Цель коммуникативного процесса – это конечный результат, который рассчитывает получить коммуникатор в процессе передачи информации реципиенту.
Существуют следующие варианты целей коммуникации:
1. Простое информирование, т.е. передача новой для реципиента информации, либо напоминание ранее известной. В соответствии с этой целью необходимо соблюдать ряд правил:
· сообщение должно содержать в себе ровно столько информации, сколько требуется исходя из сложившейся ситуации, т.к. лишняя информация может отвлечь реципиента от важной, основной информации;
· информация должна быть правдивой;
· информация должна быть релевантной, т.е. соответствовать теме коммуникации; а также информация должна быть понятной реципиенту. Понятность информации связана, во-первых, с используемым кодом, который должен быть знаком реципиенту, а, во-вторых, с уровнем адаптированности сообщения под возможности и уровень реципиента. Кстати, способностью к адаптации текста обладают четырехлетние дети. Дошкольники, общаясь с ребенком, которого они считают умственно отсталым, используют более короткие и простые фразы, чем при общении с умственно полноценными людьми (этот факт может быть причиной еще большего отставания детей в развитии).
|
|
2. Социализация, это цель, которая подразумевает формирование и изменение социальных установок (аттитюдов), а также формирование поведенческих навыков.
3. Изменение когнитивной активности – эта цель реализуется, если в результате передачи сообщения возникают помехи, которые препятствуют появлению новых идей, ослабляющие внимание, ухудшают запоминание и просто мешают человеку думать.
4. Изменение эмоционального состояния, выражение отношения к реципиенту – переданная информация может улучшать или ухудшать эмоциональное состояние реципиента, а также способствовать регуляции коммуникатором своего эмоционального состояния (например, как говориться «сделал гадость – сердцу радость» или наоборот).
5. Побуждение реципиента к какому - либо действию, организация деятельности. Подобную цель преследует реклама, как форма массовой коммуникации, например, цель коммерческой рекламы – заставить человека приобрести товар или услугу и т.д.
6. «Общение ради общения» - это цель коммуникации связана с получением человеком удовольствия от самого процесса коммуникации независимо от содержания или с так называемым «выяснением отношений».
7. Влияние на самооценку и определение статуса реципиента – передаваемое сообщение может повышать или понижать самооценку реципиента, а также подчеркивать его высокий или низкий статус. Например, выделяют следующие типы сообщений, способных унизить реципиента:
|
|
· Дискриминация – это высказывания, подчеркивающие негативные особенности членов определенных социальных групп (половых, возрастных, этнических);
· Дискредитация личности – сообщения акцентирующие внимание на ценностях, моральных стандартах и нормах личности;
· Дискредитация компетентности – указание на отсутствие у человека необходимых профессиональных навыков или интеллекта;
· Злость и обвинение – сообщения, содержащие в себе обвинения реципиента в совершении неблаговидных поступков и указание на то, что он не может исправиться.
8. Самораскрытие коммуникатора (выражение своих переживаний), самопрезентация (стремление создать определенное впечатление о себе), а также поддержание коммуникатором своего статуса и самооценки.
Цели сообщения влияют на характер и содержание сообщения. Например, если коммуникатор стремиться донести до реципиента информацию о текущей ситуации, он старается рассказать о тех аспектах проблемы, о которых реципиент слабо осведомлен или которые противоречат сложившемуся у него мнению. Однако, когда коммуникатор хочет понравиться реципиенту, он старается, чтобы содержание сообщения соответствовало существующим у реципиента представлениям.
Коммуникативная цель может оказаться недостигнутой, т.е. не совпадать с тем воздействием, которое данное высказывание в реальности оказало на реципиента. Причины такого несовпадения связаны с тем что, во-первых, реципиент неправильно понял цель коммуникатора, во-вторых, реципиент правильно распознал цель, но не хочет или не может реагировать в соответствии с замыслом коммуникатора, и, в- третьих, сообщение оказывает на реципиента незапланированное эмоциональное воздействие.
Таким образом, точность понимания цели коммуникации, способствует повышению эффективности коммуникации в целом.