Теоретические и лингвистические аспекты консультирования

Конспект по вопросам.

9. Классификация проблем, решаемых посредством консультирования в социальной работе
10. Рациональность и эффективность консультирования в социальной работе.
11.Теоретические и лингвистические аспекты консультирования
12. Этические аспекты консультирования.
13. Эмпатия как ключ к процессу консультирования.
14. Научные подходы к организации и проведению социально-экономического, социально-правового и психосоциального консультирования.






Классификация проблем, решаемых посредством консультирования в социальной работе

 

Более широкий спектр разновидностей социального консультирования, можно выделить по такому основанию как характер и содержание обсуждаемых и решаемых с клиентом проблем. Многообразие проблем и сложностей, с которыми сталкивается на протяжении своей жизни каждый человек, приводит к существованию таких видов консультирования как медикосоциальное, социальнопедагогическое, социальнопсихологическое, социальноправовое, управленческое и другие. Эти виды социального консультирования хорошо знакомы каждому человеку, который хоть раз обращался за помощью в решении различных проблем к соответствующему специалисту – врачу, медику, юристу, чиновнику и т.п.

 

Медицинское консультирование, примером которого может являться и телемедицина — направление    медицинской информатики, позволяющее предоставить медицинские услуги на расстоянии с помощью      электронной почты и других средств компьютерной, аудио- и видеосвязи.

 

Понятие «социальное консультирование» приближенно с другими понятиями: «психологическому» и     «психосоциальному консультированию».

Психологическое консультирование рассматривается как непосредственная работа с людьми,                    направленная на решение различного рода психологических проблем, связанных с трудностями в          межличностных отношениях, где основным средством воздействия является определенным образом       построенная беседа.

Психосоциальное консультирование осуществляется воздействием не только на личность консультируемого, но и на его социальное окружение с целью помощи консультируемому в контексте социальной адаптации, реабилитации и концепции независимой жизни.

 

В особом рассмотрении нуждается социально-правовое консультирование, поскольку в большинстве случаев проблемы у людей возникают из-за незнания своих прав. Практически все население получает информацию из средств массовой информации, у кого-то есть на это время, а у кого-то его нет. Не всегда информация, которую предоставляют нам средства массовой информации, является достоверной. У людей должно возникать желание личной заинтересованности в консультировании по поводу своих прав, которыми они обладают. Попустительское отношение к осведомленности и личном консультировании может привести к нежелательным последствиям, связанным с возникновением определенных ситуаций, при выходе из которых нужно знание своих прав и прав другого лица, связанно с этой же ситуацией.

Для того чтобы предотвращать такие ситуации созданы специальные консультативные центры, которые готовы осведомить клиента о том, какими правами он обладает по праву.

К примеру, образовательного консультирования относиться и консультирование по поводу выбора будущей профессии школьниками. В сфере образования консультирование не рассматривается должным образом. Так как им предстоит нелегкий путь выбрать должную профессию, которая в дальнейшем станет одной из частей смысла жизни. Основная задача специалиста-консультанта в этой области должна заключаться в правильной трактовке и донесении до обучающихся смысла той или иной профессии.

 

 

Рациональность и эффективность консультирования в социальной работе.

Критериями эффективности для консультацион­ной организации обычно выступают:

· расширение рынка и объема услуг (цена проекта, рентабельность проекта, затраты на маркетинг, структура персонала);

· экономические показатели (прибыль, структура издержек, выработка на одного консультанта, удельный вес зарплаты в стоимости проекта);

· качество разработок и рекомендаций (наличие исков по проекту, наличие положительных отзывов, на­личие рекомендаций, удовлетворенность работой кли­ента);

· повторное обращение клиента (наличие перспек­тив дальнейшего сотрудничества);

·  рост профессионализма (опыт решения проблем подобного рода, знание специфических особенностей клиентских организаций подобного типа, совершенство­вание методического инструментария);

· экономичность (обеспечение социально-эконо­мического эффекта в сопоставлении с затратами на кон­сультирование).

Результаты совместной деятельности консультанта и клиента условно можно разделить на две группы: пря­мые и косвенные, которые, в свою очередь, могут быть представлены количественными и качественными пока­зателями.

 

К количественным результатам относят прежде все­го снижение издержек, увеличение рентабельности, освое­ние новых видов продукции и т. д. Отмеченные резуль­таты проявляются быстро и дают осязаемый эффект ввиду реализации таких решений, как оптимизация налогооб­ложения, остановка и закрытие убыточных производств, ликвидация излишнего оборудования, ускорение произ­водственного цикла, снижение брака и т. д.

Качественные результаты прослеживаются в изменении стиля и методов руководства; в изменении структуры производства и управления организацией; в доведе­нии до работников разработанной стратегии бизнеса; в новых знаниях и новом опыте решения текущих и перс­пективных задач.

 

Среди косвенных результатов отметим количествен­ные, к которым следует отнести привлечение инвести­ций, приобретение новых партнеров по бизнесу, рост курса акций, а к качественным — установление контактов с местными органами власти, новые позиции в деловых кругах, а также результаты обучения клиента.

 

Теоретические и лингвистические аспекты консультирования

Теоретические аспекты консультирования в социальной работе

В настоящее время в теории и практике социальной работы существуют два основных взаимодополняющих друг друга подхода к определению сущности консультирования.

· 1. Функциональный, при нём консультирование понимается как метод, обеспечивающий клиента практическими советами и помощью, как любая форма оказания клиенту помощи в отношении содержания, процесса или структуры решаемой задачи, когда сам консультант не отвечает за её решение, но помогает тем, кто несёт такую ответственность: направление лечащим врачом пациента к узкому специалисту для получения дополнительной информации о состоянии его здоровья, это рассматривается как пример подобного консультирования. При таком подходе консультант выступает как помощник в решении какой-либо задачи или проблемы.

· 2. Профессиональный, при нём консультирование рассматривается как особая профессиональная служба, оказывающая услуги гражданам и организациям с помощью специально обученных и квалифицированных лиц, помогающим выявить социальные проблемы клиента, проанализировать их, дать рекомендации по их решению и содействовать, при необходимости, выполнению принятых решений и полученных рекомендаций.

По объекту воздействия выделяют индивидуальное консультирование, предполагающее работу с отдельным человеком, и групповое консультирование, когда объектом воздействия специалиста является собой какая-либо группа или коллектив. Следует иметь в виду, что объектом социального консультирования может быть только малая социальная группа - семья, студенческая группа и т.п.

Ещё одним основанием для выделения видов социального консультирования является целевая установка клиента, т.е. цели, которые он преследует, обратившись за помощью к консультанту. В этом случае можно говорить о существовании более сложных видов рассматриваемой деятельности.

· 1. Рефлексивное консультирование, т.е. совместное с клиентом осмысление какой-либо жизненной ситуации, её анализ, поиск приоритетов, возможностей изменения и развития. Процесс консультирования в этом случае превращается в совместное размышление, а основная задача и функция консультанта - выслушать клиента и понять причины его затруднений и сложностей. Работа психоаналитика или психотерапевта часто осуществляется именно в такой форме.

· 2. Проектное консультирование, включающее поиск и построение возможной программы (проекта) преобразования сложившейся ситуации, её гармонизации и улучшения. Это консультация - программирование, консультант, соответственно, проектировщик, специалист. Примером такой консультации является консультация адвоката, выстраивающего вместе с клиентом оптимальную тактику поведения на судебном заседании.

· 3. Технологическое консультирование, предполагающее поиск оптимальной последовательности действий для решения конкретной проблемы или задачи. Это консультация - рекомендация, где консультант - это человек, обладающий необходимыми знаниями и необходимым опытом. Именно такую консультацию получит у педагога родитель, столкнувшийся с необходимостью гармонизации отношений со своим ребёнком.

· 4. Прогностическое консультирование, представляющее собой построение идеальной модели возможного, вероятного состояния конкретной ситуации при сохранении или отсутствии каких-либо тенденций. Это консультация - предвидение, где консультант - это человек, который способен подняться над ситуацией, и её нынешним состоянием, способный увидеть скрытые в ней возможности развития, как позитивного, так и негативного характера. В таком случае появляется возможность вскрыть имеющиеся у клиента перспективы и выработать на этом основании определённую программу действий.

Многообразие видов социального консультирования позволяет, тем не менее, говорить о существовании ряда универсальных его характеристик. Одной из них является то, что, будучи методом оказания социальной помощи, видом социальных услуг, социальное консультирование независимо от своей видовой принадлежности оказывается на добровольной основе тому, кто в этой услуге нуждается.

В этом реализуются важные принципы социальной работы как вида профессиональной деятельности - уважение к личности человека, его правам, неприкосновенности частной жизни.

Человек, столкнувшийся с какой-либо проблемой и не имеющий возможности решить её самостоятельно, может осознать и обозначить зону собственных затруднений, но, как правило, не представляет, что именно и каким путём необходимо изменить, чтобы проблема была решена. Следовательно, он не может точно указать какая именно помощь или услуга ему необходима для преодоления возникшего затруднения. В такой ситуации консультант и приходит на помощь, реализуя на практике вышеназванные виды социального консультирования.

Лингвистические аспекты:

Навык слушания — самый важный навык в консультировании. Это процесс «слышания» другого человека. Сюда относится восприятие не только произносимых им слов, но, в равной степени, и множества других аспектов общения. Все существующее разнообразие способов, посредством которых один человек пытается общаться с другим че­ловеком, является лишним свидетельством необходимости развивать способность уделять своему собеседнику самое пристальное внима­ние, как нами уже это ранее подчеркивалось.

Здесь можно выделить три аспекта слушания. Лингвистические аспекты речи относятся непосредственно к словам, употребляемым клиентом, к выбираемым им словосочетаниям и метафорам, которые он использует для того, чтобы сообщить о возникающих у него чув­ствах. Обычно бывает полезно уделять внимание подобным метафо­рам, поскольку при помощи метафорического языка зачастую мож­но сообщить больше информации, нежели посредством конвенцио­нального использования языка. Паралингвистические аспекты — это все те аспекты речи, которые не имеют непосредствен­ного отношения к самим словам. Это темп речи, высота и громкость голоса, особенности произношения. Паралингвистические аспекты могут дать нам лишь информацию относительно того, что, возможно, чувствует другой человек. Важно, чтобы мы вместе с клиентом про­веряли, насколько эта информация соответствует его реальным ощу­щениям.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: