Тема: Мышление и особенности его развития

Цель: сформировать представления о мышлении как высшей форме познавательной деятельности; рассмотреть взаимосвязь мышления и речи; познакомиться с основными видами и типами мышления и их особенностями; изучить основные формы мышления; рассмотреть основные теории мышления в психологии; охарактеризовать основные виды умственных операций; рассмотреть основные этапы формирования мышления.

Организационная форма занятия: семинар.

Вопросы, выносимые на обсуждение:

1. Мышление как высшая форма познавательной деятельности. Физиологические основы мышления.

2. Теории мышления в психологии, их типы и характеристика:

· представление о мышлении в ассоциативной эмпирической психологии, бихевиоризме и психоанализе;

· логическая теория мышления (С.Л. Рубинштейн);

· деятельностная теория мышления (А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, О.К. Тихомиров);

· информационно – кибернетическая теория мышления.

3. Основные виды умственных операций.

4. Характеристика видов и типов мышления. Индивидуальные особенности мышления.

5. Формы мышления: понятия, суждения, умозаключения.

6. Теории и концепции, характеризующие развитие мышления:

· концепция детского интеллекта и этапов его становления Ж. Пиаже;

· концепция развития мышления Л.С. Выготского. Этапы формирования понятий;

· теория поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина;

· информационная теория когнитивного развития.

7. Особенности творческого мышления. Понятие креативности в психологии.

8. Понятие интеллекта. Факторная модель интеллекта Р. Кэттелла. Модель интеллекта Ч. Спирмена. Модель интеллекта Л. Терстоуна. Трехмерная модель интеллекта Дж. Гилфорда.

9. Методы исследования мышления.

Методические рекомендации:

По первому вопросу: у студента должно быть сформировано четкое представление о мышлении как высшем познавательном психическом процессе опосредованного и обобщенного познания (отражения) отношений и закономерных связей между предметами и явлениями окружающего мира; студент должен рассмотреть отличия мышления от восприятия и других психических процессов, охарактеризовать соотношение мышления речи. У студента должно быть сформировано четкое представление о сложной аналитико-синтетической деятельности коры больших полушарий головного мозга, лежащей в основе процесса мышления; роли второй сигнальной системы в обобщенном отражении окружающего мира. Для подготовки к этому вопросу студент должен обратиться к следующей литературе: Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2009; Маклаков А.Г. Познавательные психические процессы. Хрестоматия. – СПб.: Питер, 2001; Немов Р.С. Психология: Учебник для студентов высших пед. учебных заведений: В 3 кн. - М.: ВЛАДОС, 2003; Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2010; Сидоров П.И., Парняков А.В. Введение в клиническую психологию: Т. I.: Учебник для студентов медицинских вузов. - М.: Академический Проект, Екатеринбург: Деловая книга, 2000; Тихомиров О.К. Психология мышления: Учебное пособие. - М.: Издательский центр «Академия», 2008.

По второму вопросу: студент в ходе занятия должен рассмотреть основные теории, объясняющие процесс мышления: представление о мышлении в ассоциативной эмпирической психологии, бихевиоризме и психоанализе, основные положения логической теории мышления (С.Л. Рубинштейн, А.В. Брушлинский), деятельностной теории мышления (А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, О.К. Тихомиров), информационно – кибернетической теории мышления. Для подготовки к этому вопросу студент должен обратиться к следующей литературе: Немов Р.С. Психология: Учебник для студентов высших пед. учебных заведений: В 3 кн. - М.: ВЛАДОС, 2003; Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2010; Тихомиров О.К. Психология мышления: Учебное пособие. - М.: Издательский центр «Академия», 2008.

По третьему вопросу: у студента должно быть сформировано четкое представление об основных видах умственных операций (сравнение, анализ, синтез, абстракция, обобщение, конкретизация); в ходе занятия студент должен охарактеризовать суть и ошибки операции сравнения (непосредственное и опосредованное), умозаключение по аналогии, взаимосвязь анализа и синтеза с другими умственными операциями, особенности усвоения абстрактных понятий, суть и ошибки индуктивного умозаключения. Для подготовки к этому вопросу студент должен обратиться к следующей литературе: Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2009; Маклаков А.Г. Познавательные психические процессы. Хрестоматия. – СПб.: Питер, 2001; Немов Р.С. Психология: Учебник для студентов высших пед. учебных заведений: В 3 кн. - М.: ВЛАДОС, 2003; Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2010; Сидоров П.И., Парняков А.В. Введение в клиническую психологию: Т. I.: Учебник для студентов медицинских вузов. - М.: Академический Проект, Екатеринбург: Деловая книга, 2000; Тихомиров О.К. Психология мышления: Учебное пособие. - М.: Издательский центр «Академия», 2008.

По четвертому вопросу: студент должен иметь представление о генетической классификации мышления (наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое); о классификации мышления по времени протекания, этапности и степени осознанности протекания познавательных процессов (аналитическое (логическое), интуитивное); о классификации мышления по функциям (творческое (созидательное), стереотипное); охарактеризовать различия между теоретическим и практическим видами мышления; рассмотреть качества мышления (самостоятельность, широта, глубина, гибкость, быстрота, критичность) и индивидуальные типы мышления (интуитивный и мыслительный (К.Г. Юнг), механически-ассоциативный и логически-ассоциативный). Для подготовки к этому вопросу студент должен обратиться к следующей литературе: Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2009; Маклаков А.Г. Познавательные психические процессы. Хрестоматия. – СПб.: Питер, 2001; Немов Р.С. Психология: Учебник для студентов высших пед. учебных заведений: В 3 кн. - М.: ВЛАДОС, 2003; Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2010; Сидоров П.И., Парняков А.В. Введение в клиническую психологию: Т. I.: Учебник для студентов медицинских вузов. - М.: Академический Проект, Екатеринбург: Деловая книга, 2000; Тихомиров О.К. Психология мышления: Учебное пособие. - М.: Издательский центр «Академия», 2008.

По пятому вопросу: студент должен иметь представление о трех основных формах мышления (понятие, суждение, умозаключение); охарактеризовать общие и единичные понятия и процессы усвоения понятий, факторы, способствующие усвоению понятий, общие, частные и единичные суждения, индуктивные и дедуктивные умозаключения. Для подготовки к этому вопросу студент должен обратиться к следующей литературе: Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2009; Маклаков А.Г. Познавательные психические процессы. Хрестоматия. – СПб.: Питер, 2001; Немов Р.С. Психология: Учебник для студентов высших пед. учебных заведений: В 3 кн. - М.: ВЛАДОС, 2003; Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2010; Сидоров П.И., Парняков А.В. Введение в клиническую психологию: Т. I.: Учебник для студентов медицинских вузов. - М.: Академический Проект, Екатеринбург: Деловая книга, 2000; Тихомиров О.К. Психология мышления: Учебное пособие. - М.: Издательский центр «Академия», 2008.

По шестому вопросу: студент должен иметь представление об основных положениях теорий и концепций развития мышления (концепция детского интеллекта и этапов его становления Ж. Пиаже (стадии сенсомоторного интеллекта, операционального мышления, конкретных и формальных операций); исследования процесса формирования понятий, проведенные Л.С. Выготским и Л.С. Сахаровым (методика «двойной стимуляции» Выготского-Сахарова); теория поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина; информационная теория когнитивного развития Клара и Уоллеса). Для подготовки к этому вопросу студент должен обратиться к следующей литературе: Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2009; Немов Р.С. Психология: Учебник для студентов высших пед. учебных заведений: В 3 кн. - М.: ВЛАДОС, 2003; Сидоров П.И., Парняков А.В. Введение в клиническую психологию: Т. I.: Учебник для студентов медицинских вузов. - М.: Академический Проект, Екатеринбург: Деловая книга, 2000; Тихомиров О.К. Психология мышления: Учебное пособие. - М.: Издательский центр «Академия», 2008.

По седьмому вопросу: студент должен иметь представление об особенностях творческого мышления (оригинальность, семантическая гибкость, образная адаптивная гибкость, семантическая спонтанная гибкость), условиях, способствующих или препятствующих творческому мышлению человека. В ходе занятия студент должен раскрыть значение термина «креативность», показатели и личностные детерминанты креативности (Дж. Гилфорд, Е. Торренс), продуктивное и репродуктивное мышление (К. Дункер), основные направления исследования и теории креативности, методы диагностики. Для подготовки к этому вопросу студент должен обратиться к следующей литературе: Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2009; Немов Р.С. Психология: Учебник для студентов высших пед. учебных заведений: В 3 кн. - М.: ВЛАДОС, 2003; Тихомиров О.К. Психология мышления: Учебное пособие. - М.: Издательский центр «Академия», 2008.

По восьмому вопросу: студент должен иметь представление о сути подходов к изучению интеллекта (биологический, педагогический, структурный), об основных положениях психологических теорий интеллекта (концепция структуры интеллекта Ч. Спирмена (генеральный фактор интеллекта G и фактор S), модель интеллекта Л. Терстоуна (7 первичных умственных потенций), факторная модель Р. Кэттела («кристаллический» и потенциальный интеллект), исследования Хебба (интеллект А и интеллект В), концепция иерархической модели интеллекта Ф. Вернона, трехмерная факторная модель интеллекта Дж. Гилфорда (содержание, операции, реакции)). Студент в ходе занятия должен рассмотреть критерии развития интеллекта с точки зрения социокультурного, генетического, процессуально-деятельностного, феноменологического, функционально-уровневого, регуляционного подходов. Для подготовки к этому вопросу студент должен обратиться к следующей литературе: Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2009; Немов Р.С. Психология: Учебник для студентов высших пед. учебных заведений: В 3 кн. - М.: ВЛАДОС, 2003; Холодная М.А. Психология интеллекта: парадоксы исследования. - Спб.: Питер, 2002.

По девятому вопросу: студент должен иметь представление о методах исследования темпа и особенностей течения ассоциативных процессов (ассоциативный эксперимент), классификации, выделения существенных признаков предметов, процессов абстрагирования (понимание переносного смысла пословиц или понимание содержания сюжетных картин, коротких рассказов), формирования искусственных понятий (методика «двойной стимуляции» Выготского-Сахарова, «Сложные аналогии» и др.), понимания силлогизмов (диаграммы Венна и др.), конструктивного мышления («кубики Косса», «куб Линка») и др. Для подготовки к этому вопросу студент должен обратиться к следующей литературе: Парняков А.В. Введение в клиническую психологию: Т. I.: Учебник для студентов медицинских вузов. - М.: Академический Проект, Екатеринбург: Деловая книга, 2000.

Основные понятия: мышление, интеллект, понятийное мышление, образное мышление, конкретно-действенное мышление, наглядно-образное мышление, словесно-логическое мышление, абстракция, анализ, синтез, обобщение, сравнение, индукция, дедукция, понятие, суждение, умозаключение, инсайт.

Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины::

а) основная литература:

  1. Выготский Л.С. Психология. - М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2002.
  2. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии: Информационно-методическое пособие к курсу «Психология человека». – М.: Педагогическое общество России; 2006.
  3. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии: Учебник. - М.: Издательский центр «Академия», 2010
  4. Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2009.
  5. Маклаков А.Г. Познавательные психические процессы. Хрестоматия. – СПб.: Питер, 2001.
  6. Немов Р.С. Психология: Учебник для студентов высших пед. учебных заведений: В 3 кн. - М.: ВЛАДОС, 2003.
  7. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология: Учебник. - М.: Издательский центр «Академия», 2009.
  8. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2010.
  9. Тихомиров О.К. Психология мышления: Учебное пособие. - М.: Издательский центр «Академия», 2008.

б) дополнительная литература:

  1. Брунер, Д.С. Психология познания: За пределами непосредственной информации. - М.: БЕК, 2007.
  2. Бухановский А.О., Кутявин Ю.А., Литвак М.Е. Общая психопатология: Пособие для врачей. – Ростов н/Д.: ЛРНЦ «Феникс», 2000.
  3. Величковский Б.М. Когнитивная наука: Основы психологии познания: В 2 т. Т. 1. - М.: Издательский центр «Академия», 2006.
  4. Гальперин П.Я., Котик Н.Р. К психологии творческого мышления // Вопросы психологии. – 1982. - №5. – С. 80-84.
  5. Зейгарник Б.В. Патопсихология: Учебное пособие для студентов вузов. – М.: Академия, 2003.
  6. Коркина М.В., Лакосина Н.Д., Личко А.Е. Психиатрия: учебник. – М.: Медицина, 1995.
  7. Марцинковская Т.Д. Общая психология: Учебное пособие. - М.: Издательский центр «Академия», 2010.
  8. Мышление: процесс, деятельность, общение / Отв. ред. А.В. Брушлинский. М.: Наука, 1982
  9. Нуркова В.В., Березанская Н.Б. Психология: Учебник для вузов. М.: Юрайт, 2004.
  10. Парняков А.В. Введение в клиническую психологию: Т. I.: Учебник для студентов медицинских вузов. - М.: Академический Проект, Екатеринбург: Деловая книга, 2000.
  11. Психология мышления / Под редакцией Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Ф. Спиридонова, М.В. Фаликман, В. В. Петухова. – М.: АСТ, 2008.
  12. Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности учащихся. - М.: Знание, 1993.
  13. Холодная М.А. Психология интеллекта: парадоксы исследования. - Спб.: Питер, 2002.
  14. Хрестоматия по общей психологии. Вып. III: Субъект познания. Отв. Ред. В.В. Петухов. – М.: Учебно-методический коллектор «Психология», 2001.

в) программное обеспечение и Интернет-ресурсы:

  1. https://psyfactor.org/lybr.htm - библиотека сайта Пси-Фактор
  2. https://scitylibrary.h11.ru/Library.htm - Виртуальная библиотека по психологии
  3. https://www.petropal.narod.ru – Интернет-ресурсы для психолога
  4. www.bekhterev.org – лаборатория клинической психологии и психодиагностики.
  5. www.flogiston.ru – психологический форум «Флогистон: Психология из первых рук»
  6. www.psy-gorod.ru – Российский психологический портал

Задания для развития и контроля владения компетенциями:

1. Конспект «Мышление» // Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2010. С. 309-338.

2. Конспект: «Мышление и речь» // Маклаков А.Г. Познавательные психические процессы. Хрестоматия. – СПб.: Питер, 2001. С.368-395.

3. Заполнить таблицу «Теории мышления в психологии»:

Название подхода Содержание, представители
Ассоциативная психология  
Гештальтпсихология  
Бихевиоризм  
Психоанализ  
Психология деятельности  
Логическая теория  
Информационно-кибернетическая теория  

4. Конспект: Г. Линдсей, К.С. Холл, Р.Ф. Томсон «Творческое и критическое мышление // Психология мышления / Под редакцией Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Ф. Спиридонова, М.В. Фаликман, В. В. Петухова. – М.: АСТ, 2008. С. 149-153.

5. Заполнить таблицу «Качества мышления».

Качество Общая характеристика
Глубина мышления  
Самостоятельность мышления  
Гибкость мышления  
Критичность мышления  
Быстрота мышления  

6. Конспект: «Формирование умственных действий» // Маклаков А.Г. Познавательные психические процессы. Хрестоматия. – СПб.: Питер, 2001. С.435-444.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: