификации (уподобление другому, рациональное осмысление проблем другого), эмпатия (эмоциональный отклик проблемам другого), рефлексия (осознание того, как воспринимается другой)

54. Способы взаимодействия: заражение (бессознательная, невольная подверженность человека определенным психическим состояниям); внушение (целенаправленная неаргументированное воздействие одного человека на другого или на группу); убеждение (целенаправленный, но логически обоснованный процесс побуждения человека принять определенные ценности); подражание (воспроизведение образцов демонстрируемого поведения)

55. Конфликт – вид межличностного взаимодействия, в основе которого лежит объективное противоречие целей, интересов, мнений участников, Может быть конструктивным (нет выхода за рамки этических норм) и деструктивный

56. Структура конфликта: участники (стороны), причины (его объект и предмет), конфликтная ситуация, конкретный повод (инцидент)

57. Классификация конфликтов: межличностный, личностно-групповой, межгрупповой

58. Линии поведения в конфликтных ситуациях: сотрудничество (открытый обмен мнениями, поиск решения, который удовлетворит всех), компромисс (урегулирование через взаимные уступки), приспособление (уйти от конфликта путем уступок пренебрегая своими интересами в пользу другого), конкуренция (настоять на своем мнении путем открытой борьбы за свои интересы)

 

 

Духовная СФЕРА

1. Духовность – все явления нашего сознания: мысли, знания, чувства, эмоциональные состояния, волевые побуждения и т.д. Принадлежность к внутреннему миру человека – отличительный признак духовности

Духовность – это обобщенная характеристика ценностных ориентиров как отдельного человека, так и общества, в котором он живет

3. Мировоззрение – это обобщенное понимание человеком самого себя, окружающего мира и своей связи с миром, состоящее из его важнейших убеждений

4. Мирововззренческими являются основополагающие и обобщенные знания, ставшие прочными убеждениями и способные направлять практические действия

5. Исторические типы мировоззрения: мифология, религия, философия (СМОТРИ конспект)

6. Мораль – охватывает обычаи, нравы, законы человеческого поведения, которые выражают высшие ценности человека как разумного и ответственного существа. Мораль – форма общественного сознания, социальный институт, выполняющий функцию регулирования поведения людей во всех без исключения областях общественной жизни

7. Структура морали: нормы поведения, нравственные принципы, высшие моральные ценности, механизм самоконтроля, моральные качества

8. Признаки морали: императивность (обязательность нравственных норм и ценностей), универсальность (моральная норма относится ко всем людям), всепроникающий характер (регуляция поведения во всех сферах), неинституциональность

9. Этика – дисциплина, изучающая мораль. Основные этические категории: добро, зло, долг, совесть

10.  Общественные функции морали: регулятивная, ценностно-ориентирующая, воспитательная, консолидации, гуманизирующая

11. Виды нравственных ценностей: смысл жизни, свобода, счастье

12. Нравственные качества: положительные (добродетели) и отрицательные (пороки)

13. Нравственный идеал – целостный образец нравственного поведения, к которому люди стремятся, считая его наиболее разумным, полезным, красивым

14. Золотое правило нравственности – поступай по отношению к другим так, как бы ты хотел, чтобы другие поступали по отношению к тебе

15. Образование – это способ передачи новым поколениям накопленных знаний; общечеловеческая ценность; процесс обучения и воспитания; результат развития человека в определенный промежуток времени; социальный институт; система уровней и ступеней образования

16. Функции образования: воспроизводство и развитие

17. Профессия – необходимая обществу ограниченная область приложения физических и духовных сил человека, дающая ему взамен приложенного труда возможность существования и развития

18. Квалификация – уровень подготовленности к выполнению определенной профессиональной деятельности

19. Наука – специализированная познавательная деятельность, направленная на получение объективных, системно организованных знаний о мире

20. Два уровня научно-познавательной деятельности: эмпирический и теоретический

21. Функции науки: мировоззренческая, познавательная, производственная

22. Р.Мертон – этос (этика науки или нормы науки): универсализм (единство подходов и критериев в оценке результатов исследования); общность (научное знание должно становиться достоянием всего научного сообщества); незаинтересованность (стимул и цель научной деятельности – поиск истины); организованный скептицизм (ответственность каждого ученого за оценку открытия)

23. Научно-технический прогресс – единое, взаимно обусловленное восходящее развитие науки, техники, технологий, призванное обеспечивать экономический и социальный прогресс

24. Эстетическое отношение включает эстетическое сознание и эстетическую деятельность

25. Искусство – сфера художественной деятельности и ее продуктов – художественных произведений

26. Функции искусства: рекреативная (искусство как средство развлечения); воспитательная; идеологическая; познавательная эмпативная (затрагивает наши чувства, заставляет сопереживать)

27. Религия – особое мировоззрение, или такое явление социальной и духовной жизни, которое основано на вере в существование сверхъестественных сил и существ, выступающих объектом поклонения

28. Структура религии: религиозное сознание, религиозный культ и религиозные организации

29. Функции религии: компенсаторная, мировоззренческая, регулятивная, интеграционная, культуротворческая

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: