2. Инновационная позиция организации.
Стратегическая инновационная позиция организации определяется при совместном рассмотрении внутренней и внешней среды, т. е. инновационного потенциала и инновационного климата. Оценка инновационной позиции происходит с помощью различных матриц. Широкое распространение получил метод SWOT-анализа — оперативный диагностический анализ среды организации.
Аббревиатура SWOT расшифровывается так: S — strength (сила), \V — weakness (слабость), О — opportunity (возможность), Т — threat (угроза).
Оценка возможных ситуаций осуществляется по матрице.SWOT-анализа.
Организация | Внешняя среда | |
ВОЗМОЖНОСТИ (O) | УГРОЗЫ (T) | |
СИЛЬНЫЕ СТОРОНЫ (S) | поле SO (сила и возможности) | поле ST (сила и угрозы) |
СЛАБЫЕ СТОРОНЫ (W) | поле WO (слабость и возможности) | поле WT (слабость и угрозы) |
В данной матрице выделяются два раздела (строки): сильные стороны и слабые стороны. В них заносятся выявленные на предыдущем этапе анализа сильные и слабые стороны организации. Соответственно в верхней части матрицы также выделяются два раздела (столбца) — возможности и угрозы, в которые вписываются все выявленные возможности и угрозы. На пересечении размеров образуется четыре поля: поле SO (сила и возможности); поле ST (сила и угрозы); поле WO (слабость и возможности); поле WT (слабость и угрозы).
|
|
I. Поле SO — «сила и возможности». Для оценки инновационной позиции предприятия при достижении инновационной цели создания нового изделия или перехода на новую технологию это самый благоприятный квадрант — нет необходимости что-либо срочно изменять и к чему-нибудь готовиться, надо заниматься будущим.
II. Поле ST — «сила и угрозы». Фиксируются те факторы инновационного климата, которые ограничивают использование сильных сторон инновационного потенциала. Предусматриваются специальные меры сохранения сильных сторон.
Поле WT — «слабость и угрозы». Это наихудшее сочетание для фирмы. Тем важнее обратить на него внимание. Снижение угроз возможно лишь радикальными преобразованиями состояния организации.
Поле WO — «слабость и возможности». Руководству в данный момент внешняя среда не добавляет проблем, следует реализовать ранее намеченные меры по усилению инновационного потенциала организации.
Фрагмент матрицы SWOT-анализа состоит из следующих компонентов: инновационная позиция и климат.
Инновационная позиция (П03), как уже отмечалось, определяется совместно инновационным потенциалом (Пот) и инновационным климатом (Кл).
ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 16
2. Инновационная активность организации.
Инновационная активность фирмы - это комплексная характеристика ее инновационной деятельности, включающая степень интенсивности осуществляемых действий и их своевременность, способность мобилизовать необходимый потенциал, в том числе его скрытые стороны, обоснованность и прогрессивность применяемых методов, рациональность технологии инновационного процесса по составу и последовательности операций
|
|
Инновационная активность зависит от многих факторов, главным из которых является инновационно-креативный потенциал сотрудников предприятий. Это подтверждается современными исследованиями, которые говорят о том, что "успех инноваций на 85-90% зависит от уровня подготовки персонала, при этом особая роль принадлежит управленческим кадрам". Таким образом, не просто квалифицированная подготовка и богатый профессиональный опыт сотрудников на сегодня являются важными факторами повышения инновационной активности предприятий и, как следствие, его конкурентоспособности, а уровень проявления творческой энергии (созидательной деятельности) каждым из специалистов.