Технологии дистанционного обучения

 

Динамика современной жизни вызывает потребность в эффективных системах дистанционного обучения, отвечающих следующим потребностям: учиться в индивидуальном режиме, независимо от места и времени; получать обучение непрерывно и по индивидуальной траектории, в соответствии с высокими принципами открытого образования; возможность реализовать права человека на непрерывное образование и получение информации. Система дистанционного обучения отвечает всем вышеперечисленным требованиям.

Основными подсистемами системы дистанционного обучения являются:

· подсистема учебно-методического обеспечения;

· подсистема технического обеспечения и поддержки;

· организационная подсистема.

Основная цель применения системы дистанционного обучения (СДО) - это повышение квалификации и профессионального роста персонала компании на основе повышения качества обучения, унификации знаний и подведения к единым корпоративным стандартам, использования современных информационных технологий.

Радикально новые формы представления и организации информации, обеспечивающие максимальную степень ее восприятия. Среди них можно выделить:

· Четкая структуризация информации

· Регламентируемый объем избыточной информации

· Эмоциональная загруженность, которая достигается введением иконографического материала, видео и анимационных фрагментов

· Использование рейтинговой технологии общения, позволяющей обеспечить оперативный контроль знаний

· Учет психологических особенностей организации зрительного восприятия

· Достоверность сертификации знаний.

Обучение взрослых людей имеет ряд принципиальных особенностей:

· Немедленное применение полученных знаний на практике;

· Ориентация в обучении на решение проблемы;

· Планирование учебного процесса осуществляется совместно с обучающимся;

· Определение потребностей обучения совместно с обучающимся;

· Формулирование целей обучения совместно с обучающимся;

· Учебная деятельность взрослого человека представляет собой технологию поиска новых знаний на основе опыта;

· Совместное определение новых учебных потребностей, совместная оценка программ обучения.

Методическое обеспечение учебного процесса, независимо от формы обучения, является ключевым инструментом, определяющим качество предоставляемых образовательных услуг.

Основные моменты процесса обучения, требующие специального методического обеспечения:

· Методическое обеспечение дистанционного обучения:

· Учебно-практические пособия (УПП) в бумажном варианте. Методические разработки для авторов

· Методичка тренировочного, промежуточного и итогового тестирования

· Методическое обеспечение сетевого тестирования

· Методические рекомендации по выполнению контрольных работ

· Методическое обеспечение профессионального тренинга на учебных фильмах

· Методические рекомендации по проведению государственных аттестационных мероприятий

· Методическое обеспечение разработки УПП в электронном виде

· Разработка каталогов существующих курсов. Регулярное обновление

· Методическое обеспечение использования информационных технологий в процессе обучения

· Методическое обеспечение подготовки и сертификации тьюторов.

Важно, конечно, обеспечить и подходящую LMS, но это - только платформа. Многие компании тратят сотни тысяч долларов на платформу, на LMS, забывая, что разработка контента дистанционных курсов также является одной из главных составляющих в системе дистанционного обучения. LMS не работает без контента!

Контент представляет собой систему из следующих взаимосвязанных элементов:

· Теоретическая часть

· Практическая часть

· Контрольная часть

· Аудит (схема)

Требования, предъявляемые к разработке контента дистанционных курсов:

· Соответствие целям обучения

· Практическая направленность

· Интерактивность

· Наличие Практикума

· Способность вызвать заинтересованность обучающегося

· Способность активизировать самостоятельную работу и творческую активность обучающегося

· Технологии разработки учебных курсов.

Наполнение учебным материалом в системе дистанционного обучения происходит следующим образом. Носителями знаний выступают предметники - эксперты в разных областях. Причем в качестве экспертов привлекаются авторы известных учебных пособий, монографий, новых образовательных программ, ведущие специалисты-практики.

Специалисты системы дистанционного обучения получают накопленные знания от экспертов в различном виде, порой необработанном и неструктурированном. Задача методистов - обработать и представить полученные знания в электронном виде, удобном для восприятия. По сути, методисты являются специалистами по приведению знаний экспертов в надлежащую форму. Далее представленные учебные материалы проходят экспертизу у предметников, на основании их замечаний и предложений вносятся необходимые коррективы. И только после этого дистанционные курсы становятся доступными для обучения.

Основные методические подходы, используемые при создании и разработке курсов:

· Учебный материал подается сжато и структурировано, что экономит время при изучении теоретических блоков.

· Применяется принцип активизации имеющихся знаний и личного опыта изучающего.

· Видео как сюжетная основа, позволяют широко использовать проблемный подход в обучении.

· Совмещение популярно изложенной теории, наглядности поведенческих моделей видеофильма и практической направленности разнообразных упражнений позволяет усилить обучающий эффект (добиться синергии).

· Использование наглядных схем, рисунков облегчает восприятие и запоминание.

· Каждая Практическая часть содержит разнообразные по форме упражнения.

Практическая направленность:

· задания и упражнения;

· тренинги;

· примеры реальных ситуаций;

 

Система контроля может состоять из:

· тестов;

· тематических контрольных заданий;

· итогового контрольного задания.

 Интерактивные формы обучения:

· индивидуальные консультации;

· форум;

· семинары on-line;

· аудио-видео конференции.

В процесс прохождения курсов может быть встроена система тестов, которая действительно является инструментом самопроверки, позволяющим сотруднику выявить свои слабые места. Существует 5 видов различных тестов:

· Выбор из альтернатив

· Множественный выбор

· Сопоставление

· Заполнение пробела

· Упорядочение значений

Затем он может повторно пройти материал и снова сдать проверочный тест. Существует и итоговый тест, который сдается по окончании каждого курса и оценивается, причем оценку видит и сам обучаемый. Таким образом, для каждого сотрудника из каждого подразделения создается база статистических данных, отражающая весь процесс обучения.

Встроенная система тестов позволяет отслеживать не только результаты учебы, но и время, которое человек реально затратил на учебный процесс.

Таким образом, сертификация знаний реализуется в системах дистанционного обучения практически единственным способом – интерактивными тестами, результаты которых обрабатываются чаще всего автоматически.

Существуют и другие формы контроля и сертификации знаний: контрольные работы и экзамены, выполняемые учащимися в режиме offline. Для этого организуется обратная связь от Слушателя к Преподавателю. В данном случае основной критической точкой является не столько организация самой доставки, сколько обеспечение достоверности того, что полученные преподавателем от учащегося материалы действительно подготовлены этим учащимся без посторонней помощи. На сегодня ни одно из дистанционных средств не обеспечивает стопроцентной гарантии этого.

Решение данной проблемы возможно двумя путями:

· Выделение специального помещения и обслуживающего персонала, который гарантирует идентификацию учащихся, режим их индивидуальной работы в момент сертификации и проверки знаний.

· Личная заинтересованность самого учащегося, мотивированная, к примеру, оплатой за результаты обучения.

Построить учебный процесс эффективно и надежно можно, правильно перераспределяя сертификационную нагрузку между системой самооценки знаний, заочной оценки и очной сертификации.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: