Музыка эпохи Классицизма

Музыка эпохи Возрождения

Возрождение, или Ренессанс (фр. Renaissance, итал. Rinascimento; от «re/ri»  - «снова» или «заново» и «nasci»  - «рожденный»)  - эпоха в истории культуры Европы, пришедшая на смену культуре Средних веков и предшествующая культуре нового времени. Примерные хронологические рамки эпохи  - начало XIV - последняя четверть XVI веков и в некоторых случаях  - первые десятилетия XVII века (например, в Англии и, особенно, в Испании). Отличительная черта эпохи Возрождения  - светский характер культуры и её антропоцентризм (то есть интерес, в первую очередь, к человеку и его деятельности). Появляется интерес к античной культуре, происходит как бы её «возрождение»  - так и появился термин.

Музыкой эпохи Возрождения или музыкой Ренессанса, называют период в развитии европейской музыки приблизительно между 1400 и 1600 годами. В этот период, так же как в Средние века, ведущее место принадлежало вокальной церковной музыке. Развитие многоголосия привело к появлению полифонии (от греч. "полис" - "многочисленный" и "фоне" - "звук", "голос"). Основу музыкальной культуры составляли мессы, мотеты, гимны и псалмы. Церковная месса, восходящая к традиционным мелодиям григорианского хорала, наиболее ярко выражала суть музыкальной культуры.

Наивысшего расцвета духовная музыка достигла в XV в. В Нидерландах. Нидерландские и фламандские композиторы первыми разработали новые правила полифонического исполнения – классический «строгий стиль».

Представители этой школы: Йоханнес Окегем (ок. 1425 – 1497), Якоб Обрехт (1457 или 1458 – 1505), Орландо Лассо (ок. 1532 – 1594), создавший более двух тысяч произведений культового и светского характера, Жоскен Депре (ок. 1450 – 1521), Филипп де Монте (1521 – 1603) и др.

В эпоху Возрождения было положено начало профессиональному композиторскому творчеству.



Музыка барокко

Барокко (итал. barocco  - «причудливый», «странный», «склонный к излишествам», порт. perola barroca  - «жемчужина неправильной формы» (дословно «жемчужина с пороком»); существуют и другие предположения о происхождении этого слова)  - характеристика европейской культуры XVII -XVIII веков, центром которой была Италия. Стиль барокко появился в XVI -XVII веках в итальянских городах: Риме, Мантуе, Венеции, Флоренции. Эпоху барокко принято считать началом триумфального шествия «западной цивилизации». Барокко противостояло классицизму и рационализму.

В 19 в. первым ввёл термин "барокко" швейцарский историк Якоб Бурхардт. Он употребил его в пренебрежительном смысле как "вычурный", "причудливый", но слово прочно вошло в язык истории искусств.

На рубеже XVI-XVII столетий полифония, господствовавшая в музыке эпохи Возрождения, начала уступать место гомофонии (от греч. "хомос" - "один", "одинаковый" и "фоне" - "звук", "голос").

Основные духовные жанры XVII- XVIII вв. - кантата и оратория. Возросло значение светской музыки: она звучала при дворе, в салонах аристократов, в общедоступных театрах (первые такие театры были открыты в XVII в.). Сложился новый вид музыкального искусства - опера.

Музыкальная культура XVII – начала XVIII в. В основном развивалась в рамках барочного стиля, создавшего новые художественные принципы, существенно отличавшие ее от музыки Возрождения. На смену плавной гармонии, уравновешенности и оптимизму пришли трагическое мироощущение, пристальное внимание композиторов к чувствам и эмоциям человека.

В этот период на смену полифонии приходит мелодичное одноголосие – гомофония, способная передать малейшие волнения человеческой души. Неустойчивые диссонирующие созвучия, неожиданные переходы, контрасты и противопоставления, быстрые технически трудные, виртуозные пассажи в пении, одновременное звучание множества музыкальных инструментов, использование танцевальных ритмов – все это определяло суть барочной музыки.

Новый стиль проникает даже в церковную музыку (в органные мессы Фрескобальди, Баха, оратории Генделя). Но ярче всего он проявился в опере, ведущем жанре музыки барокко.

Яркие представители стиля барокко: И.С. Бах, Георг Фридрих Гендель, Клаудио Монтеврди, Джованни Батиста Перголези, Антонио Вивальди и др.

Музыкальная культура русского барокко успешно развивалась в течение ста лет, с середины XVII до середины XVIII в. В основу русской барочной музыки легло торжественное партесное (лат. Partes – голоса, то есть, многоголосное) пение. Музыкальная культура русского барокко положила начало развитию русской композиторской школы.

Представители русского барокко: Николай Павлович Дилецкий (главный теоретик партесного пения), Василий Поликарпович Титов, Максим Созонтович Березовский, Дмитрий Степанович Бортнянский и др.


Рококо (франц. rococo, от rocaille - орнаментальный мотив, букв. - осколки камней, раковины для отделки построек) - стиль в европейском искусстве 1-й пол. 18 в., получивший развитие прежде всего во Франции. Ярче всего Рококо сказалось в изобразительном искусстве (Ф. Буше, А. Ватто) и декоративном оформлении дворцовых интерьеров (манерная вычурность и прихотливость линий в предметах обстановки, изощрённость, обилие орнаментальных рисунков в настенных росписях и т. д.). Рококо в музыке проявилось в творчестве французских клавесинистов (Л. К. Дакен, Франсуа. Куперен, Жан-Филлип Рамо и др.). Для них характерны камерность и миниатюрность форм, господство хрупких, грациозно-кокетливых и игривых образов, обилие изысканной мелизматики и т. д.

 


Музыка эпохи Классицизма

Классицизм (фр. classicisme, от лат. classicus  - образцовый)  - художественный стиль и эстетическое направление в европейском искусстве XVII - нач. XIX вв., вдохновленное идеей порядка, законченности и совершенства художественного произведения. Упорядоченность, гармония, внутреннее единство целого и его частей, строгие пропорции  - все эти качества отличают творения видных представителей классицизма.

В основе классицизма лежат идеи рационализма, которые формировались одновременно с такими же идеями в философии Декарта. Художественное произведение, с точки зрения классицизма, должно строиться на основании строгих канонов, тем самым обнаруживая стройность и логичность самого мироздания. Интерес для классицизма представляет только вечное, неизменное  - в каждом явлении он стремится распознать только существенные, типологические черты, отбрасывая случайные индивидуальные признаки. Эстетика классицизма придаёт огромное значение общественно-воспитательной функции искусства. Многие правила и каноны классицизм берет из античного искусства (Аристотель, Гораций).

Классицизм устанавливает строгую иерархию жанров, которые делятся на высокие (ода, трагедия, эпопея) и низкие (комедия, сатира, басня). Каждый жанр имеет строго определённые признаки, смешивание которых не допускается.

Как определенное направление сформировался во Франции в XVII веке. Французский классицизм утверждал личность человека как высшую ценность бытия, освобождая его от религиозно-церковного влияния.

Классицизм начался в эпоху Просвещения - время радикальных перемен в осознании человеческих и социальных ценностей и правил поведения в обществе. Вновь появились понятия прав человека, защита этих прав и свободы вероисповедания и слова, произошел поворот к простоте и естественности, который отразился в чистом архитектурном стиле, напоминающем стиль Древней Греции и Рима - отсюда и термин "классический".

Когда сегодня говорят о классицизме в музыкальном искусстве, в большинстве случаев имеют в виду творчество композиторов XVIII в. -Гайдна, Моцарта и Бетховена, которых мы называем венскими классиками или представителями Венской классической школы. Это новое направление в музыке стало одним из самых плодотворных в истории музыки. Обобщив предшествующий опыт музыкального творчества, они создали жанры классической симфонии, камерного ансамбля, сонаты и концерта, основанные на форме сонатно-симфонического цикла и сонатной форме. Их высшие достижения в инструментальном, а также в др. жанрах (оперы, мессы, оратории) оказали сильное воздействие на последующее развитие музыки и составляют одну из вершин мирового искусства.

К ярчайшим представителям эпохи классицизма также можно отнести австрийского композитора Кристофа Виллибальда Глюка, великого реформатора оперного стиля.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: