Музыка эпохи романтизма

Романтизм ( фр. romantisme)  - явление европейской культуры в XVIII -XIX веках, представляющее собой реакцию на Просвещение и стимулированный им научно-технический прогресс; идейное и художественное направление в европейской и американской культуре конца XVIII века - первой половины XIX века. Характеризуется утверждением самоценности духовно-творческой жизни личности, изображением сильных (зачастую бунтарских) страстей и характеров, одухотворённой и целительной природы. Первоначально романтизм выступил как принципиальный противник классицизма. Античному идеалу было противопоставлено искусство средних веков, далеких экзотических стран. Романтизм открыл сокровища народного творчества  - песен, сказаний, легенд. Однако противоположность романтизма классицизму все же относительна, так как романтики восприняли и развили дальше достижения классиков. На многих композиторов большое влияние оказало творчество последнего венского классика – Л. Бетховена.

В XVIII веке романтическим называли всё странное, фантастическое, живописное и существующее в книгах, а не в действительности. В начале XIX века романтизм стал обозначением нового направления, противоположного классицизму и Просвещению. Если Просвещение характеризуется культом разума и основанной на его началах цивилизации, то романтизм утверждает культ природы, чувств и естественного в человеке.

В музыке направление романтизма сложилось в 1820-е годы, развитие его заняло весь XIX век. Композиторы-романтики старались с помощью музыкальных средств выразить глубину и богатство внутреннего мира человека. Музыка становится более рельефной, индивидуальной. Получают развитие песенные жанры, в том числе баллада.

Для романтического мировоззрения характерен резкий конфликт между реальной действительностью и мечтой. Действительность низка и бездуховна, она пронизана духом мещанства, филистерства, и достойна только отрицания. Мечта  - это нечто прекрасное, совершенное, но недостижимое и непостижимое разумом.

Прозе жизни романтизм противопоставил прекрасное царство духа, «жизнь сердца». Романтики верили в то, что чувства составляют более глубокий пласт души, чем разум. По словам Вагнера, «художник обращается к чувству, а не к разуму». А Шуман говорил: «разум заблуждается, чувства  - никогда». Не случайно идеальным видом искусства была объявлена музыка, которая в силу своей специфики наиболее полно выражает движения души. Именно музыка в эпоху романтизма заняла ведущее место в системе искусств.

Принято считать, что непосредственными предшественниками романтизма были Людвиг Ван Бетховен - в австро-немецкой музыке и Луиджи Керубини - во французской; более отдалённым своим предшественником многие романтики (например, Шуберт, Вагнер, Берлиоз) считали К.В. Глюка. Период перехода от классицизма к романтизму считается предромантическим периодом - сравнительно коротким периодом в истории музыки и искусства.

Основными представителями романтизма в музыке являются:

В Австрии - Франц Шуберт и Ференц Лист, а также поздние романтики - Антон Брукнер и Густав Малер;

В Германии - Эрнест Теодор Гофман, Карл Мария Вебер, Рихард Вагнер, Феликс Мендельсон, Роберт Шуман, Людвиг Шпор;

В Италии - Никколо Паганини, Винченцо Беллини, ранний Джузеппе Верди;

Во Франции - Даниэль Франсуа-Эспри Обер, Гектор Берлиоз, Джакомо Мейербер (немецкий и французский композитор, урожденный Якоб Либман Беер) и представитель позднего романтизма Сезар Франк;

В Польше - Фредерик Шопен.

В России отдали дань романтизму едва ли не все великие мастера русской классической музыки. Велика роль романтического мироощущения в произведениях основоположника русской музыкальной классики М. И. Глинки, особенно в его опере «Руслан и Людмила».

В творчестве его великих продолжателей при общей реалистической направленности роль романтических мотивов была значительна. Они сказались в ряде сказочно-фантастических опер Н. А. Римского-Корсакова, в симфонических поэмах П. И. Чайковского и композиторов «Могучей кучки».

Романтическое начало пронизывает сочинения А. Н. Скрябина и С. В. Рахманинова. В русле романтизма работали: Александр Алябьев, Михаил Глинка, Александр Даргомыжский, Милий Балакирев, Н. А. Римский-Корсаков, Мусоргский, Бородин, Цезарь Кюи, П. И. Чайковский и др.

Музыка эпохи реализма

Понятие реализм (от лат. realis - вещественный) – одно из наиболее трудных для определения, поскольку применимо как и в повседневной жизни, так и в сфере искусства. Термин «реализм» впервые употребил Жюль Франсуа Шанфлёри для обозначения искусства, противостоящего романтизму и символизму.

Особенности проявления реализма в музыке связаны, прежде всего, с главенствующей ролью в ней эмоционального начала. Отражение действительности в музыке носит более опосредствованный характер, чем в "изобразительных" искусствах. Музыка отражает не столько предметы и события, сами по себе взятые, сколько эмоциональную реакцию художника.

Истинную дату рождения реализма чаще всего связывают с творчеством французского художника Гюстава Курбе (1819 – 1877), открывшего в 1815г. В Париже свою персональную выставку под названием «Павильон реализма».

Ярчайшими представителями реализма в музыке являются Джузеппе Верди, Шарль Гуно и др.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: