II. Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических часов и видов учебных занятий

Учебная программа – наименование разделов и тем

Всего (час.)

Контактная работа (час.)

Самостоят. работа, в том числе Контроль (час.)
Лекции Практич. занятия/ Контроль самостоя-тельной работы (в том числе, курсовая работа)
Тема 1. Основные характеристики телекомпании как предприятия СМИ. 15 2 1  

12

Тема 2. Финансовая политика редакции СМИ. 13 1 2  

10

Тема 3. Телевизионное производство (экономический аспект). 16 1 1  

14

Тема 4. Содержание деятельности телекомпании. 16 1 1  

14

Тема 5. Потребители информационного продукта телекомпании. 12 1 1  

10

Тема 6. Журналистская информация как товар. Информационный рынок.  14 1 1  

12

Тема 7. Редакционно-издательский маркетинг. 12 1 1  

10

Тема 8. Основы редакционного менеджмента. 10 1 1  

8

Всего 108 9 9  

90

             

Содержание курса

Тема 1. Основные характеристики телекомпании как предприятия СМИ. Сущность значения «предприятие СМИ» с экономической и правовой точек зрения. Цели, миссия, задачи и функции телекомпании. Факторы внешней среды телекомпании (конкуренция; экономические, социальные и правовые условия). Микроэкономические и макроэкономические условия существования телекомпании. Ресурсы телекомпании. Элементы производственного процесса в телекомпании. Структура телекомпании. Предпринимательство в сфере средств массовой информации. Субъекты предпринимательства. Организационно-правовые формы телекомпаний. Формы финансирования СМИ. Источники финансовых ресурсов телекомпании. Структура бюджета телекомпании. Особенности бюджета телекомпании в зависимости от её типа. Бюджеты производящей и вещательной телекомпании. Состав расходной и доходной частей бюджета. Рекламная и ценовая политики телекомпании.

Редакция СМИ как юридическое лицо. Порядок регистрации СМИ как юридического лица. Учредитель, соучредители СМИ, их права и обязанности. Учредитель — физическое лицо. Учредитель — юридическое лицо. Свидетельство о регистрации СМИ. Спонсор СМИ, отличие спонсора от учредителя. Устав редакции СМИ; его основные положения.

Тема 2. Финансовая политика редакции СМИ. Финансовая база СМИ. Уставной фонд (уставной капитал) редакции или кампании. Основные и оборотные фонды. Стартовый капитал. Дотация и спонсирование как финансовые источники. Бюджет и баланс издания, их структура. Расходная часть бюджета. Общередакционные расходы: фонд оплаты труда, фонд материального поощрения, фонд социального развития, резервный фонд и др. Издательские расходы: литературный гонорар, производственные расходы, расходы по распространению и транспортировке, расходы на приобретение информации. Продажа тиража как основной источник доходов редакции. Тиражная политика редакции, определение оптимального тиража.

Рекламная политика редакции. Планирование доходов от рекламной деятельности.

Тема 3. Телевизионное производство (экономический аспект). Маркетинг и телевизионное производство. Понятие телевизионной передачи. Основные процессы маркетинга телевизионного информационного производства. Принцип позиционирования. Особенности процесса управления информационным производством в телекомпании. Особенности функциональных моделей телекомпании. Цели и конечный продукт телекомпании.

Тема 4. Содержание деятельности телекомпании. Вещательные и продюсерские телекомпании. Понятие дистрибьюторских телекомпаний. Способы финансирования телепроизводства и телевещания. Государственное телевидение. Общественное (независимое) телевидение. Частное (коммерческое) телевидение. Цифровое вещание. Характеристика рыночных продуктов, производимых вещательной телекомпанией (цельная программа, эфирное время).

Политический и коммерческий потенциал вещательного телевидения. Коммерческая деятельность телекомпании общественного телевидения. Условия развития общественного телевидения. Программная политика телекомпании: стратегия и тактика программирования. Социальное и манипулятивное программирование. Изучение зрительского спроса. Аудитория и рейтинг телепрограммы..Федеральный закон о СМИ, федеральный закон о рекламе.

Тема 5. Потребители информационного продукта телекомпании. Методы изучения целевой аудитории. Способы определения целевого рынка. Характеристики потребителя информационного продукта телекомпании. Информация о рынке, потребителях и конкурентах – основа стратегии маркетинга. Этапы осуществления маркетинговой политики телекомпании. Условия успеха маркетинговой деятельности телекомпании. Реальная и потенциальная аудитория. Методы социологического изучения зрительской аудитории, используемые современными телекомпаниями.

Тема 6. Журналистская информация как товар. Информационный рынок.  Журналистика как разновидность производства, специфика этого производства. Журналистская информация как товар, обладающий стоимостью и потребительской стоимостью. Рыночные отношения между производителями журналистской информации и её потребителями. Товарная единица журналистской информации.

Закономерности формирования информационного рынка. Факторы, влияющие на развитие информационного рынка: закон соответствия спроса и предложения; процесс воспроизводительного потребления и др. Структура информационного рынка. Две составляющих информационного рынка: ресурсный рынок и собственно информационный рынок. Структура ресурсного рынка: финансовый рынок, рынок рабочей силы, технический рынок, рынок материалов и др. Структура собственно информационного рынка: рынок информации и идей, периодических изданий, распространителей, покупателей информации и др.

Тема 7. Редакционно-издательский маркетинг. Маркетинг как изучение рынка для продвижения товаров и услуг к их потребителю. Редакционно-издательский маркетинг как особый вид издательской деятельности. Цели редакционно-издательского маркетинга. Сегментация как основа изучения информационного рынка. Позиционирование как определение места СМИ в избранном рыночном сегменте. Исследование рынка покупателей информации как направление редакционно-издательского маркетинга. Изучение конкурентных СМИ, определение конкурентоспособности как одна из задач редакционно-издательского маркетинга.

Тема 8. Основы редакционного менеджмента. Цели редакционного менеджмента: обеспечение существования СМИ путём укрепления его финансовой базы; воспитание экономического мышления у сотрудников. Задачи менеджмента: оптимизация размеров, состава, структуры коллектива редакции; оптимизация управления коллективом редакции, оптимизация результатов работы всей редакции и т.д. Финансовый менеджмент как вид управленческой деятельности редакции. Служба редакционного менеджмента. Требования к менеджеру.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: