Социальная роль как идеальная модель поведения в деловом общении

Построение поведения в соответствии с требованиями ситуации социального действия (взаимодействие, совместная работа, межличностное общение) называется «социальной ролью». Установление ролей участников группового взаимодействия связано с определением таких понятий, как позиция, статус, формальные и неформальные роли.

Позиция – интегральная, наиболее обобщенная характеристика человека в статусно-ролевой внутригрупповой структуре. Статус – положение личности в группе, коллективе, ее место и роль в системе межличностных отношений, определяющие ее права, обязанности и привилегии.

Исследователи выделяют следующие типы и виды позиций:

- функциональные соответствуют тем видам деятельности, которые существуют в той или иной профессии;

- ролевые связаны с реализацией участниками взаимодействия одной или нескольких ролей;

- личностные формируются на основе оценочного отношения участников к тем или иным ситуациям, возникающим в групповом взаимодействии.

Поскольку люди одновременно выполняют разные роли, постольку им приходится действовать по правилам, которые в большинстве случаев совместимы при исполнении разных ролей. Одной из разновидностей правил является норма. Норма – это общепризнанные стандарты индивидуального и группового поведения, сложившиеся с течением времени в результате взаимодействия членов группы. Нормы бывают письменные и устные. Одни из них (конвенциональные, правовые) обязательны для исполнения, другие (социальные, деловой этикет) являются желаемыми для исполнения. Одни нормы касаются всех членов группы (организационная культура), другие лишь для отдельных людей (например, работа в позднее время). В формальных группах нормы могут быть установлены руководителем, но это не означает, что они будут приняты неформальной группой. Кроме того, неформальные группы могут вырабатывать и свои собственные нормы.

Многие люди в течение дня выполняют многочисленные роли, поэтому для понимания поведения людей в процессе взаимодействия очень важно знать, какие роли и для какой цели используют наши партнеры. Роль предполагает набор правил поведения в определенной среде, ожидаемых от человека в конкретной ситуации общения. Роль может включать отношения и ценности, а также характерные типы поведения.

Очертание роли – это индивидуальные ожидания определенного поведения от человека, выполняющего какую-либо определенную роль.

В результате наличия многочисленных ролей и их очертаний человек может столкнуться со сложной ситуацией, когда его деятельность в одной роли мешает деятельности в других ролях. Когда это происходит, человек сталкивается с ролевым конфликтом. Виды ролевых конфликтов:

- конфликт «личность - роль» (когда требования роли нарушают основные ценности, отношения и потребности человека, занимающего определенное положение);

- конфликт внутри роли (возникает в том случае, когда разные люди определяют роль, руководствуясь разными требованиями, что не позволяет человеку, выполняющему эту роль, удовлетворять все требования);

- межролевой конфликт (возникает в результате столкновения многочисленных ролей, с которыми могут быть связаны противоречивые ожидания).

Человек, сталкиваясь с ролевым конфликтом, испытывает психологический стресс, что может повлечь за собой появление эмоциональных проблем при взаимодействии с другими людьми.

 

Для любой группы имеет значение роль лидера. Однако не всегда человек, который управляет группой, является лидером. Руководитель организации – это лицо, на которое официально возложены функции управления организацией, коллективом, формальной группой. Лидер неформальной группы должен быть и, как правило. Является уважаемым и признаваемым человеком, с высоким статусом, но без формальной власти. Лидер – это человек, который объединяет, направляет действия всей группы, принимающей и поддерживающей его действия. Это человек, за которым группа людей признает право принимать решения в значимых для нее ситуациях.

Кроме того, лидер выполняет следующие важные задачи:

- вносит вклад в выполнение целей, стоящих перед группой;

- позволяет членам группы удовлетворять свои потребности;

- воплощает в себе основные ценности группы (собственно, неформальный лидер и олицетворяет основные ценности группы);

- представляет точку зрения группы при взаимодействии с лидерами других групп;

- сглаживает противоречия и межличностные конфликты. Возникающие при взаимодействии в группе.

Как показывает практика, хороших лидеров немного. Для того, чтобы стать эффективным лидером группы, необязательно обладать харизмой или шармом. Сегодня быть лидером – это значит видеть перспективу, уметь ставить четкие и конкретные цели, быть готовым конструктивно общаться с разными людьми, обладать навыками коллективного взаимодействия на основе сотрудничества и поддержки, быть обучаемым. Многим лидерам присущ свой индивидуальный, порой смешанный стиль управления, предпочтительны стратегии взаимодействия. Это зависит от целого ряда факторов, влияющих на выбор стиля, - личных качеств лидера, групповых и ситуативных характеристик.

Эффективный лидер заботится, прежде всего, о том, чтобы на основе общения обеспечить нацеленность группы на конкретные совместные действия в рамках организации. Это, как правило, требует, с одной стороны, открытости лидера (для побуждения членов группы к участию в ее делах), а с другой стороны, - авторитарности (вмешиваясь, когда это необходимо, для достижения целей группы). В то же время, для конструктивного осуществления такой миссии лидеру необходимо иметь эмоциональный, социальный интеллект, который, как правило, у мужчин развит в меньшей степени. Поэтому на практике социальным лидером становится женщина-руководитель.

Эмоциональный интеллект – это способность человека воспринимать, оценивать и понимать свои и чужие эмоции и умение управлять ими. Исследователями доказано, что эмоционально интеллектуальные люди могут хорошо владеть собой и эффективно налаживать взаимодействие с окружающими. От понимания и умения управлять эмоциями сотрудников и их выражением во многом зависит успех в профессиональной деятельности. По мнению американского исследователя Д. Големана, эмоциональный интеллект – «это способность понимать собственные чувства и чувства других людей, самому себя мотивировать, полностью управлять эмоциями по поводу отношения к себе или своими взаимоотношениями». Эмоциональный интеллект включает в себя навыки эмоциональной компетентности, определяющиеся как:

- знание о том, что вы чувствуете, и способность управлять этими чувствами, не давая им захлестнуть вас;

- способность мотивировать себя к творческому выполнению работы на высшем уровне;

- понимание того, что чувствуют другие и эффективному управлению взаимоотношениями.

В неформальных группах, а также в формальных или в команде, существует близость или общность отношений, поведения и деятельности. Эта близость, относящаяся к сплоченности,обычно рассматривается как сила, активно действующая на членов группы, создающая условия для их закрепления в группе. Группа с высоким уровнем сплоченности является для людей привлекательной, она обладает притягательной силой за счет следующих характеристик:

- цели группы четко обозначены и понятны ее участникам;

- члены группы совместимы друг с другом в психологическом (характеры, эмоциональная культура) и социальном плане (ценности, направленность, мотивация);

- лидер группы обладает характеристиками лидера (признаваем всеми);

- репутация группы свидетельствует о том, что она успешно выполняет поставленные перед ней задачи;

- группа достаточно мала, что позволяет узнавать мнение каждого ее члена и оценить его;

- члены группы испытывают чувство привязанности друг к другу, поддерживают друг друга и помогают преодолеть препятствия и барьеры на пути развития;

- в группе высокая степень взаимозаменяемости и поддержки.

Перечисленные факторы отражают стремление людей к удовлетворению своих, прежде всего социальных, потребностей. Человек вступает в группу, поскольку она привлекает его внимание, для него важна мотивация причастности, потребность быть признанным и уважаемым. При таких отношениях достаточно часто наблюдается высокая результативность деятельности.

 

Заключение

Личность – сложное понятие, которое является одним из центральных понятий социологии, философии и психологии. На социологическое понятие личности заметно влияют философские концепции и психологические теории. Личность является тем механизмом, который позволяет интегрировать свое «Я» и собственную жизнедеятельность, осуществлять нравственную оценку своих поступков, находить свое место не только в отдельной социальной группе, но и в жизни в целом, вырабатывать смысл своего существования, отказываться от одного в пользу другого.

Социальная роль – суть ожидание, предъявляемое обществом к личности, занимающей тот или иной статус. Она не зависит от самой личности, ее желаний и существует как бы помимо и до самой личности. Основные требования вырабатывались, шлифовались обществом и существуют независимо от конкретных людей, вопреки их желаниям и представлениям. Основные характеристики социальной роли - эмоциональность; способ получения; масштаб; формализация и мотивация. Любая социальная роль включает некоторое сочетание этих характеристик. В целом, социальная роль, которую выполняет человек, весьма значительна в его жизни, в его умении эффективно функционировать в рамках общества.

Одной из важнейших категорией при изучении социальных ролей личности является социальный статус. Именно социальный статус обозначает конкретное место, которое занимает индивид в данной социальной системе. Каждый человек в социальной системе занимает несколько позиций. Каждая из этих позиций, предполагающая определенные права и обязанности, называется статусом. Каждый статус обычно включает ряд ролей. Конкретная социальная роль, как совокупность действий, которые должен выполнить человек, занимающий данный статус в социальной системе, распадается на ролевые ожидания – то, чего ждут от той или иной роли, и на ролевое поведение – то, что человек реально выполняет в рамках своей роли. Несоответствие последних нередко приводит к ролевым конфликтам.

На протяжении различных периодов развития личности нередки случаи так называемых ролевых конфликтов. Человек на протяжении своей жизни выполняет много разных ролей, и каждый раз ему требуется быть каким-то иным, чтобы получить одобрение и признание. Однако роли эти не должны быть противоречивыми, несовместимыми. Если одному и тому же человеку предъявляют противоположные социальные требования, может возникнуть конфликт ролей. В этом плане важной профилактической мерой предотвращения таких ситуаций является обучение личности социальным ролям.

Процессы развития личности, обучения ее социальным ролям является важным инструментом взаимодействия общества и личности. Если в процессе развития личности и освоения ею социальных ролей допущены ошибки, то у личности может возникнуть внутреннее ролевое напряжение. Напротив, развитая личность, в отношении которой было допущено минимальное количество ошибок в воспитании, может использовать ролевое поведение как инструмент адаптации к определенным социальным ситуациям, не сливаясь, не идентифицируясь с ролью, в то же время «врастая» в общество себе подобных. В целом освоение социальных ролей – часть процесса социализации личности, непременное условие «врастания» человека в общество себе подобных.

Влияние социальной роли на развитие личности достаточно велико. Развитию личности способствует ее взаимодействие с лицами, играющими целый ряд ролей, а также ее участие в максимально возможном ролевом репертуаре. Чем больше социальных ролей способен воспроизвести индивид, тем более приспособленным к жизни он является, а процесс развития личности часто выступает как динамика освоения социальных ролей.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: