Подход к личности Людмилы Николаевны Собчик

Лич­ность– это весь­ма ем­кое по­ня­тие, ох­ва­ты­ваю­щее в це­лом психологическую и социальную активность человека в его неповторимой индивидуальности.

Личность – это открытая внешнему опыту саморегулирующаяся система, включающая в свою структуру такие подструктуры как:

· мотивационная направленность;

· эмоциональная сфера (стиль переживания);

· стиль мышления (интеллектуальные способности, способ постижения, переработки и воспроизведения информации);

· способ общения с окружающими (индивидуальный стиль межличностного поведения).

Под мотивацией  под­ра­зу­ме­ва­ет­ся по­бу­ди­тель­ная си­ла, ле­жа­щая в ос­но­ве уст­рем­ле­ний и дей­ст­вий ин­ди­ви­да. Мо­ти­ва­ци­он­ная сфе­ра мо­жет об­раз­но быть пред­став­ле­на как ту­го скру­чен­ная пру­жи­на, обес­пе­чи­ваю­щая си­лу и на­прав­лен­ность активности ин­ди­ви­да, уходящая своими корнями в бессознательное.

Эмо­ции пред­став­ля­ют со­бой ин­ди­ви­ду­аль­ный стиль пе­ре­жи­ва­ния, субъ­ек­тив­ную чув­ст­ви­тель­ность к явлениям окружающей жизни, проявляющуюся как фоном настроения, так и интенсивностью выражения чувств. Позитивная или негативная окраска эмоциональных проявлений носит адаптивный характер, так как отражает корневые аспекты чувства удовлетворенности – неудовлетворенности, обуславливающие активность человека и механизмы приспособления к среде.

Ког­ни­тив­ный стиль оп­ре­де­ля­ет­ся типом вос­при­ятия, пе­ре­ра­бот­ки и вос­про­из­ве­де­ния ин­фор­ма­ции, который находится в тесной зависимости от ве­ду­щи­х индивидуально-типологических тен­ден­ций.

Ин­ди­ви­ду­аль­ный стиль меж­лич­но­ст­но­го по­ве­де­ния так­же на­хо­дит­ся в пря­мой за­ви­си­мо­сти от ти­па реа­ги­ро­ва­ния, в ос­но­ве ко­то­ро­го ле­жат все те же ве­ду­щие тен­ден­ции.

В со­во­куп­но­сти все эти категории - мо­ти­ва­ция, эмо­цио­наль­ные осо­бен­но­сти, тип мыш­ле­ния и стиль меж­лич­но­ст­но­го по­ве­де­ния - со­став­ля­ют ин­ди­ви­ду­аль­но-ти­по­ло­ги­че­скую ба­зу, на ко­то­рой в про­цес­се взаи­мо­дей­ст­вия с ок­ру­жаю­щей сре­дой и фор­ми­ру­ет­ся личность.

Интеграция личности в целое реализуется через самосознание, самооценку и самоконтроль, составляющие реальное «Я» человека. Идеальное «Я» человека определяет направление в сторону которого движется личность в процессе самосовершенствования. Собчик подчеркивает, что самосознание формируется через сравнительный анализ своих чувств, мнений и поступков с переживаниями, мыслями и поведением окружающих лиц.

Л. Н. Собчик представляет личность как дерево – «дерево личности»:

1. почва – прародительский генофонд, т.е. некое генетическое наследство, в которое дерево уходит корнями.

2. Корни могут вобрать в себя генотипические свойства матери или отца, или понемногу от каждого. Унаследованы могут быть также свойства какой-либо из бабушек или прабабушек, деда или прадеда, тетки или дяди по любой линии. Корни – конституциональные свойства человека – особенности его темперамента.

3. Ствол дерева личности представляют формирующиеся в процессе развития психические свойства, определяемые взаимодействием почвенных, базовых особенностей с окружением, в частности – с окружающими близкими людьми. Стволовая часть дерева символически означает характер человека, в котором взаимосвязанными и взаимовлияющими являются такие подструктуры личности как

· мотивация,

· эмоции,

· когнитивный стиль (интеллект),

· коммуникативный стиль.

4. Крона дерева личности охватывает сферу

· интересов,

· социальной активности,

· морально-нравственных устоев личности.

Крону в значительной степени формирует окружение, среда, как влага и воздух влияют на листву и цветы дерева. Но крона дерева рисунком и цветам листьев и цветов обязана все тем же корням и почве (заложенным в семени генами).

Иерархия ценностей каждого человека и выбор сферы интересов, морально-нравственные установки, поиски смысла жизни или эгоистическая самодостаточность в огромной степени зависят от того, что удалось окружению привить в процессе воспитания.

Индивидуальность – это те особенности, которые придают своеобразие и определенный стиль психологическому паттерну конкретного человека в противовес некоему усредненному образу личности.

 

Л.Н. Собчик разработала «теорию ведущих тенденций».

 Теория ведущих тенденций. Из ши­ро­чай­ше­го спек­тра впе­чат­ле­ний об ок­ру­жаю­щем ми­ре ка­ж­дый че­ло­век при­су­щим имен­но ему ин­ди­ви­ду­аль­ным спо­со­бом вос­при­ятия вы­би­ра­ет и ос­ваи­ва­ет оп­ре­де­лен­ную ин­фор­ма­цию, ак­цен­ти­руя свое вни­ма­ние на од­них яв­ле­ни­ях и пре­неб­ре­гая дру­ги­ми. Эта ин­ди­ви­ду­аль­ная из­би­ра­тель­ность по от­но­ше­нию к яв­ле­ни­ям ок­ру­жаю­ще­го ми­ра и свой соб­ст­вен­ный стиль ус­вое­ния по­лу­чен­ной ин­фор­ма­ции соз­да­ют ба­зу для фор­ми­ро­ва­ния раз­ных, по-сво­ему не­по­вто­ри­мых лич­но­стей даже при оди­на­ко­вых сре­до­вых ус­ло­ви­ях. В ос­но­ве та­ко­го ин­ди­ви­ду­аль­но очер­чен­но­го сти­ля вос­при­ятия, пе­ре­ра­бот­ки и вос­про­из­ве­де­ния ин­фор­ма­ции о по­зна­вае­мом ми­ре, транс­фор­ми­ру­ясь в мыс­ли, пе­ре­жи­ва­ния и по­ступ­ки че­ло­ве­ка, ле­жит та ве­ду­щая тен­ден­ция, или те две-три ве­ду­щие тен­ден­ции, ко­то­рые про­ни­зы­ва­ют все уров­ни лич­но­сти: и са­мые низ­кие, био­ло­ги­че­ские, и его ха­рак­те­ро­ло­ги­че­скую струк­ту­ру, и наи­бо­лее вы­со­кие (“вер­шин­ные”) уров­ни лич­но­сти, ка­ко­вы­ми яв­ля­ют­ся со­ци­аль­ная на­прав­лен­ность и ие­рар­хия цен­но­стей че­ло­ве­ка.

Ве­ду­щая тен­ден­ция ” – это де­фи­ни­ция, ко­то­рая вклю­ча­ет в се­бя и ус­ло­вия фор­ми­ро­ва­ния оп­ре­де­лен­но­го лич­но­ст­но­го свой­ст­ва, и са­мо свой­ст­во, и пре­дис­по­зи­цию к то­му со­стоя­нию, ко­то­рое мо­жет раз­вить­ся под влия­ни­ем сре­до­вых воз­дей­ст­вий как про­дол­же­ние дан­но­го свой­ст­ва. К при­ме­ру, по­вы­шен­ная тре­вож­ность как кон­сти­ту­цио­наль­ное свой­ст­во ве­дет к фор­ми­ро­ва­нию по­вы­шен­но­го уров­ня тре­вож­но­сти как ин­ди­ви­ду­аль­но-лич­но­ст­ной чер­ты и лег­ко пе­ре­рас­та­ет в со­стоя­ние тре­во­ги при не­бла­го­при­ят­ной си­туа­ции. Ра­цио­наль­ное вос­пи­та­ние (или пра­виль­но по­доб­ран­ная пси­хо­те­ра­пия) мо­жет спо­соб­ст­во­вать уси­ле­нию кон­тро­ля над тре­вож­но­стью, ус­пеш­но­му ов­ла­де­нию си­туа­ци­ей. На­про­тив, не­аде­к­ват­ные ме­то­ды со­ци­аль­но­го воз­дей­ст­вия мо­гут эту тре­вож­ность уси­ли­вать, что за­труд­ня­ет адап­та­цию лич­но­сти к слож­ным ус­ло­ви­ям.

По вер­ти­ка­ли тен­ден­ция про­ни­зы­ва­ет раз­ные ас­пек­ты лич­но­сти - ба­зо­вые свой­ст­ва, чер­ты ха­рак­те­ра и их реа­ли­за­цию в виде со­ци­аль­ных ус­та­новок или в проявлениях ак­ту­аль­но­го со­стоя­ния.

А по го­ри­зон­та­ли тен­ден­ция вклю­ча­ет в се­бя ин­ди­ви­ду­аль­ный стиль лич­но­сти, про­яв­ляю­щий­ся в ос­нов­ных под­струк­ту­рах лич­но­сти: мо­ти­ва­ци­он­ная сфе­ра, эмо­цио­наль­ные осо­бен­но­сти, ког­ни­тив­ный стиль и ком­му­ни­ка­тив­ные свой­ст­ва. 

Ве­ду­щая тен­ден­ция яв­ля­ет­ся ба­зо­вой по от­но­ше­нию к дру­гим пси­хо­ло­ги­че­ским свой­ст­вам. Имен­но она пред­став­ля­ет со­бой ту основу, на ко­то­ро­й в про­цес­се по­ст­на­таль­но­го раз­ви­тия (т.е. по­сле ро­ж­де­ния) фор­ми­ру­ют­ся па­рал­лель­но и в по­сто­ян­ном взаи­мо­влия­нии и эмо­ции, и мо­ти­ва­ция, и ког­ни­тив­ный стиль и тип меж­лич­но­ст­но­го по­ве­де­ния.Она оп­ре­де­ля­ет и тес­но свя­зан­ный с кон­сти­ту­ци­ей че­ло­ве­ка тем­пе­ра­мент, и ин­ди­ви­ду­аль­ный стиль мо­ти­ва­ци­он­ной, по­зна­ва­тель­ной, эмо­цио­наль­ной и ком­му­ни­ка­тив­ной сфе­ры, и ос­нов­ные ас­пек­ты со­ци­аль­ной на­прав­лен­но­сти, свя­зан­ные с избирательным вле­че­ни­ем ин­ди­ви­да к од­ним сфе­рам об­ще­ния и цен­но­стям и ин­туи­тив­ным от­тал­ки­ва­ни­ем от дру­гих.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow