В современной педагогической трактовке термин «ребенок» определяется так: «Ребенок – это физическое лицо до достижения им возраста 18 лет (совершеннолетия), если по закону оно ранее не приобрело гражданскую дееспособность в полном объеме».
Международные законодательные акты, направленные на защиту детей:
1. Женевская Декларация 1924г.
2. Декларация о правах ребенка 1959г.
3. Конвенция о правах ребенка 1989г.
Декларация о правах ребенка (Женевская декларация) 1923 год– заявление из пяти пунктов об основах благосостояния ребенка и принципах его защиты. Необходимость данного действия была обусловлена рядом причин мирового масштаба: высокий процент детской смертности, недоступность детского здравоохранения, ограниченные возможности получения детьми базового образования, использование взрослыми детей с целью наживы на вредных производствах и в сфере сексуальных услуг, печальные судьбы детей-беженцев и детей-сирот как жертв военных действий и т.д.
В 1959г. Генеральная Ассамблея ООН провозгласила Новую Декларацию о правах детей, состоящую из 10 пунктов:
|
|
1. Права должны признаваться за всеми детьми без всяких исключений и без различия или дискриминации по признаку расы, цвета кожи и т.д..
2. Ребенку законом и другими средствами должна быть обеспечена специальная защита и условия для разностороннего развития.
3. Ребенку должно принадлежать с его рождения право на имя и гражданство.
4. Ребенку должно принадлежать право на надлежащее питание. Жилище, развлечения и медицинское обслуживание.
5. Ребенку, который является неполноценным в физическом, психическом или социальном отношении, должны обеспечиваться специальные режим, образование и забота, необходимые ввиду его состояния.
6. Ребенок имеет право на получение образования, которое должно быть бесплатным и обязательным.
7. Ребенок должен быть защищен от всех форм небрежного отношения.
8. Ребенок должен воспитываться в духе взаимопонимания, терпимости, дружбы между народами, мира и всего общего братства.
В 1989г. 20 ноября Генеральная Ассамблея ООН приняла Конвенцию о правах ребенка, которая считается вступившей в силу 2 сентября 1990г. Конвенция – является международным соглашением по вопросу прав детей и имеет силу обязательства для тех государств, которые к нему присоединились и подписали.
Фундамент Конвенции: принцип недискриминации, принцип приоритетности интересов детей, принцип уважения права детей на выражение собственных взглядов, принцип соблюдения прав детей на жизнь, выживание и развитие.
В первой части Конвенции отражены все категории прав ребенка как прав личности (гражданские, политические, экономические, социально-культурные).