К муниципальной собственности были отнесены:
• земельные участки, которые признаны таковыми ФЗ и принятыми в соответствии с ними законами субъектов РФ;
• земельные участки, право муниципальной собственности, на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю;
• земельные участки, которые приобретены по основаниям, установленным гражданским законодательством.
Кроме того, в собственность МО для обеспечения их развития могут безвозмездно передаваться земли, находящиеся в государственной собственности, в том числе за пределами границ МО.
Действующим законодательством определено, что распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется ОМС муниципальных районов и городских округов.
Для ОМС муниципальных районов и городских округов полномочие по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, не является вопросом местного значения и в силу требований ФЗ № 000 является отдельным государственным полномочием.
|
|
При распоряжении земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, правовое регулирование порядка распоряжения осуществляется муниципальными правовыми актами.
После разграничения государственной собственности на землю на федеральную собственность, собственность субъектов РФ и собственность МО арендная плата за земельные участки, средства от продажи права на заключение договоров аренды указанных земельных участков перечисляются в доходы соответствующих бюджетов в зависимости от права собственности на земельные участки, а средства от продажи земельных участков перечисляются в соответствующие бюджеты в зависимости от права собственности на земельные участки в полном объеме.
На практике в РФ сложилось два основных варианта исполнения полномочий по распоряжению земельными участками в муниципальных районах. Во-первых, в ряде муниципальных районов используется вариант совместного исполнения полномочий районом и поселениями. Данный вариант реализуется на основании соглашений о совместной деятельности и предполагает участие поселений в принятии решений при распоряжении земельными участками. Основным содержанием подобных соглашений является процедура, при которой ОМС поселений производится вся необходимая подготовительная работа по приему заявлений от граждан и юридических лиц, оформление в установленном порядке межевых дел, подготовка проектов решений, ходатайств и т. п., а ОМС муниципальных районов принимают соответствующие решения по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена. Второй вариант исполнения полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, заключается в самостоятельном исполнении такого полномочия ОМС муниципального района. В данном случае участие поселений в принятии решений по распоряжению земельными участками не предполагается.
|
|
Субъектом права муниципальной собственности на землю выступают МО. От имени МО права собственника осуществляют ОМС.
В ЗК РФ перечислены основания возникновения права муниципальной земельной собственности. ФЗ не устанавливают муниципальной собственности на какие-либо земельные участки, а лишь констатируют возможность возникновения на землю данной формы земельной собственности. ЗК РФ определено, что государственная собственность на землю безвозмездно передается в муниципальную собственность только для обеспечения развития МО, причем как в его границах, так и за его пределами.
ОМС осуществляют управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, в соответствии с Конституцией РФ, ГК РФ, ЗК РФ, ФЗ № 000 и некоторыми другими федеральными законодательными актами.
Муниципальная собственность на землю имеет двойственную природу. С одной стороны, МО обладают правами собственника наравне с иными собственниками. Следовательно, в вопросах владения, пользования и распоряжения земельными участками МО осуществляют свои права на тех же условиях, что и физические и юридические лица. С другой стороны, МО обязаны предоставлять земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности, гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду в порядке и на условиях, предусмотренных ЗК РФ.
Процесс формирования муниципальной собственности на землю в России еще находится на начальном этапе.
Кадастровая стоимость земельных участков - это расчетная величина, определяемая в результате государственной кадастровой оценки земель с учетом классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования. Государственный земельный кадастр создается и ведется в целях информационного обеспечения. Кадастровая стоимость земельных участков является базой налогообложения предприятий и учреждений с 1 января 2006 г., что определяет особую важность кадастровой оценки земельных участков в настоящее время. Выкуп земельных участков должен происходить по ставке равной 2,5% кадастровой стоимости, арендная плата должна определяться по кадастровой стоимости.
Земля, находясь в государственной или муниципальной собственности, должна работать на собственника и при предоставлении ее другим лицам в титульное пользование, владение на основании договора должна приносить доход от ее использования. Это условие возможно соблюсти при предоставлении земельного участка в аренду. Аренда земельного участка — это предоставление арендодателем вынесенной на местности в определенных границах территории, с определенной площадью, имеющей кадастровый номер, на основании надлежаще оформленного волеизъявления собственника для возмездного и срочного пользования и/или владения в определяемых на основе волеизъявления собственника земельного участка, градостроительной, санитарной, экологической и иной документацией, и предусматриваемой договором аренды земельного участка. Договор аренды земельного участка — двусторонняя или многосторонняя, возмездная, консенсуальная сделка. Он вступает в силу с момента государственной регистрами в учреждении юстиции.