Развитие научного стиля в России

Введение

         Стиль литературного языка – разновидность языка(её функциональная подсистема), характеризующаяся отбором таких средств из многообразных языковых ресурсов, которые наилучшим образом соответствуют задачам общения в данных условиях. Это своеобразное искусство отбора и эффективного использования системы языковых средств с определенной целью в конкретных условиях и обстоятельствах. Д. Свифт удачно заметил, что стиль – это нужные слова на своем месте.

       Термин «стиль речи» следует рассматривать как способ функционирования определенных языковых явлений. Различия стилей зависят непосредственно от основных функций языка – общения, информирования и действия, влияния.

       Высокоразвитый современный литературный русский язык имеет разветвленную систему стилей: разговорный, литературно-художественный, официально-деловой, публицистический, эпистолярный, церковно-религиозный, научный, и др.(напр., ораторский).

     Для различия стилей важное значение имеют формы речи – устная и письменная, разговорная и книжная. Все стили имеют устную и письменную формы, при этом, устная форма более присуща разговорному стилю, а другим –письменная.

     Множество отличий существует между стилями речи, но общее – это то, что все они – разновидности одного языка, представляют все богатство её изобразительных средств и выполняют важные функции в жизни общества – обеспечивают общение в различных его отраслях.

     В наше время, время развития высоких технологий, особое место принадлежит совершенствованию, изучению и использованию научного стиля.

    Научный стиль речи является средством общения в области научной деятельности,  научно-технического прогресса, образования.

   Каждый член современного общества в разное время жизни и в разной мере сталкивается с текстами данного стиля, функционирующего в устной и письменной форме, поэтому овладение нормами научного и научно-учебного стиля речи является важной составной частью культуры русской устной и письменной речи.

     Как правило, научный текст легко выделить из группы текстов разных стилей. Научный стиль характеризуется, прежде всего, наличием специальных слов, которые называют основные понятия данной науки, -- терминов.

    Научный стиль принадлежит к числу книжных стилей русского литературного языка, обладающих общими условиями функционирования и схожими языковыми особенностями, среди которых:                                   4

- предварительное обдумывание высказывания,

- монологический характер речи,

- строгий отбор языковых средств,  

- ясность и предметность толкований,

- логическая последовательность изложения,

- обобщенность понятий и явлений,

- объективный анализ,

- точность и лаконичность высказываний,

- аргументация и убедительность утверждений,

- однозначное пояснение причинно-следственных связей,

- детальные выводы,

- отсутствие экспрессивной лексики,

- стремление к нормированной речи и т.д.

      Сфера применения научного стиля очень широка. Это один из стилей, оказывающий сильное и разностороннее влияние на литературный язык.

    Стиль научных работ определяется в конечном счете их содержанием и целями научного сообщения.

    Цель работы: дать определение научному стилю речи, охарактеризовать его отличительные особенности.

    Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы. Общий объем работы 14 страниц.

 

 

                                                                                                                   5

 

История развития научного стиля

Зарождение и становление научного стиля за пределами России

 Каждый стиль появляется в свое время -- тогда, когда в обществе созрели условия для его формирования, когда язык достигает высокой степени развития.

       Возникновение и развитие научного стиля связано с развитием разных областей научного знания, разных сфер деятельности человека. Поэтому время появления научного стиля разное в разных странах.

На первых порах стиль научного изложения был близок к стилю художественного повествования. Так, научные труды Пифагора, Платона и Лукреция отличались особым, эмоциональным восприятием явлений. Отделение научного стиля от художественного произошло в александрийский период, когда в греческом языке, распространившем свое влияние на весь тогдашний культурный мир, стала создаваться научная терминология.

   Впоследствии она была пополнена из ресурсов латыни, ставшей интернациональным научным языком европейского средневековья. С одной стороны, это было удобно: ученые независимо от своего родного языка могли читать сочинения друг друга. Но, с другой стороны, такое положение мешало формированию научного стиля в каждой стране. Поэтому развитие его протекало в борьбе с латынью. На основе национальных языков формировались средства, необходимые для выражения научных положений, мыслей.

  В эпоху Возрождения учёные стремились к сжатости и точности научного описания, свободного от эмоционально-художественных элементов изложения как противоречащих абстрактно-логическому отображению природы. Однако освобождение научного стиля от этих элементов шло постепенно. Известно, что слишком «художественный» характер изложения Галилея раздражал Кеплера, а Декарт находил, что стиль научных доказательств Галилея чрезмерно «беллетризован». В дальнейшем образцом научного языка стало логическое изложение Ньютона.

 

Развитие научного стиля в России

В России научный язык и стиль начал складываться в первые десятилетия XVIII века, когда авторы научных книг и переводчики стали6 создавать русскую научную терминологию. Именно в этот период Российская академия опубликовала ряд трудов на русском языке. В 30-е годы XVIII в. язык научных книг был самым обработанным и совершенным среди различных литературных жанров. Во второй половине этого века благодаря работам М.В. Ломоносова и его учеников формирование научного стиля сделало шаг вперед, но окончательно он сложился во второй половине XIX века вместе с научной деятельностью крупнейших учёных этого времени.

Вслед за Ломоносовым развитию и обогащению русской терминологической лексики в различных отраслях точных и гуманитарных наук способствовали русские ученые, жившие в последующие десятилетия того же века, например, акад. И. И. Лепехин (1740-1802) -- преимущественно в области ботаники и зоологии; акад. Н. Я. Озерецковский (1750-1827) -- в области географии и этнографии. Обогащение научной терминологии производилось этими учеными главным образом за счет соответствующих русских названий видов животных, растений и т. п., употребительных в местных народных говорах. Научный стиль русского литературного языка, основание которому было положено в трудах Ломоносова, продолжал совершенствоваться и развиваться.

    Так как основная задача научного стиля -- предельно ясно и точно донести до читателя сообщаемую информацию, то считается, что наилучшим образом этого можно достичь без использования эмоциональных средств. Ведь наука апеллирует, прежде всего, к разуму, а не к чувству. Научно-техническая революция изменила характер исследований. Научные проблемы решаются теперь, как правило, усилиями не одиночек, а коллективов ученых и инженеров. Это ведет к тому, что современный способ научного изложения можно определить как коллективный, или формально-логический, в котором не остается места для эмоциональности. Но такое мнение носит чрезмерно обобщенный характер: нередко в научных работах, в частности полемических, используются эмоционально-экспрессивные и изобразительные средства языка, которые, будучи, правда, дополнительным приемом, на фоне чисто научного изложения заметно выделяются и придают научной прозе большую убедительность. Приведем пример. Знаменитый русский хирург Н. И. Пирогов в одной из научных работ писал: Подобно каллиграфу, который разрисовывает по бумаге сложные фигуры одним и тем же росчерком пера, умелый оператор может придать разрезу самую различную форму, величину и глубину одним и тем же взмахом ножа... Как скоро вы привели этот лоскут в плотное соприкосновение с окровавленными краями кожи, жизнь его изменяется, он, подобно растению пересаженному на чужую почву, вместе с новыми питательными соками получает и новые свойства. Он, как чужеядное растение, начинает жить за счет другого, на котором прозябает: он, как новопривитая ветка, требует, чтобы его холили, и тщательно оберегали, пока он не породнится с тем местом, которое хирург назначает ему на всегдашнее пребывание.                                                  7

Научный стиль речи

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: