Личность– это весьма емкое понятие, охватывающее в целом психологическую и социальную активность человека в его неповторимой индивидуальности.
Личность – это открытая внешнему опыту саморегулирующаяся система, включающая в свою структуру такие подструктуры как:
· мотивационная направленность;
· эмоциональная сфера (стиль переживания);
· стиль мышления (интеллектуальные способности, способ постижения, переработки и воспроизведения информации);
· способ общения с окружающими (индивидуальный стиль межличностного поведения).
Под мотивацией подразумевается побудительная сила, лежащая в основе устремлений и действий индивида. Мотивационная сфера может образно быть представлена как туго скрученная пружина, обеспечивающая силу и направленность активности индивида, уходящая своими корнями в бессознательное.
Эмоции представляют собой индивидуальный стиль переживания, субъективную чувствительность к явлениям окружающей жизни, проявляющуюся как фоном настроения, так и интенсивностью выражения чувств. Позитивная или негативная окраска эмоциональных проявлений носит адаптивный характер, так как отражает корневые аспекты чувства удовлетворенности – неудовлетворенности, обуславливающие активность человека и механизмы приспособления к среде.
Когнитивный стиль определяется типом восприятия, переработки и воспроизведения информации, который находится в тесной зависимости от ведущих индивидуально-типологических тенденций.
Индивидуальный стиль межличностного поведения также находится в прямой зависимости от типа реагирования, в основе которого лежат все те же ведущие тенденции.
В совокупности все эти категории - мотивация, эмоциональные особенности, тип мышления и стиль межличностного поведения - составляют индивидуально-типологическую базу, на которой в процессе взаимодействия с окружающей средой и формируется личность.
Интеграция личности в целое реализуется через самосознание, самооценку и самоконтроль, составляющие реальное «Я» человека. Идеальное «Я» человека определяет направление в сторону которого движется личность в процессе самосовершенствования. Собчик подчеркивает, что самосознание формируется через сравнительный анализ своих чувств, мнений и поступков с переживаниями, мыслями и поведением окружающих лиц.
Л. Н. Собчик представляет личность как дерево – «дерево личности»:
1. почва – прародительский генофонд, т.е. некое генетическое наследство, в которое дерево уходит корнями.
2. Корни могут вобрать в себя генотипические свойства матери или отца, или понемногу от каждого. Унаследованы могут быть также свойства какой-либо из бабушек или прабабушек, деда или прадеда, тетки или дяди по любой линии. Корни – конституциональные свойства человека – особенности его темперамента.
3. Ствол дерева личности представляют формирующиеся в процессе развития психические свойства, определяемые взаимодействием почвенных, базовых особенностей с окружением, в частности – с окружающими близкими людьми. Стволовая часть дерева символически означает характер человека, в котором взаимосвязанными и взаимовлияющими являются такие подструктуры личности как
· мотивация,
· эмоции,
· когнитивный стиль (интеллект),
· коммуникативный стиль.
4. Крона дерева личности охватывает сферу
· интересов,
· социальной активности,
· морально-нравственных устоев личности.
Крону в значительной степени формирует окружение, среда, как влага и воздух влияют на листву и цветы дерева. Но крона дерева рисунком и цветам листьев и цветов обязана все тем же корням и почве (заложенным в семени генами).
Иерархия ценностей каждого человека и выбор сферы интересов, морально-нравственные установки, поиски смысла жизни или эгоистическая самодостаточность в огромной степени зависят от того, что удалось окружению привить в процессе воспитания.
Индивидуальность – это те особенности, которые придают своеобразие и определенный стиль психологическому паттерну конкретного человека в противовес некоему усредненному образу личности.
Л.Н. Собчик разработала «теорию ведущих тенденций».
Теория ведущих тенденций. Из широчайшего спектра впечатлений об окружающем мире каждый человек присущим именно ему индивидуальным способом восприятия выбирает и осваивает определенную информацию, акцентируя свое внимание на одних явлениях и пренебрегая другими. Эта индивидуальная избирательность по отношению к явлениям окружающего мира и свой собственный стиль усвоения полученной информации создают базу для формирования разных, по-своему неповторимых личностей даже при одинаковых средовых условиях. В основе такого индивидуально очерченного стиля восприятия, переработки и воспроизведения информации о познаваемом мире, трансформируясь в мысли, переживания и поступки человека, лежит та ведущая тенденция, или те две-три ведущие тенденции, которые пронизывают все уровни личности: и самые низкие, биологические, и его характерологическую структуру, и наиболее высокие (“вершинные”) уровни личности, каковыми являются социальная направленность и иерархия ценностей человека.
“ Ведущая тенденция ” – это дефиниция, которая включает в себя и условия формирования определенного личностного свойства, и само свойство, и предиспозицию к тому состоянию, которое может развиться под влиянием средовых воздействий как продолжение данного свойства. К примеру, повышенная тревожность как конституциональное свойство ведет к формированию повышенного уровня тревожности как индивидуально-личностной черты и легко перерастает в состояние тревоги при неблагоприятной ситуации. Рациональное воспитание (или правильно подобранная психотерапия) может способствовать усилению контроля над тревожностью, успешному овладению ситуацией. Напротив, неадекватные методы социального воздействия могут эту тревожность усиливать, что затрудняет адаптацию личности к сложным условиям.
По вертикали тенденция пронизывает разные аспекты личности - базовые свойства, черты характера и их реализацию в виде социальных установок или в проявлениях актуального состояния.
А по горизонтали тенденция включает в себя индивидуальный стиль личности, проявляющийся в основных подструктурах личности: мотивационная сфера, эмоциональные особенности, когнитивный стиль и коммуникативные свойства.
Ведущая тенденция является базовой по отношению к другим психологическим свойствам. Именно она представляет собой ту основу, на которой в процессе постнатального развития (т.е. после рождения) формируются параллельно и в постоянном взаимовлиянии и эмоции, и мотивация, и когнитивный стиль и тип межличностного поведения.Она определяет и тесно связанный с конституцией человека темперамент, и индивидуальный стиль мотивационной, познавательной, эмоциональной и коммуникативной сферы, и основные аспекты социальной направленности, связанные с избирательным влечением индивида к одним сферам общения и ценностям и интуитивным отталкиванием от других.