Тема 6. Искусство спора

Тема: Культура спора

Цель: формировать знание основ полемического мастерства.

Задачи: рассмотреть основные правила ведения спора, способствовать развитию познавательной активности обучающихся, готовности к непрерывному самообразованию.

Культура спора: основные правила его ведения

Полемистам необходимо знать основные правила ведения спора, соблюдение которых повышает его эффективность и плодотворность, способствует успеху в дискуссии и полемике.

Кратко характеризуем их.

· Умейте правильно определить предмет спора и выделить пункты разногласия. Всякий спор будет успешным лишь в том случае, если четко определен его предмет. Это — важнейшее требование культуры спора. Предмет спора — это те положения, суждения, которые подлежат обсуждению путем обмена различных точек зрения, сопоставления других мнений. Предметом спора бывают вопросы, отражающие общечеловеческие интересы. К ним, в частности, относятся проблемы экологии, выживания человечества, сохранения мира на Земле и др. В процессе спора могут затрагиваться национальные интересы, интересы определенных социальных слоев общества. В споре защищаются семейные, а также личные интересы полемистов.

Предмет спора должен сразу же обозначаться полемизирующими сторонами. Нередко он уточняется в ходе самой дискуссии, а порой может появиться и во время обсуждения какой-либо проблемы. Во время разговора спор может переходить с одного предмета на другой.

Важно, чтобы полемисты каждый раз ясно представляли себе, что же является предметом их спора. Определив предмет спора, сформулировав спорное положение, участники обсуждения должны точно указать, в каком именно пункте они не согласны с данной мыслью, т. е. «установить пункты разногласия».

· Не упускайте из виду главных положений, из-за которых ведется спор. Полемистам необходимо соблюдать важное правило — не упускать из виду главных положений, из-за которых ведется спор, не терять предмета спора в пылу полемических рассуждений.

Чтобы не потерять предмета спора, не дать возможности увести себя в сторону от решения основного вопроса, чтобы обсуждение спорной проблемы было плодотворным и результативным, чтобы спор не превратился в пустую говорильню, полемисты должны хорошо знать предмет спора, разбираться в поставленных задачах, тонкостях дела, быть эрудированными и компетентными.

· Четко определите свою позицию в споре. Необходимым условием эффективности спора является определенность позиций, взглядов его участников. Если в ходе обсуждения спорной проблемы точка зрения оппонента выражена нечетко, с ним трудно вести полемику. Представьте себе, что вы спорите с человеком, который, рассматривая какой-либо вопрос, одновременно высказывается «за» и «против» одного и того же положения. Как же опровергать его?

· Правильно пользуйтесь в споре понятиями. При обсуждении того или иного вопроса приходится пользоваться различными понятиями, необходимыми для раскрытия существа рассматриваемой проблемы.

Успех полемического обсуждения во многом определяется умением его участников правильно оперировать в споре понятиями и терминами. Неточное употребление участниками спора терминов, многозначных слов может привести к нежелательному результату, затруднить общение, помешать обсуждению спорной проблемы, стать причиной серьезных заблуждений.

· Относитесь с уважением к своему оппоненту. Это одно из важнейших требований культуры спора. Уважение к чужим убеждениям не только признак уважения к чужой личности, но и признак широкого и развитого ума.

· Сохраняйте выдержку и самообладание в споре. Не рекомендуется горячиться в споре. Наблюдения показывают, что из двух полемистов, равных друг другу во всех прочих отношениях, победителем оказывается тот, у кого больше выдержки и самообладания. Да это и понятно. У хладнокровного человека явные преимущества: его мысль работает ясно и спокойно. В возбужденном состоянии трудно анализировать позицию оппонента, подбирать веские доводы, не нарушать логической последовательности в изложении материала.

· Обращайте внимание на поведение оппонента, научитесь верно оценивать его действия.

Вопросы для самоконтроля:

1. Назовите и кратко охарактеризуйте основные правила ведения спора.

Раздел 4. Основы полемического мастерства

Тема 6. Искусство спора

Тема: Искусство отвечать на вопросы

Цель: формировать знание основ полемического мастерства.

Задачи: развивать умение ставить вопросы и отвечать на них, способствовать развитию познавательной активности обучающихся, готовности к непрерывному самообразованию.

План

1.Классификация вопросов

2.Виды ответов

3.Нечестные приемы


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: