Рангоут
Мачта на шестивесельном яле одна, называется фок-мачтой и служит опорой для парусов. Изготовляется из сосны или ели (клееная). Её длина – 5,5 м. Нижний конец мачты – шпор выполнен четырехгранным и для прочности обшит металлической оковкой.
На рисунке:
1 – топ мачты;
2 – бугель с обухами для крепления верхних концов вант;
3 – вантина;
4 – шкив для фала;
5 – ракс-бугель;
6 – бугель с гаком для крепления фока-галса;
7 – шпор мачты в оковке;
8 – коуш;
9 – крепление штерта к вантпутенсу (талрепный узел);
10 – вантпутенс.
Для плотного прилегания мачты к банке нижняя часть ее спереди имеет плоскую форму. Выше банки сечение мачты круглое с постепенным уменьшением диаметра по высоте. Наибольшая толщина мачты – в районе наметки (100 мм). В этом месте она воспринимает основную нагрузку парусов. Выше наметки на мачте укреплен бугель с гаком для осаживания и крепления фока-галса.
На верхний конец мачты – топ – в уровень с ее верхним срезом надет и закреплен шурупами бугель с обушками для крепления вант. Ниже бугеля в мачте вырезано сквозное отверстие, в которое помещен шкив. Через шкив пропущен ходовой конец фала (фока-фала).
|
|
Ванты служат для крепления мачты. Делаются из пенькового троса окружностью 50 мм или стального троса диаметром 4–6 мм. В оба конца вант вплеснены коуши – металлические кольца с желобками. Верхние концы вант крепятся к обухам бугеля. К нижним коушам вант крепятся штерты – концы линя окружностью 25 мм, служащие тросовыми талрепами для обтягивания и крепления вант к вант-путенсам. Длина вант должна быть такой, чтобы в обтянутом состоянии тросовый талреп был не короче 20 см. Запрещается укорачивать ванты с помощью узлов.
Фал делается из растительного троса окружностью 40 мм и служит для подъема рейка с парусом. Коренной конец фала крепится к обуху ракс-бугеля, а ходовой пропускается через шкив в мачте и крепится за нагель.
Ракс-бугель – металлическое кольцо с гаком, надевается на мачту и служит для удержания рейка с парусом у мачты. Кольцо ракс-бугеля обшивается кожей.
Мачта с вантами и фалом хранится на банках в диаметральной плоскости шлюпки слева от паруса.
Реек – изготовляется из сосны или ели. Имеет длину 4,3 м. Оконечности рейка называются ноками. На концах реек имеет зарубки, с помощью которых полубензелями по рейку растягивается верхняя шкаторина паруса. Для усиления прочности на реек наложена дубовая желобообразная планка, называемая шкалой. Шкала крепится к рейку в трех местах полубензелями. На расстоянии одной трети от переднего нока рейка укреплена третная стропка, служащая для соединения рейка с ракс-бугелем. Третная стропка изготовляется из тонкого стального оцинкованного гибкого троса и обшивается кожей. При подъеме паруса третная стропка очком надевается на гак ракс-бугеля.
|
|
На рисунке:
1 – реек:
2– шкала;
3– третная стропка;
4 – полубензели;
5 – зарубка на ноке рейка.
Рангоутный чехол
Рангоутный чехол выкраивается из парусины в виде прямоугольника, сторона которого на 25 см длиннее рейка. С одной стороны (обращенной к корме шлюпки) чехол на 1/3 длины сшит в виде мешка цилиндрической формы. Вдоль несшитых краев симметрично пробиты люверсы.
Для быстрой шнуровки (расшнуровки) удобно применять не штерт, а ряд стропок, вплесненных в люверсы одной из кромок чехла. Длина стропок несколько больше расстояния между люверсами. Шнуровка производится одновременно с обоих концов чехла и поэтому требует меньше времени.
В рангоутном чехле хранится парус с рейком, галсами и шкотами.
На рисунке - рангоутный чехол:
1 – люверсы; 2 – сшитая часть чехла; 3 – петли (стропки).