Лекция: Виды ритмических и метрических рядов


 

 

Ритмом называется определенная упорядоченность однохарактерных элементов композиции, создаваемая путем повторения элементов, их чередования, нарастания или убывания. Простейшая закономерность, на основе которой строится композиция- это повторность элементов и интервалов между ними, называемая модульным ритмом или метрическим повтором.
    Метрический ряд может быть простым, состоящим из одного элемента формы, повторяющегося через равные промежутки пространства (а), или сложным.
    Сложный метрический ряд состоит из групп одинаковых элементов (в) либо может включать отдельные элементы, отличные от основных элементов ряда по форме, размерам или цвету (б).
Значительно оживляет форму сочетание нескольких метрических рядов, объединенных в одну композицию. В целом метрический порядок выражает статичность, относительный покой.

Определенную направленность можно придать композиции, создавая динамический ритм, который строится на закономерностях геометрических пропорций путем увеличения (уменьшения) размеров подобных элементов или на закономерном изменении интервалов между одинаковыми элементами ряда (а - д). Более активный ритм получается при одновременном изменении величины элементов и интервалов между ними (е).
При увеличении степени ритма усиливается композиционная динамика формы в сторону сгущения ритмического ряда.

Если ритм — это обязательно изменение или, можно сказать, движение, то повторение без изменения — «метр». Метричность — это равномерность в движении типа механического. Если развитие ритма в композиции имеет пределы, то метрическая композиция может повторяться бесконечно. Ярким примером метрического ряда служит орнамент.

В художественном конструировании используется специфическое средство композиции - закономерное повторение и чередование элементов, причем это повторение может быть как метрическим, так и ритмическим.

Метрический повтор в композиции, или метр, как его иногда называют, это повторении в композиции одинаковых форм при равных интервалах между ними. Для современных технических структур тема повтора особенно характерна, так как они, чаще всего, основаны на стандартизации и унификации.

Роль метрического повтора в композиции зависит от многих условий. Это и вид повторяющихся элементов (объемные или плоскостные) и число, и расположение повторяющихся элементов в метрическом ряду и др. Так, объемные элементы сложнее и вызывают ощущение многократного повтора раньше, чем плоскостные. При слишком близком расположении повторяющихся элементов в метрическом ряду он может оказаться перенасыщенным, и метрический повтор перестанет восприниматься. Сохранить в этом случае целостность ряда поможет нюансное решение элементов. Наоборот, при разреженном ряде его элементы могут теряться на большом фоне. И для того, чтобы сохранить метрический ряд, как организующее начало, элементы ряда нужно выполнить предельно контрастными. Повтор начинает восприниматься как ряд с того момента, когда мы перестаем мгновенно улавливать количество элементов. Три, пять элементов - это еще не ряд, так как это количество элементов можно еще бессознательно подсчитать. Когда число элементов превышает шесть или семь, то они воспринимаются уже как ряд.

Более сложный метрический ряд основан на сочетании нескольких разных метрических рядов. При сочетании нескольких метрических рядов необходимо правильно выбрать связь этих рядов, соподчинение. Необходимо так скоординировать эти ряды, чтобы композиция не потеряла стройности и ясности.

Для создания ритмического ряда можно использовать закономерное изменение интенсивности цвета. В условиях метрического повтора иллюзия ритма создается в результате постепенного уменьшения или увеличения интенсивности цвета элемента. При изменяющихся размерах элементов цвет может усиливать ритм, если рост его интенсивности происходит одновременно с увеличением размеров элементов, либо визуально уравновешивать ритм, если с увеличением размеров элементов интенсивность цвета уменьшается. Организующая роль ритма в композиции зависит от относительной величины элементов, составляющих ритмический ряд, и от их количества (для создания ряда нужно иметь не менее четырех-пяти элементов).

 







Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: