Конспект урока по географии
Тема: Вулканы, причины их образования. Строение вулкана
Класс
Учитель: Белялов Э.Р.
Цель урока:
- формировать представление учащихся о землетрясениях, вулканах и способность учащихся самостоятельно анализировать и сопоставлять причины и следствия;
Задачи:
Образовательные:
- сформировать представление о землетрясениях и вулканах, их особенностях и размещении на Земле.
Раскрыть понятия: - землетрясения, очаг землетрясения, эпицентр, сейсмические пояса, вулкан, очаг магмы, жерло, кратер, конус вулкана, лава, действующие и потухшие вулканы, конические и щитовые вулканы;
Развивающие:
- развивать навыки по поиску информации, ее обработке, сравнению, описанию и анализу; развивать память, воображение, логическое мышление; продолжить формирование навыков работы с картой; формировать навыки самостоятельной работы и работе в парах; развивать у обучающихся интерес к предмету, образное мышление. развивать географическое мышление устную речь; расширять кругозор, умения анализировать текст.
|
|
Воспитательные:
- воспитывать культуру общения учащихся между собой (внимательно слушать и тактично корректировать ответы друг друга); воспитывать доброжелательность, взаимовыручку, воспитывать интерес к предмету через информационные технологии.
Планируемые результаты:
Предметные:
Научатся называть и приводить примеры природных явлений в земной коре.
Научаться устанавливать с помощью географических карт сейсмические пояса на Земле.
Метапредметные УУД:
Познавательные: ставят и формулируют цели и проблему урока.
Коммуникативные: принимают активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач.
Регулятивные: составляют план последовательности действий.
Личностные УУД:
Выражают устойчивый учебно-познавательный интерес к новым способам решения задач. Осознают целостность природы Земли.
Методы: наглядный, частично - поисковый, практический.
Формы: индивидуальные, фронтальные.
Ход урока.
Организационный момент, мотивация к учебной деятельности.
Актуализации (повторения) ранее усвоенных умений и знаний.
Ребята, чтобы приступить к поиску новых знаний, вам необходимо вспомнить некоторые понятия из темы «Литосфера».
На прошлом уроке мы изучили строение Земной коры. Земная кора и расположенный под ней самый верхний твердый слой мантии состоит из отдельных частей - плит. Плиты очень медленно движутся по размягченному, пластичному слою мантии.
Каково внутреннее строение Земли?
Что представляет собой ядро Земли?
|
|
Какими свойствами обладает вещество мантии?
Что такое литосфера?
Что такое земная кора?
Чем сложена земная кора?
А движется ли земная кора?
Что происходит на границе литосферных плит?
Создание проблемной ситуации.
А что же мы сегодня будем изучать?
А это вам предстоит угадать!
Итак, внимание на экран. СЛАЙДЫ 2-3 (Учитель демонстрирует слайды с фотографиями, на которых параллельно показаны две страны: «сейсмоактивная» Япония и «сейсмоспокойная» Австралия).
После просмотра учитель адресует вопросы учащимся:
1) Какие страны были представлены на фото? (Япония и Австралия).
(Учитель магнитиками отмечает эти страны на физической карте полушарий).
2) Чем отличались фотографии Японии и Австралии? (В Японии увидели последствия землетрясений и вулканизма, в Австралии- нет).
3) Ребята, как вы думаете, о чем же мы сегодня на уроке будем с вами говорить?
(учитель просит учащихся сформулировать тему урока: Землетрясения и вулканы)
Ребята, а кто догадается зачем (для чего?) я выбрала эти две непохожие друг на друга страны? (учащиеся затрудняются ответить)
Постановка проблемы исследования.
Ребята, скажите, если мы не знаем «зачем, для чего?», с какого слова еще можно начать вопрос? (Учащиеся: почему?).
Учитель: верно. Наверное, самые сложные, и в то же время интересные вопросы должны начинаться со слова «почему?»
Попробуйте сформулировать самый главный вопрос урока, основываясь на том, что в разных уголках нашей планеты Земля ведет себя по-разному: где-то тихо и безмятежно, а где-то беспокойно, непредсказуемо и стихийно. Вопрос должен начинаться со слова «почему?»
(Уч-ся пробуют сформулировать главный проблемный вопрос урока) «Почему землетрясения и вулканизм проявляются на Земле в определенных местах?»)
Ребята, если бы мы совершенно ничего не знали о землетрясениях и вулканах, какой вопрос мы бы задали? (Что это?)
Если мы с вами не знаем, каким образом происходят эти процессы, какой вопрос мы зададим? (Как?)
А если мы с вами не знаем точные «адреса» на Земле, где происходят эти процессы, какой вопрос мы зададим? (Где?)
Итак, цель нашего урока определена: нам требуется найти ответы на данные вопросы, и с помощью полученных знаний ответить на главный вопрос урока –
«почему происходят землетрясения и вулканизм?»
Итак, плиты очень медленно движутся – скользят по размягченному, пластичному, размягченному слою мантии. В результате материки перемещаются по поверхности земли. В тех местах, где плиты смыкаются, часто возникают землетрясения и извержения вулканов.
Землетрясение – это быстрое смещение, колебания земной поверхности в результате подземных толчков. Это природное явление опасное своей внезапности и нередко сопровождающееся гибелью людей и разрушением зданий.
Ежегодно регистрируется до миллиона слабых и несколько тысяч сильных землетрясений.
Обычно землетрясения происходят вблизи границ литосферных плит, когда плиты сталкиваются друг с другом при этом возникают подземные толчки. Районы, где особенно часты землетрясения называют - сейсмически активными районами.
Сейсмология — наука о распространении сейсмических волн в недрах Земли, землетрясениях и связанных с ними явлениях. Находится на стыке многих наук — геологии, геофизики, физики, химии, биологии, истории и других.
Учитель просит учащихся сформулировать определения «очаг» и «эпицентр» землетрясения (особый акцент учитель делает на том, где происходят землетрясения и как по-научному называют такие районы)
А знаете ли вы, что силу землетрясений можно измерить?
Сейсмограф – прибор для измерения силы подземных толчков. Сила землетрясений измеряется в баллах по шкале Чарльза Рихтера., американского сейсмолога. СЛАЙД 6
|
|
Итак, подведем итог, так что же такое землетрясение (уч-ся формулируют определение).
Далее ученик рассказывает о землетрясении в Чили:
Землетрясение в Чили 22 мая 1960 года, считается сильнейшим землетрясением в истории сейсмологии, сила толчков составила 9.5 баллов по шкале Рихтера. Землетрясение было настолько мощным, что вызвало волны цунами высотой более 10 метров, накрывшие не только побережье Чили, но и причинившие огромный ущерб городу Хило на Гавайях, а часть волн достигла побережья Японии и Филиппин.
Погибло более 6.000 человек, большинство из которых попали под удар цунами, разрушения были немыслимые. Без жилья и крова остались 2 миллиона человек, а сумма ущерба составила более 500 миллионов долларов. В некоторых районах Чили, удар волны цунами был настолько силён, что многие дома унесло на 3 км вглубь материка. СЛАЙД 7
А теперь я Вам предлагаю посмотреть небольшой видеофрагмент.
Показываю видео о извержениях вулканов.
Извержение вулканов – это грозное и опасное для людей природное явление.
Вулкан – бог огня и кузнечного дела у древних римлян. Вулкан – это отверстие, круглое или в виде трещины, через которое из глубин на земную поверхность поступает лава, газы, пар.
Вулкан представляет собой гору, в верхней которой есть углубление – кратер, к которому подходит жерло. Под вулканом находится особая камера – очаг магмы.
РИСУНОК ВУЛКАНА ЗАРИСОВАТЬ
Магма представляет собой расплавленное вещество мантии (от греческого слова «магма» - тесто, месиво).
Вулканы образуются в тех районах Земли, где глубокие трещины в земной коре создают пути для выхода магмы на поверхность. Пытаясь освободиться от колоссального давления, которое существует на глубине, магма устремляется вверх по жерлу и изливается на земную поверхность. Излившуюся на поверхность магму называют лавой.
Если лава густая, вязкая, то она остывает достаточно быстро, образуя высокую гору с крутыми склонами, имеющую форму конуса. Это конический вулкан. Более жидкая лава растекается быстрее, остывает медленнее, поэтому она успевает стечь на более значительное расстояние. Склоны такого вулкана пологие. Это щитовой вулкан.
|
|
Во время грандиозного извержения вулкана Кракатау в Индонезии (1883) частички вулканической пыли и пепла, образовавшиеся после взрыва вулкана, два раза облетели вокруг Земли. (Ранее этот действующий вулкан был обычнейшим островком). Так, в 535 году, как предполагают некоторые исследователи, после мощного извержения появился Зондский пролив между островами Суматра и Ява (до этого они были соединены). При исследовании вулкана были обнаружены следы мощнейших доисторических действий, мощнейшее из которых предположительно было в 535 году).
Вулканы которые извергались хотя бы один раз на памяти человечества, называют – действующими. Если же об извержениях вулканов не сохранилось никаких сведений, их называют – потухшими. СЛАЙД 9-10
Сейчас на суше насчитывают несколько сотен действующих вулканов.