Постановка проблемы исследования

Конспект урока по географии

Тема:  Вулканы, причины их образования. Строение вулкана

Класс                     

Учитель: Белялов Э.Р.

Цель урока:

- формировать представление учащихся о землетрясениях, вулканах и способность учащихся самостоятельно анализировать и сопоставлять причины и следствия;

Задачи:

Образовательные:

- сформировать представление о землетрясениях и вулканах, их особенностях и размещении на Земле.

Раскрыть понятия: - землетрясения, очаг землетрясения, эпицентр, сейсмические пояса, вулкан, очаг магмы, жерло, кратер, конус вулкана, лава, действующие и потухшие вулканы, конические и щитовые вулканы;

Развивающие:

- развивать навыки по поиску информации, ее обработке, сравнению, описанию и анализу; развивать память, воображение, логическое мышление; продолжить формирование навыков работы с картой; формировать навыки самостоятельной работы и работе в парах; развивать у обучающихся интерес к предмету, образное мышление. развивать географическое мышление устную речь; расширять кругозор, умения анализировать текст.

Воспитательные:

- воспитывать культуру общения учащихся между собой (внимательно слушать и тактично корректировать ответы друг друга); воспитывать доброжелательность, взаимовыручку, воспитывать интерес к предмету через информационные технологии.

Планируемые результаты:

Предметные:

Научатся называть и приводить примеры природных явлений в земной коре.

Научаться устанавливать с помощью географических карт сейсмические пояса на Земле.

Метапредметные УУД:

Познавательные: ставят и формулируют цели и проблему урока.

Коммуникативные: принимают активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач.

Регулятивные:      составляют план последовательности действий.

Личностные УУД:

Выражают устойчивый учебно-познавательный интерес к новым способам решения задач. Осознают целостность природы Земли.

Методы: наглядный, частично - поисковый, практический.

Формы: индивидуальные, фронтальные.


 


Ход урока.

Организационный момент, мотивация к учебной деятельности.

Актуализации (повторения) ранее усвоенных умений и знаний.

Ребята, чтобы приступить к поиску новых знаний, вам необходимо вспомнить некоторые понятия из темы «Литосфера».

На прошлом уроке мы изучили строение Земной коры. Земная кора и расположенный под ней самый верхний твердый слой мантии состоит из отдельных частей - плит. Плиты очень медленно движутся по размягченному, пластичному слою мантии.

Каково внутреннее строение Земли?

Что представляет собой ядро Земли?

Какими свойствами обладает вещество мантии?

Что такое литосфера?

Что такое земная кора?

Чем сложена земная кора?

А движется ли земная кора?

Что происходит на границе литосферных плит?

 

Создание проблемной ситуации.

А что же мы сегодня будем изучать?

А это вам предстоит угадать!

Итак, внимание на экран. СЛАЙДЫ 2-3 (Учитель демонстрирует слайды с фотографиями, на которых параллельно показаны две страны: «сейсмоактивная» Япония и «сейсмоспокойная» Австралия).

После просмотра учитель адресует вопросы учащимся:

1) Какие страны были представлены на фото? (Япония и Австралия).

(Учитель магнитиками отмечает эти страны на физической карте полушарий).

2) Чем отличались фотографии Японии и Австралии? (В Японии увидели последствия землетрясений и вулканизма, в Австралии- нет).

3) Ребята, как вы думаете, о чем же мы сегодня на уроке будем с вами говорить?

(учитель просит учащихся сформулировать тему урока: Землетрясения и вулканы)

Ребята, а кто догадается зачем (для чего?) я выбрала эти две непохожие друг на друга страны? (учащиеся затрудняются ответить)

Постановка проблемы исследования.

Ребята, скажите, если мы не знаем «зачем, для чего?», с какого слова еще можно начать вопрос? (Учащиеся: почему?).

Учитель: верно. Наверное, самые сложные, и в то же время интересные вопросы должны начинаться со слова «почему?»

Попробуйте сформулировать самый главный вопрос урока, основываясь на том, что в разных уголках нашей планеты Земля ведет себя по-разному: где-то тихо и безмятежно, а где-то беспокойно, непредсказуемо и стихийно. Вопрос должен начинаться со слова «почему?»

(Уч-ся пробуют сформулировать главный проблемный вопрос урока) «Почему землетрясения и вулканизм проявляются на Земле в определенных местах?»)

Ребята, если бы мы совершенно ничего не знали о землетрясениях и вулканах, какой вопрос мы бы задали? (Что это?)

Если мы с вами не знаем, каким образом происходят эти процессы, какой вопрос мы зададим? (Как?)

А если мы с вами не знаем точные «адреса» на Земле, где происходят эти процессы, какой вопрос мы зададим? (Где?)

Итак, цель нашего урока определена: нам требуется найти ответы на данные вопросы, и с помощью полученных знаний ответить на главный вопрос урока –

«почему происходят землетрясения и вулканизм?»

Итак, плиты очень медленно движутся – скользят по размягченному, пластичному, размягченному слою мантии. В результате материки перемещаются по поверхности земли. В тех местах, где плиты смыкаются, часто возникают землетрясения и извержения вулканов.

 

Землетрясение – это быстрое смещение, колебания земной поверхности в результате подземных толчков. Это природное явление опасное своей внезапности и нередко сопровождающееся гибелью людей и разрушением зданий.

Ежегодно регистрируется до миллиона слабых и несколько тысяч сильных землетрясений.

Обычно землетрясения происходят вблизи границ литосферных плит, когда плиты сталкиваются друг с другом при этом возникают подземные толчки. Районы, где особенно часты землетрясения называют - сейсмически активными районами.

Сейсмология — наука о распространении сейсмических волн в недрах Земли, землетрясениях и связанных с ними явлениях. Находится на стыке многих наук — геологии, геофизики, физики, химии, биологии, истории и других.

Учитель просит учащихся сформулировать определения «очаг» и «эпицентр» землетрясения (особый акцент учитель делает на том, где происходят землетрясения и как по-научному называют такие районы)

А знаете ли вы, что силу землетрясений можно измерить?

Сейсмограф – прибор для измерения силы подземных толчков. Сила землетрясений измеряется в баллах по шкале Чарльза  Рихтера., американского сейсмолога. СЛАЙД 6

Итак, подведем итог, так что же такое землетрясение (уч-ся формулируют определение).

Далее ученик рассказывает о землетрясении в Чили:

Землетрясение в Чили 22 мая 1960 года, считается сильнейшим землетрясением в истории сейсмологии, сила толчков составила 9.5 баллов по шкале Рихтера. Землетрясение было настолько мощным, что вызвало волны цунами высотой более 10 метров, накрывшие не только побережье Чили, но и причинившие огромный ущерб городу Хило на Гавайях, а часть волн достигла побережья Японии и Филиппин.

Погибло более 6.000 человек, большинство из которых попали под удар цунами, разрушения были немыслимые. Без жилья и крова остались 2 миллиона человек, а сумма ущерба составила более 500 миллионов долларов. В некоторых районах Чили, удар волны цунами был настолько силён, что многие дома унесло на 3 км вглубь материка. СЛАЙД 7

А теперь я Вам предлагаю посмотреть небольшой видеофрагмент.

Показываю видео о извержениях вулканов.

Извержение вулканов – это грозное и опасное для людей природное явление.

Вулкан – бог огня и кузнечного дела у древних римлян. Вулкан – это отверстие, круглое или в виде трещины, через которое из глубин на земную поверхность поступает лава, газы, пар.

Вулкан представляет собой гору, в верхней которой есть углубление – кратер, к которому подходит жерло. Под вулканом находится особая камера – очаг магмы.

РИСУНОК ВУЛКАНА ЗАРИСОВАТЬ

Магма представляет собой расплавленное вещество мантии (от греческого слова «магма» - тесто, месиво).

Вулканы образуются в тех районах Земли, где глубокие трещины в земной коре создают пути для выхода магмы на поверхность. Пытаясь освободиться от колоссального давления, которое существует на глубине, магма устремляется вверх по жерлу и изливается на земную поверхность. Излившуюся на поверхность магму называют лавой.

Если лава густая, вязкая, то она остывает достаточно быстро, образуя высокую гору с крутыми склонами, имеющую форму конуса. Это конический вулкан. Более жидкая лава растекается быстрее, остывает медленнее, поэтому она успевает стечь на более значительное расстояние. Склоны такого вулкана пологие. Это щитовой вулкан.

Во время грандиозного извержения вулкана Кракатау в Индонезии (1883) частички вулканической пыли и пепла, образовавшиеся после взрыва вулкана, два раза облетели вокруг Земли. (Ранее этот действующий вулкан был обычнейшим островком). Так, в 535 году, как предполагают некоторые исследователи, после мощного извержения появился Зондский пролив между островами Суматра и Ява (до этого они были соединены). При исследовании вулкана были обнаружены следы мощнейших доисторических действий, мощнейшее из которых предположительно было в 535 году).

Вулканы которые извергались хотя бы один раз на памяти человечества, называют – действующими. Если же об извержениях вулканов не сохранилось никаких сведений, их называют – потухшими. СЛАЙД 9-10



Сейчас на суше насчитывают несколько сотен действующих вулканов.




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: