Тема 2. Источники правового регулирования семейных отношений

 

В специальном юридическом смысле источниками права признаются формы выражения правовых норм.

В соответствии со ст. 72 Конституции РФ семейное законодательство находится в совместном ведении Федерации и субъектов Федерации, что закреплено и в п. 1 ст. 3 СК. Семейное законодательство включает в себя Семейный кодекс РФ, другие федеральные законы, принимаемые в соответствии с Кодексом, а также законы субъектов РФ. С учетом главенствующей роли Конституции в правовой системе России все законы и иные правовые акты, принимаемые в РФ, в том числе и по вопросам регулирования брачно-семейных отношений не должны противоречить положениям Конституции.

1. Основным источником семейного права, является Семейный кодекс РФ. Он был принят Государственной Думой 8 декабря 1995 г. и вступил в силу (за исключением отдельных положений) с 1 марта 1996 г. Кодекс охватывает широкий круг семейных отношений, вмешательство государства сведено до разумного минимума, введено договорное регулирование ряда отношений между членами семьи.

Действие Семейного кодекса во времени определяется ст. 168—169 СК. По общему правилу нормы СК применяются к семейным отношениям, возникшим после введения его в действие, то есть после 1 марта 1996 г., и не имеют обратной силы. Однако, если семейное правоотношение носит длящийся характер, т.е. возникло до 1 марта 1996 г. и продолжает существовать после этой даты, то нормы Кодекса применяются лишь к тем правам и обязанностям, которые возникли после введения его в действие.

Для отдельных положений Кодексом установлены иные (специальные) сроки введения в действие, то есть не с 1 марта 1996 г.

Ряд норм Семейного кодекса в силу прямого указания законодателя имеют обратную силу, то есть распространяются на те отношения, которые возникли до 1 марта 1996 г. Так, из п.3 ст.169 следует, что установленное в ст. 25 СК правило о моменте прекращения брака при его расторжении в суде со дня вступления решения суда в законную силу применяется только к бракам, расторгнутым судом после 1 мая 1996 г.

В соответствии с п.2 ст.169 СК судебный порядок усыновления детей, предусмотренный ст.125 СК, применяется со дня введения в действие федерального закона о внесении соответствующих изменений и дополнений в Гражданский процессуальный кодекс РСФСР. Такой закон был принят и вступил в силу 27 сентября 1996 г. С этой даты в России применяется судебный порядок усыновления детей. До 27 сентября 1996 г. действовал предусмотренный ст. 98 КоБС административный порядок усыновления детей.

2. В состав источников семейного права входят и принимаемые в соответствии с Семейным кодексом другие федеральные законы. Например, в развитие установленных в разделе VI СК "Формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей" норм принят Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".

Отдельные нормы семейного права содержатся и в некоторых других федеральных законах: Федеральный закон от 24 июля 1998 г. №124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации", Федеральный закон от 24 июня 1999 г. №120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних".

3. В пункте 2 ст. 3 СК, семейное законодательство включает не только СК и принимаемые в соответствии с ним другие федеральные законы, но также и законы субъектов РФ.

Законами субъектов Федерации в соответствии с п. 2 ст. 3 СК могут регулироваться семейные отношения лишь в пределах, установленных Семейным кодексом.

а) Законы субъектов РФ регулируют семейные отношения по вопросам, непосредственно отнесенным СК к ведению субъектов РФ: установление порядка и условий, при наличии которых вступление в брак может быть разрешено в виде исключения до достижения возраста шестнадцати лет (п. 2 ст. 13); выбор супругами двойной фамилии при заключении брака (п. 1 ст. 32); присвоение фамилии и отчества ребенку (п. 2 и 3 ст. 58); организация и деятельность органов местного самоуправления по осуществлению опеки и попечительства над детьми, оставшимися без попечения родителей (п. 2 ст. 121); определение дополнительных по сравнению с Кодексом форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей (п. 1 ст. 123); установление размера оплаты труда приемных родителей и льгот, предоставляемых приемной семье (п. 1 ст. 152).

б) Законы субъектов Федерации в области семейных отношений могут приниматься по вопросам, непосредственно Семейным кодексом не урегулированным. В частности, дополнение и развитие субъектами Федерации и органами местного самоуправления предоставленных семье федеральным законодательством минимальных социальных гарантий и льгот.

Однако в любом случае законы субъектов РФ, регулирующие семейные отношения, не должны противоречить как Семейному кодексу (п. 2 ст. 3 СК), так и иным федеральным законам. При наличии противоречий между ними применению подлежит Семейный кодекс или федеральный закон.

4. К источникам семейного права относятся нормативные правовые акты, регулирующие семейные отношения.

а) Указы Президента РФ, которые согласно п. 2 ст. 90 Конституции РФ обязательны для исполнения на всей территории России. В основном указами Президента утверждаются мероприятия общегосударственного уровня, имеющие комплексный характер (например, федеральные целевые программы по различным вопросам защиты семьи, материнства и детства, или определяются концептуальные подходы к решению проблем в данной сфере.

б) Как следует из п.3 ст.3 СК, Правительство РФ вправе принимать нормативные правовые акты на основании и во исполнение Семейного кодекса, других федеральных законов и указов Президента РФ. Однако возможно лишь в случаях, непосредственно предусмотренных СК, другими федеральными законами, а также указами Президента РФ.

Так, в соответствии с СК к компетенции Правительства РФ, в частности, относится: определение видов заработка и иного дохода, из которых производится удержаниe алиментов на несовершеннолетних детей (ст. 82 СК); определение порядка передачи детей на усыновление, а также осуществление контроля за условиями жизни и воспитанием детей в семьях усыновителей на территории РФ (п. 2 ст.125 СК); установление перечня заболеваний, при наличии которых лицо не может усыновить ребенка, принять его под опеку (попечительство), взять в приемную семью (ст. 127 СК); определение порядка и размера выплаты опекуну денежных средств на содержание ребенка (ст. 150 СК); утверждение положения о приемной семье (ст. 151 СК); определение порядка выплаты и размера денежных средств на содержание ребенка в приемной семье (ст. 155 СК) и другие вопросы.

в) В ст. 3 СК отсутствует упоминание о таких источниках семейного права, как нормативные акты федеральных органов исполнительной власти. Однако такие акты издавались как до, так и после принятия СК. Так, например, во исполнение Постановления Правительства РФ № 542 от 1 мая 1996 г. "Об утверждении Перечня заболеваний, при наличии которых лицо не может усыновить ребенка, принять его под опеку (попечительство), взять в приемную семью издан приказ Министерства здравоохранения РФ от 10 сентября 1996 г. № 332 "О порядке медицинского освидетельствования граждан, желающих стать усыновителями, опекунами (попечителями) или приемными родителями". Ведомственные нормативные акты, затрагивающие отношения, регулируемые семейным правом, могут издаваться только на основании, по поручению и во исполнение постановлений Правительства РФ.

Нормативные акты любого государственного органа должны соответствовать положениям Семейного кодекса и других федеральных законов.

5. Постановления Пленума Верховного Суда РФ не являются источниками семейного права. Однако они имеют важное значение для правильного применения норм семейного законодательства. Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25 октября 1996 г. № 9 "О применении гудами Семейного кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об установлении отцовства и о взыскании алиментов", от 4 июля 1997 г. № 9 "О применении судами законодательства при рассмотрении дел об установлении усыновления", от 28 мая 1998 г. № 10 "О применении судами законодательства при разрешении споров, связанных с воспитанием детей"', и постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 5 ноября 1998 г. № 15 "О применении судами законодательства при рассмотрении дел о расторжении брака".

Семейный кодекс в ст.4 СК предусматривает основания и пределы применения гражданского законодательства к семейным отношениям. В соответствии со ст.2 СК гражданское законодательство может применяться как к имущественным, так и личным неимущественным отношениям между членами семьи, но только при условии, что они не урегулированы соответствующими нормами семейного законодательства и имеются необходимые нормы гражданского законодательства. При этом применение норм гражданского законодательства не должно противоречить существу семейных отношений, обладающих определенной спецификой.

Применение гражданского законодательства к семейным отношением может осуществляться также в случаях, непосредственно предусмотренных СК. Так, СК прямо обязывает использовать следующие нормы гражданского законодательства:

а) статьи 198—200 и 202—205 ГК — при применении норм, устанавливающих исковую давность (ст. 9 СК);

б) статьи 257 и 258 ГК — при определении прав супругов владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом, являющимся совместной собственностью членов крестьянского (фермерского) хозяйства (п. 2 ст. 33 СК);

в) статьи 451—453 ГК — при предъявлении кредитором супруга-должника требования об изменении условий или расторжения заключенного между ними договора (п. 2 ст. 46 СК);

г) статьи 26 и 28 ГК — при определении права ребенка на распоряжение принадлежащим ему на праве собственности имуществом (п. 3 ст. 60 СК);

д) статья 37 ГК — при осуществлении родителями правомочий по управлению имуществом ребенка (ч. 3 п. 3 ст. 60 СК);

е) пункт 1 ст. 165 ГК — при несоблюдении предусмотренной законом формы соглашения об уплате алиментов (п. 1 ст. 100 СК);

ж) пункт 2 ст. 36 ГК — при решении вопроса о возможности раздельного проживания детей, находящихся под попечительством, и попечителей (п. 1 ст. 148 СК);

з) статьи 36—38 ГК — при определении гражданских прав и обязанностей опекунов (попечителей) (п. 4 ст. 150 СК);

и) статья 181 ГК — при применении срока исковой давности к признанию брака недействительным (п. 3 ст. 15 СК).

В отдельных нормах СК имеются ссылки на необходимость применения правил гражданского законодательства без указания при этом конкретных статей ГК или иного нормативного правового акта, подлежащих использованию. В частности, обращение к гражданскому законодательству необходимо в случаях применения положений о долевой собственности к имуществу, приобретенному совместно лицами, брак которых признан недействительным (п. 2 ст. 30СК); возмещения добросовестному супругу при признании брака недействительным причиненного ему материального и морального вреда (п. 4 ст. 30 СК); изменения или расторжения брачного договора (п. 2 ст. 43 СК); признания брачного договора недействительным (п. 1 ст. 44 СК); ответственности супругов за вред, причиненный их несовершеннолетними детьми (п. 3 ст. 45 СК); определения вопросов организации и деятельности органов местного самоуправления по осуществлению опеки и попечительства над детьми (п. 2 ст. 121 СК); установления или прекращения опеки или попечительства над детьми (п.З ст. 145 СК).

Для семейного права имеют также те положения ГК, в которых содержатся определения основополагающего характера (например: правоспособность и дееспособность граждан, место жительства, эмансипация, имя гражданина, убытки, моральный вред, недействительность сделки, исковая давность, ответственность и др.).

Восполнение пробелов в семейном законодательстве посредством аналогии закона или аналогии права предусмотрено ст. 5 СК. Под аналогией закона принято понимать решение дела или отдельного юридического вопроса на основании закона, регулирующего сходные отношения, а под аналогией правa — решение дела или отдельного юридического вопроса на основе общих начал и смысла законодательства.

Обязательным условием применения на практике аналогии закона являются:

а) неурегулированность спорных семейных отношений нормами семейного законодательства или соглашением сторон;

б) отсутствие норм гражданского права, прямо регулирующих эти семейные отношения.

Разрешение семейного спора при помощи аналогии не должно противоречить существу семейных отношений.

В ст.6 СК закреплен принцип приоритетного применения правил международного договора Российской Федерации в случае несоответствия ему законодательства РФ, установленный Конституцией РФ (п. 4 ст. 15).

В соответствии с п. 4 ст. 15 Конституции в правовую систему РФ введены две категории международно-правовых норм:

а) общепризнанные принципы и нормы международного права, к которым относятся принципы и нормы, установленные и признанные международным сообществом государств, то есть обязательные для всех его ненов.

б) международные договоры РФ, включая межгосударственные, межправительственные договоры и договоры межведомственного характера независимо от вида и наименования, заключенные как с иностранными государствами, так и с международными организациями.

В случае расхождения отдельных положений семейного законодательства с правилами международного договора, в котором участвует Российская Федерация, или с общепризнанными нормами международного права применяются правила, установленные этим договором или нормами.

В РФ признано обязательным соотнесение семейного законодательства с положениями основных международно-правовых актов: Всеобщая декларация прав человека, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, Конвенция о правах ребенка, Венская декларация и Программа действий Всемирной конференции по правам человека, Пекинская декларация и Платформа действий четвертой Всемирной конференции по положению женщин, а также, документы Международной организации труда, Всемирной организации здравоохранения, Детского фонда ООН и других международных организаций.

Особо следует выделить такой международный договор Российской Федерации по вопросам регулирования семейных отношений, как Конвенция стран-участниц СНГ о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам.

 

Вопросы для самоконтроля

1. Что понимается под источником права?

2. Каковы полномочия субъектов Российской Федерации по регулированию семейных отношений?

3. Какие вопросы семейного законодательства относятся к компетенции Президента РФ и Правительства РФ?

4. В каких случаях к отношениям между членами семьи может быть применено гражданское законодательство?

5. Каковы условия и порядок восполнения пробелов в семейном законодательстве?

6. В каких случаях к семейным правоотношениям применяются нормы международного права?


 

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: