Финансовый контроль законодательных (представительных) органов власти. 8 страница

 

Таким образом, вертикальное и горизонтальное взаимодействие публично-правовых образований призваны сформировать такие межбюджетные отношения, которые позволили бы органам государственной власти и местного самоуправления осуществлять предусмотренные Конституцией РФ полномочия, которые в полной мере будут обеспечены финансовыми ресурсами, при этом будут созданы соответствующие условия для повышения уровня жизни общества нашей страны. Межбюджетные отношения, с одной стороны, призваны выровнять бюджетную обеспеченность публично-правовых образований, где она меньше минимально необходимого уровня. С другой - посредством этих отношений происходит возмещение бюджетам дополнительных расходов или потерь, вызванных решениями, принятыми органами власти вышестоящего уровня. Также возможно долевое участие вышестоящего уровня в расходах нижестоящих бюджетов, имеется в виду стимулирование приоритетных (наиболее социально значимых) с позиций вышестоящих органов власти и направлений расходования средств бюджетов.

Согласно ст. 6 Бюджетного кодекса, межбюджетные отношения - это взаимоотношения между публично-правовыми образованиями по вопросам регулирования бюджетных правоотношений, организации и осуществления бюджетного процесса (ст. 6 БК РФ).

Следует отметить, данная дефиниция требует определенной корректировки, хотя законодатель по сравнению с ранее действовавшей внес определенные изменения. С одной стороны, законодатель уточнил субъектный состав этих отношений, т.е. это публично-правовые образования, но, с другой - их не конкретизировал. При этом следует отметить, что в межбюджетные отношения вступают с целью реализации своих бюджетных полномочий только территориальные субъекты бюджетного права, т.е. Российская Федерация, ее субъекты и муниципальные образования, в то время как субъектами и участники бюджетного процесса являются органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Также недостатком данного определения является использование словосочетания "по вопросам регулирования бюджетных правоотношений", грамотнее с точки зрения юридической техники было бы написать "по вопросам регулирования бюджетных отношений". Дело в том, что когда в нормативном правовом акте речь идет о регулировании, то понимается правовое регулирование, а нормы права регулируют, в свою очередь, общественные отношения, а не правоотношения <1>.

--------------------------------

<1> См.: Тютина Ю.В. Понятие и формы межбюджетных трансфертов по законодательству Российской Федерации // Финансовое право. 2006. N 7; СПС "КонсультантПлюс".

 

Нельзя считать правильной позицию законодателя относительно оснований возникновения межбюджетных отношений. В качестве таких оснований БК РФ определены вопросы регулирования бюджетных правоотношений, организации и осуществления бюджетного процесса. По этому поводу следовало бы заметить, что нецелесообразно выделять вопросы организации и осуществления бюджетного процесса в качестве самостоятельных оснований возникновения межбюджетных отношений, поскольку они в соответствии со ст. 1 БК РФ охватываются понятием бюджетных правоотношений.

В научной литературе высказываются различные точки зрения относительно оснований возникновения межбюджетных отношений. Можно выделить как широкий подход, когда в качестве таких оснований рассматриваются все те вопросы, с которыми БК РФ связывает возникновение бюджетных правоотношений <1>, так и узкий подход, когда в качестве таких оснований рассматриваются исключительно вопросы оказания финансовой помощи нижестоящим бюджетам <2>.

--------------------------------

<1> См.: Татаркин А.И., Пыхова И.А. Территориальные межбюджетные отношения в экономике переходного периода (проблемы, пути решения, рекомендации). Екатеринбург, 2000. С. 11; Бетин О.И., Преображенский Б.Г. Механизмы государственного бюджетного регулирования: Научн.-метод. пособие. Воронеж, 2001. С. 43.

<2> См.: Годин А.М., Подпорина И.В. Бюджет и бюджетная система Российской Федерации: Учеб. пособие. М., 2002. С. 165; Пупенко Д.П. Бюджетное регулирование на субфедеральном уровне: Автореф. дис.... канд. экон. наук. М., 2002. С. 6.

 

Является очевидным, что по объему своего содержания понятия "бюджетные правоотношения" и "межбюджетные отношения" соотносятся как целое и часть. Другими словами, межбюджетные отношения представляют собой лишь часть бюджетных отношений, возникающих в процессе правового регулирования бюджетной деятельности государства <1>.

--------------------------------

<1> См.: Фадеев Д.Е. Бюджетный федерализм: дефиниция и принципы // Юридический мир. 2002. N 6. С. 21.

 

Следовательно, в рамках межбюджетных отношений реализуется не весь объем бюджетных прав каждого из указанных выше территориальных субъектов, а только его часть. В полном объеме бюджетные права Российской Федерации, ее субъектов, муниципальных образований, по мнению Н.И. Химичевой, образуют "принадлежащие им в области бюджета полномочия в лице соответствующих государственных органов власти или местного самоуправления по формированию и реализации собственного бюджета и регулированию бюджетных отношений на своей территории в определенных законодательством пределах" <1>.

--------------------------------

<1> См.: Химичева Н.И. Финансовое право: Учебник / Отв. ред. Н.И. Химичева. 3-е изд., перераб. и доп. М., 2002. С. 193.

 

Современная российская система межбюджетных отношений выстраивалась в течение последних четырнадцати лет. Можно сказать, что за это время межбюджетные отношения прошли несколько этапов своего развития. Первым этапом стала реализация мер, предусмотренных в Концепции реформирования межбюджетных отношений в Российской Федерации в 1999 - 2001 годах <1>. Так были сформированы единые принципы межбюджетных отношений на всех уровнях бюджетной системы такие, как: сбалансированность интересов всех участников межбюджетных взаимоотношений; самостоятельность бюджетов разных уровней; законодательное разграничение полномочий и ответственности и доходных источников между федеральным бюджетом, бюджетами субъектов Российской Федерации и муниципальными образованиями; объективно обусловленное и транспарантное перераспределение средств между бюджетами в целях выравнивания уровня бюджетной обеспеченности регионов и муниципальных образований; единства бюджетной системы. Кроме того, были внедрены новые формы финансовой помощи субъекту Федерации (появились такие бюджетные фонды, как Фонд софинансирования расходов, Фонд компенсаций и т.д.) и создана система мониторинга за финансовыми ресурсами субъектов Федерации.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 1998. Ст. 3905.

 

Вторым этапом реформирования межбюджетных отношений стало принятие в 2001 году Правительством РФ Программы развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 года <1>. Целью Программы было формирование и развитие системы бюджетного устройства, позволяющей органам власти субъектов и местного самоуправления проводить самостоятельную налогово-бюджетную политику в рамках законодательно установленного разграничения полномочий и ответственности между органами власти разных уровней. Результатом реализации мер данной Программы стало разграничение расходных полномочий; закрепление доходных источников за бюджетами всех уровней бюджетной системы; формализация финансовой поддержки бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов. Принятые Федеральные законы "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", а также поправки в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования межбюджетных отношений создали законодательную базу, по-новому регулирующую финансовые взаимоотношения бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 2001. N 34. Ст. 3503.

 

Третий этап развития межбюджетных отношений начинается с 2006 года, кода была одобрена Распоряжением Правительством РФ от 3 апреля 2006 года N 467-р Концепция повышения эффективности межбюджетных отношений и качества управления государственными и муниципальными финансами в Российской Федерации в 2006 - 2008 годах <1>. Основными задачами Концепции стали: укрепление финансовой самостоятельности субъектов Российской Федерации; создание стимулов для увеличения поступлений доходов в бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты; создание стимулов для улучшения качества управления государственными и муниципальными финансами; повышение прозрачности региональных и муниципальных финансов; оказание методологической и консультационной помощи субъектам Российской Федерации в целях повышения эффективности и качества управления государственными и муниципальными финансами, а также в целях реализации реформы местного самоуправления.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 2006. N 15. Ст. 1640.

 

Новая Концепция межбюджетных отношений и организации бюджетного процесса в субъектах Российской Федерации и муниципальных образований до 2013 года, одобрена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 августа 2009 года N 1123-р <1>. Реализация мер, предусмотренных в Концепции, предполагает новые подходы к организации и осуществлению бюджетного процесса в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 2009. N 33. Ст. 4129.

 

В Бюджетном послании Президента РФ <1> отмечена необходимость изменения системы межбюджетных отношений, поскольку по итогам 2012 года практически в каждом третьем регионе государственный долг превысил половину от собственных доходов. Одновременно падает доля инвестиционных расходов. В этой связи необходимо обеспечить постоянный мониторинг финансового положения субъектов Российской Федерации и, разумеется, муниципальных образований тоже, включая такие базовые показатели, как изменения основных параметров их бюджетов, структуры расходов, государственного и муниципального долга. По результатам этого мониторинга должны приниматься соответствующие меры. И важно, чтобы эти меры принимались своевременно. Одновременно субъекты Федерации должны получить возможность планировать свою работу, планировать, не опасаясь постоянных изменений "правил игры", исходя из понятного объема софинансирования со стороны федерального бюджета.

--------------------------------

<1> Бюджетное послание на 2014 - 2016 годы // http://www.kremlin.ru/news/18333#sel= (дата обращения: 13 июня 2013 года).

 

Поэтому основными задачами Концепции являются: продолжение работы по приведению расходных обязательств РФ и субъектов РФ в соответствие с разграничением полномочий; формирование новых стимулов к увеличению доходной базы бюджетов субъектов РФ и муниципальных образований; совершенствование механизмов предоставления межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов РФ и муниципальных образований; формирование нового качества менеджмента на всех уровнях управления региональными и муниципальными финансами.

Таким образом, межбюджетные отношения реализуются в нескольких направлениях.

Первое направление межбюджетных отношений - это создание единых условий для всех субъектов Федерации и муниципальных образований для выравнивания бюджетной обеспеченности, т.е. выделение средств, на выполнение каждым субъектом Федерации и муниципальным образованием своих функций, оказание бюджетных услуг, которые входят в их полномочия - в области образования, здравоохранения, культуры и т.д.

Второе направление - это оказание поддержки по осуществлению полномочий субъектов РФ и муниципальных образований по тем направлениям, в отношении которых заинтересована Российская Федерация, например, выделение субсидий на выплату пособий ветеранам труда и труженикам тыла, детские пособия и т.д.

Третье направление - выделение средств на реализацию делегированных Российской Федерацией полномочий. Это тоже целевое выделение средств для исполнения конкретных полномочий органами государственной власти субъекта Федерации и органов местного самоуправления, например, оплата жилищно-коммунальных услуг инвалидам, пособия в сфере занятости и т.д.

При этом межбюджетные отношения могут складываться: во-первых, как между субъектами одного уровня бюджетной системы, т.е. "по горизонтали", так и между субъектами разных уровней бюджетной системы, т.е. "по вертикали"; во-вторых, между Российской Федерацией муниципальными образованиями, "минуя" субъектов РФ; в-третьих, допускается возможность оказания финансовой помощи из нижестоящего бюджета вышестоящему.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что межбюджетные отношения - это отношения между Российской Федерации и субъектами Федерации, отношения между субъектами Федерации и муниципальными образованиями, а также между Российской Федерацией Федерации и муниципальными образованиями, возникающие в процессе бюджетной деятельности, а именно: в процессе распределения и закрепления доходов по уровням бюджетной системы Российской Федерации; распределения и закрепления расходов бюджетов по уровням бюджетной системы; перераспределения средств между бюджетами в целях сочетания общегосударственных интересов и интересов населения, связанных с проживанием на определенной территории, направленных на уменьшение степени региональных различий в уровне социально-экономического развития на территории Российской Федерации и основывающиеся на принципах самостоятельности бюджетов, входящих в бюджетную систему Российской Федерации; равенства всех бюджетов Российской Федерации во взаимоотношениях с федеральным бюджетом, а также разграничения сферы деятельности и ответственности между Российской Федерацией, субъектами Федерации и муниципальными образованиями.

Другими словами, межбюджетные отношения - это отношения, складывающиеся в процессе реализации бюджетных полномочий между Российской Федерацией, субъектами РФ, муниципальными образованиями в лице их уполномоченных органов по поводу формирования доходов и осуществления расходов соответствующих бюджетов.

 

§ 11. Межбюджетные трансферты: понятие, формы,

условия предоставления

 

Межбюджетные трансферты являются одним из видов доходов, им посвящена глава 16 БК РФ. Особенность межбюджетных трансфертов, отличающая их от других видов доходов бюджетов бюджетной системы, заключается в том, что для одних бюджетов они являются доходами, а для других расходами, поскольку они осуществляются за счет межбюджетных трансфертов в том бюджете, в который эти денежные средства были предоставлены.

Другими словами, трансферты представляют определенный вид финансовой помощи, для поддержания оптимального уровня доходов и расходов бюджетов нижестоящего или вышестоящего уровня. С помощью трансферта в бюджеты бюджетной системы поступают средства для финансирования обязательных выплат населению: пенсий, стипендий, пособий, компенсаций, других социальных выплат и т.п. Поэтому часть трансфертов носит социальный характер, другая часть трансфертов поступает на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности территорий, в целях софинансирования расходов, осуществляемых на реализацию предметов совместного ведения, финансового обеспечения расходных обязательств, иных целей.

Слово "трансферт" (во французском языке - transfert) произошло от латинского слова transfero, которое означает "переношу, перемещаю" <1>.

--------------------------------

<1> См.: Советский энциклопедический словарь. М., 1980. С. 1358.

 

В английском языке transfer представляет собой одностороннюю передачу на безвозмездной и безвозвратной основе денежных средств, товаров, услуг, материальных ценностей (права собственности) в порядке оказания финансовой помощи и предоставления компенсации <1>.

--------------------------------

<1> См.: http://lib.mabico.ru/1908.html.

 

Согласно ст. 6 Бюджетного кодекса РФ, межбюджетные трансферты - это средства, предоставляемые одним бюджетом бюджетной системы РФ другому бюджету бюджетной системы РФ.

Думается, что данное определение содержит ряд недостатков, на которые следует обратить внимание. Во-первых, бюджет не может быть субъектом бюджетных правоотношений, поскольку является объектом этих отношений, а значит, и денежные средства сам передавать не может. Во-вторых, из данного определения не ясно, кто и кому выделяет денежные средства, т.е. не определены субъекты, имеющие право передавать денежные средства и получать. В-третьих, не установлены цели передачи денежных средств. В-четвертых, не установлена ответственность лиц в случае несвоевременного выделения трансфертов или за невыполнение норматива, который был закреплен в законе о бюджете?

Таким образом, межбюджетные трансферты - денежные средства, предоставляемые публично-правовыми образованиями: Российской Федерацией, субъектами РФ, муниципальными образованиями, в лице соответствующих органов власти, из одного бюджета бюджетной системы РФ в другой бюджет бюджетной системы, в формах и на условиях, установленных бюджетным законодательством, для выравнивания уровня бюджетной обеспеченности, в целях софинансирования, финансового обеспечения расходных обязательств, иных целей.

В главе 16 БК РФ законодатель устанавливает формы межбюджетных трансфертов, предоставляемых из федерального бюджета; бюджетов субъектов РФ; из местных бюджетов.

Межбюджетные трансферты из федерального бюджета бюджетам бюджетной системы Российской Федерации предоставляются в форме:

- дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации;

- субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации;

- субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации;

- иных межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов Российской Федерации;

- межбюджетных трансфертов бюджетам государственных внебюджетных фондов.

Межбюджетные трансферты из бюджетов субъектов Российской Федерации бюджетам бюджетной системы Российской Федерации предоставляются в форме:

- дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений и дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов);

- субсидий местным бюджетам;

- субвенций местным бюджетам и субвенций бюджетам автономных округов, входящих в состав краев, областей, для реализации полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации, передаваемых на основании договоров между органами государственной власти автономного округа и соответственно органами государственной власти края или области, заключенных в соответствии с законодательством Российской Федерации;

- субсидий федеральному бюджету из бюджетов субъектов Российской Федерации;

- иных межбюджетных трансфертов бюджетам бюджетной системы Российской Федерации.

Формы, порядок и условия предоставления межбюджетных трансфертов бюджетам внутригородских муниципальных образований из бюджетов субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга устанавливаются законами указанных субъектов Российской Федерации.

Межбюджетные трансферты из местных бюджетов предоставляются в форме:

- дотаций из бюджетов муниципальных районов на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений;

- субсидий, перечисляемых из бюджетов поселений в бюджеты муниципальных районов на решение вопросов местного значения межмуниципального характера;

- субсидий, перечисляемых в бюджеты субъектов Российской Федерации для формирования региональных фондов финансовой поддержки поселений и региональных фондов финансовой поддержки муниципальных районов (городских округов);

- иных межбюджетных трансфертов.

Целью предоставления дотаций, субвенций, субсидий является создание равных условий для публично-правовых образований соответственно по исполнению собственных полномочий, делегированных полномочий, софинансирования конкретных расходных обязательств, иных целей.

Дотации, согласно ст. 6 БК РФ, - межбюджетные трансферты, предоставляемые на безвозмездной и безвозвратной основе без установления направлений и (или) условий их использования. Стоит отметить, что если дотация по общему правилу не имеет цели, то субвенции, субсидия направляются на строго предусмотренные для их использования цели.

Дотации предоставляются на выравнивание бюджетной обеспеченности субъекта РФ, муниципального образования.

Субвенции могут быть выделены бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета; местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации; бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования.

Целью предоставления субвенций является финансовое обеспечение расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий вышестоящего публично-правового образования, переданных для исполнения нижестоящим публично-правовым образованиям, т.е. делегированных полномочий.

Под субвенциями бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования в целях финансового обеспечения расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при выполнении полномочий Российской Федерации в сфере обязательного медицинского страхования, переданных для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации федеральными законами (п. 1 ст. 133.2 БК РФ).

Под субвенциями бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам субъектов Российской Федерации в целях финансового обеспечения расходных обязательств субъектов Российской Федерации и (или) муниципальных образований, возникающих при выполнении полномочий Российской Федерации, переданных для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации и (или) органам местного самоуправления в установленном порядке (п. 1 ст. 133 БК РФ).

Под субвенциями местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые местным бюджетам в целях финансового обеспечения расходных обязательств муниципальных образований, возникающих при выполнении государственных полномочий Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, переданных для осуществления органам местного самоуправления в установленном порядке (п. 1 ст. 140 БК РФ).

Субсидии могут быть выделены бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета; федеральному бюджету из бюджета субъекта Российской Федерации; местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации; из местных бюджетов в бюджеты субъектов РФ, а также из бюджетов поселений бюджетам муниципальных районов. Целью субсидий является софинансирование расходных обязательств.

Под субсидиями бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам ведения субъектов Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, и расходных обязательств по выполнению полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения (п. 1 ст. 132 БК РФ)

Под субсидиями федеральному бюджету из бюджета субъекта Российской Федерации понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые федеральному бюджету из бюджета субъекта Российской Федерации в целях софинансирования исполнения расходных обязательств Российской Федерации, возникающих при выполнении полномочий, отнесенных к компетенции органов государственной власти Российской Федерации, в случаях, установленных федеральными законами (п. 1 ст. 138.1 БК РФ).

Под субсидиями местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам муниципальных образований в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения (п. 1 ст. 139 БК РФ).

Кроме того, законодатель в главе 16 БК РФ, как уже было отмечено, предусмотрел предоставление субсидий из местных бюджетов в бюджеты субъектов РФ (ст. 142.2 БК РФ), а также субсидий из бюджетов поселений бюджетам муниципальных районов на решение вопросов местного значения межмуниципального характера (ст. 142.3 БК РФ).

Также БК РФ выделяет предоставление и иных межбюджетных трансфертов. Иные межбюджетные трансферты могут быть выделены из:

- федерального бюджета;

- бюджетов поселений бюджетам муниципальных районов;

- бюджетов муниципальных районов бюджетам поселений;

- бюджета субъекта Российской Федерации местным бюджетам;

- бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования.

Иные межбюджетные трансферты выделяются в случаях и порядке, которые предусмотрены:

- федеральными законами и (или) принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства;

- законами субъектов Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации;

- муниципальными правовыми актами представительного органа муниципального района, принимаемыми в соответствии с требованиями БК РФ и соответствующими им законами субъекта Российской Федерации;

- муниципальными правовыми актами представительного органа поселения, принимаемыми в соответствии с требованиями БК РФ.

Так, например, из областного бюджета Ленинградской области предоставляются иные межбюджетные трансферты в форме дотаций бюджетам муниципальных образований Ленинградской области на поощрение достижения наилучших показателей оценки качества управления финансами муниципальных образований <1>.

--------------------------------

<1> Постановление Правительства Ленинградской области от 25 декабря 2012 года N 442 "Об утверждении Порядка предоставления дотаций бюджетам муниципальных образований Ленинградской области на поощрение достижения наилучших показателей оценки качества управления финансами муниципальных образований" // Вестник Правительства Ленинградской области. 2013. N 2.

 

Бюджетный кодекс РФ устанавливает как общие условия, так и дополнительные условия предоставления межбюджетных трансфертов.

Так, общим условием, при котором предоставляются межбюджетные трансферты (за исключением субвенций), является соблюдение органами власти бюджетного и налогового законодательства Российской Федерации. Данное условие применяется при предоставлении всех формах межбюджетных трансфертов, за исключением субвенций из Федерального фонда компенсаций. Это условие объясняется спецификой полномочий, на финансирование которых выделяются бюджетные средства из бюджета одного уровня в бюджеты другого уровня бюджетной системы РФ.

Кроме того, БК РФ устанавливает ряд ограничений для получателей межбюджетных трансфертов, при превышении ими определенного объема средств, получаемых за счет межбюджетных трансфертов.

Так, например, ст. 130 БК РФ условием для применения ограничения служит наличие (отсутствие) доли межбюджетных трансфертов из федерального бюджета субъектам РФ в пределах 5, 20, 60% соответственно по отношению к собственным доходам бюджета субъекта РФ.

Основные условия предоставления межбюджетных трансфертов из бюджетов субъектов Российской Федерации перечислены в ст. 136 БК РФ.

 

§ 12. Ответственность за нарушение

бюджетного законодательства

 

Российская юридическая наука традиционно большое внимание уделяет вопросам юридической ответственности. Законодательство детально регламентирует административную, уголовную, гражданско-правовую ответственности. При этом ответственность за нарушение бюджетного законодательства исторически относилась к уголовной и наступала за особые должностные преступления - казнокрадство.

В настоящее время законодателем используются разнообразные приемы юридической техники и предусматривается широкий набор различных по своей природе санкций за правонарушения в бюджетной сфере.

Ответственность за нарушение бюджетного законодательства носит межотраслевой характер, зависит от основания совершенного правонарушения и включает не только меры бюджетного принуждения, предусмотренные БК РФ, но и административную и уголовную ответственности, предусмотренные соответственно КоАП РФ и УК РФ.

Под юридической ответственностью за нарушение бюджетного законодательства понимается особый вид государственного принуждения, состоящий в претерпевании субъектом бюджетных правоотношений невыгодных последствий, предусмотренных санкцией нарушенной нормы бюджетного права и осуществляемой в форме охранительного правоотношения <1>.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: