Научные подходы к организации и проведению социально-экономического, социально-правового и психосоциального консультирования

 

В организации социально-правового консультирования имеет ряд отличительных особенностей, из которых к основным относятся следующие.

1) Это управление людьми (отдельными индивидами, группами, обществом в целом. Это особый тип взаимоотношений людей).

Социально-правовое консультирование как управленческая технология часто служит средством воздействия на вещи, средством обеспечения согласованной деятельности людей в процессе деятельности, оказании помощи. Субъект управления воздействует на общественные отношения, на вещи через волю и сознание людей. Организация всегда состоит в упорядочении какой-либо деятельности.

2) Действия человека носят сознательный, целесообразный, волевой характер. Воля – регулирующая сторона сознания, направляющая деятельность человека на выполнение поставленной цели. Совместное бытие предполагает единство, упорядоченность действий, для чего необходимо согласование воли разных людей. Не может быть единства действий там, где нет единства целей, волевых усилий. Единство воли – необходимое условие согласованности действий людей. И вторым существенным признаком социального управления является то, что оно осуществляется путем воздействия на волю людей.

3) Третья особенность управления в организации социально-правового консультирования – высокая степень автономии, самостоятельности, свободы воли управляемых, которые способны к самоорганизации. Объекты социального управления – люди, коллективы, народы обладают волей и сознанием, способностью анализировать окружающую обстановку, выбирать определенные варианты поведения. Разнообразие человеческих потребностей, интересов, вкусов, склонностей бесконечно, у каждого человека свой склад ума, жизненный опыт, свои особенности мышления, переживания. Поведение человека, как правило, не может быть жестко детерминировано, оно носит вероятностный характер.

Наряду с управлением в обществе действуют и такие регуляторы, как социальные проблемы, стихийные процессы (миграция, преступность и т. д.).

4) Четвертая особенность состоит в том, что управление людьми осуществляется сознательно. В этом процессе вырабатываются рациональные цели и программы их осуществления, сознательно создаются средства выполнения программ (органы, системы связи и т. д.).

5) Очень важно и то, что человечество научилось накапливать и хранить информацию вне индивида, передавать ее путем социального воспитания. Люди создали специальные средства, с помощью которых они закрепляют, сохраняют и передают опыт поколений, превращают индивидуальный опыт в коллективный, ими используются технические устройства для быстрой передачи информации на большие расстояния, для ее обработки и т. д.

Весь процесс организации социального - правового консультирования с начала и до конца можно представить в виде последовательности основных этапов консультирования, каждый из которых в ходе консультирования по-своему необходим, решает какую либо частную задачу и имеет свои специфические особенности [3, с. 186].

В целом, процесс организации консультативной работы начинается с подготовительного этапа консультирования. На данном этапе устанавливается график и очередность консультирования. Консультант по возможности осуществляет сбор информации о будущем клиенте, проводит предварительные беседы с официальными лицами (преподавателями, воспитателями) и лицами из ближайшего окружения. При необходимости социальный работник (социальный психолог) подбирает и готовит методики для дополнительного психологического тестирования. В результате анализа полученной информации консультант составляет предварительный план работы, намечает наиболее эффективные методы психологического воздействия и стиль общения с клиентом.

Психоаналитическое направление

В его основе лежит глубинная психология (психодинамическое направление), представлена на сегодня психоанализом З. Фрейда и множеством его модификаций (А. Адлер, К. Юнг, Э. Фромм, К. Хорни и др.). В рамках психоанализа сущность человека определяется психической энергией, сексуальной природой и опытом раннего детства. Основу структуры личности составляют три инстанции: ид, эго, суперэго.

Цель консультирования: перевести в сознание вытесненный в бессознательное материал; помочь клиенту воспроизвести ранний опыт и проанализировать вытесненные конфликты; реконструировать базисную личность.

Адлерианское направление

Подчеркивается позитивная природа человека. Каждый человек в раннем детстве формирует уникальный стиль жизни. Поведение мотивируется стремлением к достижению целей и социальным интересом. На стиль жизни влияют порядковый номер рождения, стиль родительского воспитания, те или иные особенности физического развития.

Рационально-эмоционально-поведенческая терапия – подход в психотерапии, созданный А. Эллисом, А. Беком. Человек рождается со склонностью к рациональному мышлению, но одновременно и со склонностью к парологичности. В качестве главной причины психических расстройств рассматриваются ошибочные, иррациональные когнитивные установки (убеждения, верования, идеи, предположения и т. п.), а не прошлый опыт индивида.

Экзистенциональная терапия (И. Ялом, Р. Мэй, Д. Бьюдженталь, С. Л. Братченко, Д. А. Леонтьев, Р. Кочюнас, В. Франкл, Н. В. Клюева и др.). Основное внимание уделяется способности человека познавать свой внутренний мир, свободно выбирать судьбу, ответственности и экзистенциональной тревоге как основному мотивирующему фактору, поиску уникального смысла в бессмысленном мире, одиночеству и отношениям с другими, временности жизни и проблеме смерти. Развитие личности основывается на уникальности каждого человека.

Трансактный анализ. Согласно концепции Э. Берна, человек запрограммирован «ранними решениями» в отношении жизненной позиции. Он проживает свою жизнь по «сценарию», написанному при активном участии его близких, прежде всего родителей, принимает решения в настоящем, основанные на стереотипах, которые когда-то были необходимы для его психологического выживания, но теперь чаще всего бесполезны.

Гештальттерапия (основные идеи и методы разработали Ф. Перлз, Л. Перлз, П. Гудман). Человек представляет собой целостное социобиопсихологическое существо. Человек и окружающая его среда – единый гештальт, структурное целое, которое называют полем организм/окружающая среда.

Главная цель гештальттерапии – достижение возможно более полного осознания себя: своих чувств, потребностей, желаний, телесных процессов, мыслительной деятельности, а также, насколько возможно, полного осознания внешнего мира, прежде всего мира межличностных отношений.

В результате гештальттерапии клиент приобретает способность сознательно выбирать свое поведение, используя различные аспекты своей личности, сделать свою жизнь более наполненной, избавиться от невротических и других болезненных симптомов.

Телесно-ориентированная психотерапия (ТОП) – это способ исцеления души через работу с телом, неоднозначно понимаемое направление психотерапии, целью которого является изменение психического функционирования человека с помощью ориентированных на тело методических приемов. В настоящее время описаны не менее 15 различных подходов, определяемых как «работа с телом». Наиболее известные виды телесно-ориентированной психотерапии: характерологический анализ В. Райха, биоэнергетический анализ А. Лоуэна, концепция телесного осознавания Фельденкрайза, метод интеграции движений Ф. Александера, метод чувственного сознавания (Ш. Селвер и Ч. Брукс), структурная интеграция (И. Рольф).

Телесно-ориентированная психотерапия возникла на основе практического опыта и многолетних наблюдений взаимосвязи духовного и телесного в функционировании организма. Она в большей степени, чем другие направления консультирования и психотерапии, придерживается холистического подхода, необходимость в развитии которого постоянно возрастает. Преодоление дуализма тела и разума и возвращение к целостной личности ведет к глубоким изменениям понимания поведения человека.

Системный подход. Определяется не ориентацией на теоретические модели, а сфокусированностью на партнерстве, семье, супружестве, группах как самостоятельных организмах, целостных системах со своей историей, внутренними закономерностями и динамикой, этапами развития, ценностными ориентациями и т. д.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: