Лабораторные исследования при изучении памятника

Изучение памятников с помощью зондажей.

Большинство материальных остатков, обладающих информацией о старых архитектурных формах и характере перестроек, обычно сохраняется на памятнике в скрытом виде. Для того, чтобы их изучить выполняют раскрытия.

Раскрытия - основной вид исследования, который дает наиболее объективную и ценную информацию для решения реставрационных задач. Основная форма натурного исследования - зондаж.

Зондаж - ограниченное по площади раскрытие, произведенное для решения локальной, четко поставленной исследовательской задачи.

Требования к производству зондажей:

1). Должны наносить памятнику наименьший ущерб.

- нельзя производить если наличие живописи или др. декорат. элементов не доказано

- не должны затрагивать несущую способность конструкций

- должны иметь правильную геометрическую форму (при необходимости будут включены в экспозицию)

2). Целенаправленность ведения (д.б. четко поставлена задача, предварительно собраны сведения).

3). Обязательно изучение всей информации, а не только той, которая относится к интересующему нас периоду.

4). Обязательная фиксация результатов вскрытия (материалы - на постоянное хранение в архив организации).

Основные виды зондажей: зондажи красочных слоев, зондажи с удалением штукатурки (тесовой обшивки) зондажи с разборкой кладки.

1. зондажи красочных слоев - для получения сведений об отделке, цвете и фактуре поверхностей внутренних и наружных стен. Производится путем послойной расчистки всех красочных слоев. Их должно быть достаточное количество, прежде всего в местах, которые при ремонтах страдают меньше всего (под карнизами, в нишах). Скальпель, иногда - краску размягчают компрессами. Последовательность изменения цветового решения называется колористической стратиграфией.

Ее следует сопоставлять на разновременных частях памятника.

2. Зондажи с удалением штукатурки - для выявления характера кладки и сохранившихся следов перестроек. Вскрыть можем: разный характер кладки, стык разновременных кладок (размер кирпича, способ перевязки, состав раствора, фактура поверхности).

3. Зондажи с разбором кладки - наносят наибольшие механические повреждения памятнику. Выполняются в ограниченном количестве (- процесс трудоемкий, - необходимо оперативно принимать меры по укреплению раскрытых остатков). Вскрываем - скрытые при перестройках элементы не только на плоскости, но и в объеме памятника.

Частные случаи.

- Особый вид зондажных работ - разверстовка кирпичной кладки. Она основана на дополнении срубленных кирпичей лицевой кладки до их полного размера. Основано чаще всего на логических соображениях. Применяют в случаях, если растеска не более чем на размер ложка кирпича. Проводят в ограниченных объемах. Чаще используют в ходе самой реставрации.

- Исследование чердаков и других замкнутых неиспользуемых пространств - частный случай раскрытий. Находят старые кровли, границы покрасок, следы старых проемов.

 

Лабораторные исследования при изучении памятника.

Задачи: - выяснение" строительной истории и разработка на этой основе реставрационных предложений. (- идентичность кладки в разных частях здания,

- определение возраста сооружения,

- определение использованных пигментов и восстановление первоначального цвета покрасок,

- получение сведений о составе глазури (поливы) изразцов).

Изучение каменных материалов:

1). Изучение химического состава и %%-ного содержания компонентов,

2). Изучение гранулометрического состава (состав заполнителя по фракциям),

3). Петрографический анализ (изучение под микроскопом шлифа каменных материалов).

Определение возраста объекта. (относительное датирование -выявление хронологической последовательности возникновения нескольких объектов. Абсолютное датирование-непосредственное определение возраста объекта.)

1). Палеомагнитный метод - основан на изменчивости магнитного поля Земли и на свойстве материалов намагничиваться при высоких tС под его воздействием.

2). Дендрохронологический метод - определение возраста древесины (точность - 1 год). Основан на неравномерности роста годовых колец в разных условиях.

3). Радиоуглеродный метод - измерение в образцах продуктов распада радиоактивного изотопа углерода.

 

1. Микроскопический анализ позволяет максимально точно выявить степень реставрационных вмешательств, в частности распознать старые тонировки и записи, не выявляемые в УФ-лучах из-за лаковых наслоений. Только при исследовании в микроскоп можно увидеть реставрационные тонировки и записи, отличающиеся от авторского слоя по составу пигментов, степени прозрачности и рельефу залегания, но почти сравнявшиеся с ним по прозрачности, близкие по цвету и порой уже имеющие общий с ним кракелюр. Их рентгеновская плотность часто не дает контраста, поэтому выявить их на рентгенограмме так же сложно, как и в УФ-лучах.

В отдельных случаях при «творческой» реставрации может быть изменен цвет некоторых деталей: волос, глаз, костюма, фона и пр. Исследование под микроскопом дает возможность по остаткам красочного слоя узнать исходную цветовую гамму произведения.

2. Исследование под микроскопом позволяет определить способ нанесения подписи, так как только при сильном увеличении можно увидеть тончайшие нюансы ее залегания и установить, написана ли она одновременно с красочным слоем или нанесена позже по кракелюру, загрязнениям, потертостям, реставрации.

Даже не авторская подпись может быть столь давней, что частично приобретет кракелюр, общий с авторской живописью.

Способ нанесения подписи имеет наиболее важное значение, так как начертание автографа можно искусно подделать. Задача идентификации подписи существенно упрощается, если она выполнена: а) по сырому, б) полусырому красочному слою, в) теми же пастами, которыми написана картина.

3. Микроскопическое исследование позволяет ориентировочно датировать картину на основании анализа ее структуры, пигментного состава и приемов построения живописи. Знания о холстах, грунтах, составе, замесе и перетире пигментов, а также диапазоне применения конкретных живописных материалов и приемах построения красочных слоев дают возможность выдвинуть предположительную датировку. Наиболее объективный вывод о времени создания произведения делается в комплексе с результатами иконографического, стилистического и химического анализа.

4. Микроскопический анализ помогает установить вторичность произведения, технологическим признаком которой в отдельных случаях может являться отсутствие подмалевка.

5. При решении вопроса об авторстве учитываются результаты всего комплекса исследований, в котором микроскопический анализ играет немаловажную роль. Исследование грунта, состава и соотношения пигментов, определение последовательности построения изобразительных деталей (например, последовательность завершения элементов лица, одежды или аксессуаров и т.п.), особенностей построения красочных слоев позволяют составить представление о живописных материалах и технических приемах конкретного автора. Детальное технологическое исследование картины дает возможность на фоне общих признаков времени выделить характерные особенности, свойственные индивидуальной манере художника.

Весьма существенно то, что микроскопический анализ является экспресс-методом технологической экспертизы, результаты которого совместно с результатами иконографического и стилистического анализа позволяют либо сразу решить вопрос о времени создания, школе живописи и оригинальности картины, либо, при решении вопроса об авторстве и затруднении в датировке, наметить дальнейшую перспективу исследований.

II. Исследование в УФ-диапазоне излучения

УФ-лучи, воздействуя на картину, позволяют увидеть либо интегральное свечение лака, красочного слоя и грунта, либо каждого компонента в отдельности на открытых участках грунта и красочного слоя, что дает возможность:

— получить некоторую информацию о состоянии сохранности произведения (утраты и реставрационные вмешательства);

— выявить угасшие надписи и подписи, сделанные железогалловыми чернилами, ртуть- и железосодержащими пигментами;

— выявить отдельные датирующие пигменты (например, цинковые белила);

— получить информацию о глубине залегания подписи (под лаком, между лаковыми слоями, поверх лака, по утратам, по реставрации).

Результаты исследований проверяются данными микроскопического анализа, а определяемые в УФ-лучах пигменты — результатами анализа химического состава проб.

Основными качественными характеристиками видимого свечения при УФ-облучении являются яркость, цвет, плотность, равномерность свечения поверхности картины, а также наличие темных участков, свидетельствующих об имеющейся реставрации, загрязнении или об отсутствии лаковой пленки.

При необходимости проводится фотофиксация картины при УФ-облучении.

III. Исследование в ИК-диапазоне излучения

Исследование проводится с использованием электронно-оптического преобразователя, трансформирующего ИК-изображение в видимое, позволяющее:

— увидеть нижележащие слои живописи (композиционные изменения или переписки);

— распознать под красочным слоем подготовительный рисунок и масштабную сетку при ее наличии;

— выявить надписи и подписи, нанесенные углеродсодержащими материалами;

— выявить угасшие надписи и подписи;

— определить поверхностные и глубинные реставрационные вмешательства.

Для ИК-лучей прозрачными являются лак, загрязнения, тонкие слои живописи. В тепловых лучах хорошо выявляются сажа, уголь, графитный карандаш, тушь и иные углеродсодержащие материалы.

Наиболее важную информацию можно получить при исследовании подготовительного рисунка, который является скрытым технологическим авторским признаком. Рисунок свободный, с правками и композиционными изменениями, как правило, свидетельствует об оригинальности работы. Рисунок жесткий, с обрисовкой границ светотени и контуров чаще всего указывает на вторичность картины. В отдельных

случаях наличие масштабной сетки также может указывать на вторичность произведения.

Выявление индивидуальных особенностей рисунка конкретного мастера и сравнение их с эталонным рядом — один из существенных инструментов экспертизы при решении вопроса об авторстве.

IV. Рентгенографический анализ

Исследование дает возможность:

— определить состояние сохранности произведения (утраты, реставрационные вмешательства, признаки перевода на новую основу);

— увидеть нижележащее изображение, а также правки и изменения композиции;

— определить некоторые живописные материалы;

— увидеть индивидуальные авторские приемы нанесения грунта (в отдельных случаях), построения красочного слоя и характер мазка при моделировке форм.

При анализе рентгенограмм основными качественными характеристиками являются читаемость изображения, степень контрастности светотеневого построения, выявляемость и форма отдельных мазков.

Читаемость изображения обусловлена особенностями основы, составом грунта и красочных паст, толщиной и количеством грунтовых и красочных слоев, приемами моделировки форм и типом использованных кистей, а также наличием реставрационных вмешательств. Рентгенографический анализ играет существенную роль при решении вопроса о времени создания картины, школе живописи и авторстве произведения.

V. Анализ фактуры живописной поверхности

Исследование проводиться визуально, по макрофотографиям, под микроскопом и позволяет:

— получить информацию о состоянии сохранности;

— выявить индивидуальные почерковые особенности автора и общие признаки, характерные для художников определенного времени и школы;

— увидеть приемы и последовательность построения живописной поверхности;

— получить информацию о художественных материалах и технике живописи.

Макрофотографии фактуры живописи и рентгенограммы несут важную информацию об индивидуальных почерковых приемах автора.

Важными качественными показателями при анализе фактуры поверхности являются соотношение основы, грунта, красочных и лаковых слоев, технические приемы построения живописи, консистенция красок, конфигурация мазков, тип кракелюра, особенности художественных материалов и пр.

Интерпретация результатов анализа фактуропостроения помогает решить вопрос об авторстве, копийности, времени создания произведения, школе живописи.

VI. Анализ химического состава живописных материалов

Результаты химического анализа:

— несут информацию о времени создания произведения;

— содержат определенные сведения об индивидуальных технических приемах художника и используемых им живописных материалах.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: