Обращения граждан в органы местного самоуправления

 

Корреспондируя Конституции РФ и относя институт обращения граждан к формам участия населения в осуществлении местного самоуправления, Закон 2003 г. закрепил их право на индивидуальные и коллективные обращения в органы местного самоуправления, порядок и сроки рассмотрения которых установлены специальным федеральным законом (Федеральный закон от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (далее — Закон 2006 г.). Как форма участия населения в осуществлении местного самоуправления обращения граждан служат в какой-то мере аналитической основой обеспечения состояния демократической законности и дисциплины в деятельности муниципальных органов и должностных лиц, принятия мер по своевременному выявлению и устранению причин их подрыва, а также нарушения прав и законных интересов граждан.

Согласно Закону 2006 г. и применительно к муниципальному уровню право на обращение — это реализуемая гражданами возможность свободно и добровольно обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в органы и должностным лицам местного самоуправления, рассмотрение которых осуществляется при этом бесплатно. Термин «обращение» является собирательным и включает в себя определенные Законом 2006 г. разновидности. Так, можно выделить следующие виды обращений граждан:

а) по форме обращения:

ü письменные;

ü устные (вербальные).

б) по числу обращающихся:

ü индивидуальные;

ü коллективные.

в) в зависимости от содержания (предмета):

ü предложения. Предложение — это обращение, содержащее рекомендацию гражданина по совершенствованию муниципально-правовых актов, деятельности органов местного самоуправления, развитию общественных отношений, улучшению социально-экономической и иных сфер деятельности муниципального образования.

ü заявления. Заявление — обращение, содержащее просьбу гражданина о содействии в реализации принадлежащих ему или другим лицам прав и свобод, либо сообщение о нарушении нормативных актов, недостатках в работе органов и должностных лиц местного самоуправления, либо критику их деятельности.

ü жалобы. Жалоба — обращение, содержащее просьбу гражданина о восстановлении или защите нарушенных прав, свобод либо законных интересов его или других лиц.

При рассмотрении обращений гражданин имеет право:

ü представлять дополнительные материалы либо обращаться с просьбой об их истребовании;

ü знакомиться с сопровождающими процедуру рассмотрения материалами;

ü получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, уведомление о переадресации обращения;

ü обжаловать любые решения и действия органов и должностных лиц местного самоуправления по обращению;

ü заявлять о прекращении рассмотрения обращения.

Процедура рассмотрения органами и должностными лицами местного самоуправления обращений граждан достаточно подробно регламентирована Законом 2006 г. Им введены гарантии безопасности гражданина в связи с его обращением, установлен порядок рассмотрения отдельных обращений и даже предусматривается возмещение причиненных убытков и взыскание понесенных расходов при рассмотрении обращений. Поскольку традиционно в рабочей практике публичных органов применяются письменные обращения законодатель в приоритетном порядке определил к ним требования, сроки рассмотрения, направления и регистрации. В то же время для реализации возможности устного обращения указанным Законом установлены обязательность и порядок ведения руководителями органов, должностными лицами местного самоуправления и иными уполномоченными на то лицами личного приема граждан, информация о месте, днях и часах проведения которого доводится до всеобщего сведения.

Что касается письменного обращения, то в нем гражданин в обязательном порядке указывает реквизиты адресата — конкретного муниципального органа или должностного лица, почтовый адрес, по которому должна вестись переписка с гражданином, а также излагает суть обращения, ставит личную подпись и дату. Письменное обращение регистрируется в течение 3 дней с момента его поступления и при наличии компетенции на решение поставленных в нем вопросов рассматривается в течение 30 дней после регистрации, а в исключительных случаях — в удвоенный срок, уведомив об этом обращающегося.

Обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в форме электронного документа, подлежит рассмотрению в порядке ст. 10. В обращении гражданин в обязательном порядке указывает свои фамилию, имя, отчество (последнее - при наличии), адрес электронной почты, если ответ должен быть направлен в форме электронного документа, и почтовый адрес, если ответ должен быть направлен в письменной форме. Гражданин вправе приложить к такому обращению необходимые документы и материалы в электронной форме либо направить указанные документы и материалы или их копии в письменной форме.

При рассмотрении обращения орган или должностное лицо местного самоуправления:

а) обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное его рассмотрение, а в случае необходимости — с участием обратившегося;

б) запрашивает необходимые для рассмотрения обращения документы и материалы в других органах и у иных должностных лиц, за исключением судов, органов дознания и органов предварительного следствия;

в) принимает меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина;

г) дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, если иное не установлено Законом 2006 г., уведомляет гражданина о переадресации его обращения.

Ответ на обращение подписывается руководителем органа или должностным лицом местного самоуправления либо другим уполномоченным на то лицом и направляется адресату не позднее истечения сроков рассмотрения.

В случае несогласия с ответом на обращение либо если истекли сроки его рассмотрения, а равно нарушения установленного порядка рассмотрения обращения, гражданин вправе обжаловать это в вышестоящий орган и в суд. Вместе с тем гражданам необходимо внимательно относиться к требованиям, предъявляемым к реквизитам обращения, не использовать в них нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозу, оформлять их по возможности разборчивым почерком и не допускать всего того, что может повлечь как законный отказ, так и возможность для уклонения от рассмотрения их обращений.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: