Особенности творческого мышления. Развитие мышления

Вопрос о психологической природе творчества до сих пор остается открытым. В настоящее время ответить на этот вопрос можно лишь частично.

Дж. Гилфорд полагал, что творческое мышление характеризуется преобладанием четырех особенностей:

1) Оригинальность, необычность высказываемых идей, ярко выраженное стремление к интеллектуальной новизне. По словам исследователя, творческая личность всегда имеет собственный взгляд на все происходящее;

2) Семантическая гибкость, т. е. способность видеть объект под новым углом зрения, обнаруживать возможности его нового использования, расширять функциональное применение на практике;

3) Образная адаптивная гибкость, т. е. способность изменить восприятие объекта таким образом, чтобы видеть его новые, скрытые от наблюдения стороны;

4) Семантическая, спонтанная гибкость, т. е. способность продуцировать разнообразные идеи в неопределенной ситуации, в частности в такой, которая не содержит ориентиров для этих идей.

Условия, влияющие на творческий процесс:

1) успешный в прошлом опыт может тормозить нахождение новых, более рациональных способов решения задач;

2) если нахождение правильного решения далось с большим трудом, то возвращение к этому способу в дальнейшем будет более вероятным, если даже он и недостаточно эффективен;

3) стереотипность мышления, которая возникает в силу первых двух условий, можно преодолеть, если на некоторое время отложить решение, а затем вернуться к нему с твердым намерением искать новые пути;

4) частые неудачи тормозят творческий процесс, может сформироваться мотив избегания неудач, когда человек боится начинать что-то новое из-за возможных разочарований;

5) для успешного протекания творческого процесса необходима должная мотивация и соответствующий эмоциональный настрой.

Нахождение оптимальной мотивации и оптимального уровня эмоционального возбуждения – это процесс индивидуальный.

Качества, препятствующие развитию творческого мышления:

1) склонность к конформизму, т. е. к стремлению следовать чужому мнению, отказываясь от собственного, боязнь оказаться «белой вороной»;

2) боязнь показаться чрезмерно критичным и даже агрессивным в неприятии чужого мнения;

3) боязнь отмщения со стороны того, чье мнение отрицается;

4) завышенная оценка собственных достижений, идей;

5) высокая личностная тревожность;

6) чрезмерная критичность мышления, которая не позволяет сосредоточиться на выработке продуктивных идей, так как все силы уходят на критику других мнений.

Понятие «творчество» тесно связано с понятием «интеллект», под которым подразумевается наличие у человека общих умственных способностей, благодаря чему он успешно справляется с разнообразными задачами.

Наличие творческого мышления – важный показатель интеллекта человека, для его формирования необходимо придерживаться определенной линии воспитания.

Развитие мышления

Существуют следующие пути развития мышления:

1) необходимо следовать принципу: «Хочешь быть умным, научись разумно спрашивать, внимательно слушать, спокойно отвечать и перестань говорить, когда нечего больше сказать»;

2) мышление развивается в процессе овладения знаниями. В качестве источников знания могут выступать: книги, СМИ, школа, и т. д;

3) любой вид мышления начинается с вопроса, а значит, следует учиться умению задавать вопросы по каждому событию, с которым имеешь дело;

4) полезно развивать умение замечать новое в привычном, видеть предмет или явление с различных сторон;

5) следует тренировать гибкость ума, чему способствуют игры на сообразительность, решение ребусов, логических загадок;

6) важный прием, развивающий мышление, – это сравнение близких понятий;

7) следует помнить о неразрывной связи между мышлением и речью, а это значит, что для лучшего понимания надо попробовать изложить материал другому человеку;

8) развитию мышления также способствует использование письменной речи, поэтому полезно написание сочинения, ведение дневника;

9) для развития мышления полезны дискуссии, свободное изложение прочитанного, решение парадоксальных задач.

Итак, развитие мышления возможно при желании человека овладевать новыми знаниями, стремлении в достижении творческих и профессиональных высот.

Тест для проверки усвоения темы

Задание 1.

* К отличительным чертам мышления относятся:

       А) творчески перерабатывает уже имеющиеся представления и создает новые, которых в данных момент еще не существует ни у субъекта, ни в самой действительности;

       Б) невозможно без непосредственного взаимодействия с предметами;

       В) способно отражать не только отдельные предметы, явления и свойства, но и существующие между ними связи, причем в обобщенной форме;

Г) наиболее примитивный познавательный процесс;

Д) опосредованно отражает окружающий мир.

* Продолжите предложение об одном из путей развития мышления:

Необходимо следовать принципу…

           

Задание 2.

* В зависимости от оригинальности, новизны выделяют мышление:

       А) Аналитическое

       Б) Репродуктивное

       В) Продуктивное (творческое)

       Г) Интуитивное

       Д) Практическое

* Продолжите предложение:

Наличие творческого мышления - …

 

Задание 3.

* По форме мышление бывает:

А) Теоретическое

Б) Наглядно-действенное

В) Практическое

Г) Наглядно-образное

Д) Словесно-логическое

* Продолжите предложение:

Понятие «творчество» тесно связано с понятием…

 

Задание 4.

* К операциям мышления относят:

       А) Анализ

       Б) Синтез

       В) Сравнение

       Г) Индукция

       Д) Дедукция

* Продолжите предложение об одном из путей развития мышления:

Полезно развивать умение

Задание 5.

* Способность человека давать объективную оценку себе и окружающим, всесторонне проверяя все существующие решения – это:

       А) Гибкость мышления

       Б) Быстрота ума

       В) Критичность ума

* Продолжите предложение об одном из условий, влияющих на творческий процесс:

       Частые неудачи…

Задание 6.

* Самостоятельность мышления – это:

       А) способность человека выдвигать и решать новые задачи без помощи других людей;

Б) умение человека разбираться в самой сущности вопроса;

В) способность человека видеть задачу в целом, масштабно, но при этом не забывать о важности деталей.

* Продолжите предложение:

Абстракция - …

Задание 7.

* К условиям, влияющим на творческий процесс НЕ относят:

       А) успешный в прошлом опыт

       Б) Категоризацию

       В) стереотипность мышления

       Г) должная мотивация и соответствующий эмоциональный настрой

* Продолжите предложение:

      Мышление – это…

Задание 8.

* К особенностям творческого мышления (по Дж. Гилфорду) НЕ относится:

       А) оригинальность суждений, необычность идей, постоянное стремление к новым мыслям;

       Б) семантическая гибкость;

       В) склонность к конформизму

       Г) образная адаптивная гибкость;

       Д) семантическая спонтанная гибкость.

* Продолжите предложение об одном из путей развития мышления:

Следует тренировать…

Задание 9.

* К путям развития мышления относят

       А) общие понятия

       Б) использование письменной речи

       В) единичные суждения

       Г) дискуссии, свободное изложение прочитанного, решение парадоксальных задач

* Продолжите предложение:

Итак, развитие мышления возможно при…

Задание 10.

* При каком условии возможно развитие мышления?

       А) при желании человека овладевать новыми знаниями, стремлении в достижении творческих и профессиональных высот;

       Б) при контроле со стороны других людей;

       В) при принуждении к обучению.

* Продолжите предложение:

Визуальное мышление – это умственное деяние…

 

Задание 11.

* К качествам, препятствующим развитию творческого мышления относятся:

       А) высокая личностная тревожность

       Б) завышенная оценка собственных достижений, идей

       В) опосредованное отражение окружающего мира

       Г) умение создать новые представления

* Продолжите предложение об одном из путей развития мышления:

Следует помнить о неразрывной связи…

Задание 12.

* Кто полагал, что творческое мышление характеризуется преобладанием 4х особенностей:

       А) Дж. Гилфорд

       Б) А. Маслоу

       В) Л.С. Выготский

       Г) И.П. Павлов

* Продолжите предложение:

Интеллект-карта строится на основе…

Задание 13.

* По степени развернутости мышление бывает:

       А) Дискурсивным

       Б) Наглядно-образным

       В) Словесно-логическим

       Г) Интуитивным

* Раскройте суть метода развития визуального мышления «Живая фотография»

Задание 14.

* В процесс совершенствования визуального мышления НЕ включают:

       А) Стимул

       Б) Реакцию

       В) Ввод

       Г) Вывод

* Приведите пример индукции

 

Задание 15.

* Выберите из списка виды суждений:

       А) Общее

       Б) Частное

       В) Сложное

       Г) Единичное

* Продолжите предложение:

Как и любой другой вид мыслей, визуализация развивается тогда, …

Задание 16.

* К методам развития визуального мышления относятся:

       А) анализ

       Б) синтез

       В) визуальные истории

       Д) мгновенное фото

* Приведите пример дедукции

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: