ТЕМА 1. СТРУКТУРА МАССОВОЙ КОММУНИКАЦИИ КАК ОБЪЕКТ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ.
Понятие «коммуникатор», его существенные свойства и функции.
На сегодняшний день среди ученых не существует единого определения понятия «коммуникатор». Есть две точки зрения в отношении существенных признаков «коммуникатора». С одной точки зрения (это «широкое» определение понятия), коммуникатор - это коллективный субъект, который объединяет в себе три группы лиц, Во-первых, это источники информации, т.е. люди заинтересованные в передачи и доведения той или иной информации до широкой аудитории. Однако, следует отметить, что в некоторых моделях и теориях коммуникации, источник информации не включается в понятие коммуникатор и мыслится самостоятельным структурным элементом процесса коммуникации. Во-вторых, это исполнители, т.е. люди которые придают информации форму, пригодную для понимания аудитории (репортеры, обозреватели, комментаторы и т.д.). В-третьих, это люди, использующие технические средства для передачи сообщения (операторы, режиссеры и т.д.). Исходя из данной точки зрения, коммуникатор выполняет ряд основных функций:
1. Определение коммуникационной политики и контроль за ее осуществлением.
2. Сбор информации.
3. Обработка информации.
4. Создание сообщения и определения его окончательного содержания.
5. Принятие на себя ответственности за данное сообщение, т.е. он подписывает «в тираж».
6. Выпуск сообщения «в свет».
Исходя из данной позиции, коммуникатором может быть правительство страны, политическая партия, общественная организация, информационное агентство, редакция газеты, издательский дом, медиа-холдинг, ведущий отдельной передачи и журналист.
С другой точки зрения, в качестве коммуникатора рассматривают непосредственно «человека с микрофоном», т.е. человека, который непосредственно передает информацию аудитории (например, диктор, журналист, ведущий и т.д.). И здесь особое значение придается анализу качеств и особенностей коммуникатора, обуславливающих эффективность коммуникации. К подобным качествам относят следующие:
1. Внешность коммуникатора. Данный параметр играет важную роль в процессе возникновения «эффекта ореола»: внешне привлекательные люди воспринимаются реципиентом положительно, формируется положительный образ коммуникатора. Сформированное отношение переносится на транслируемое коммуникатором сообщение, в результате чего повышается эффективность восприятия сообщения реципиентом. «Эффект ореола» также работает при возникновении отрицательного отношения к коммуникатору, что в конечном итоге приводит к трудностям с принятием информации и сообщения аудиторией.
2. Пара- и экстралингвистические характеристики коммуникатора. Данный параметр включает в себя такие свойства как тембр, темп речи, наличие или отсутствие дефектов речи и акцента. При оценке мужских голосов аудитория отдает предпочтение баритону (62 %), тенору (31 %), хуже воспринимается – бас (7%).
Темп речи – (быстрый – тараторит, информация не воспринимается аудиторией, достаточно быстрый – признак уверенности, медленный – признак неуверенности, некомпетентности).
Пример. Предвыборная борьба Джона Кеннеди и Ричарда Никсона в 1960 г. У Никсона был приятный голос, отсюда те, кто его слушал по радио, отдавали предпочтение ему, а не Кеннеди, который проигрывал ему из-за высокого тембра голоса и наличия акцента. Однако телезрители отдавали предпочтение Кеннеди, т.е. приятая внешность и жестикуляция компенсировали недостатки его голоса.
3. Гендерные характеристики коммуникатора. В первые годы появления телевидения сформировался достаточно устойчивый стереотип, мужчины преобладали среди дикторов, особенно в «серьезных» передачах, касающихся политики, экономики и новостей. Женщины чаще выступали ведущими передач о кулинарии, детях, искусстве. Считалось, что женщины излишне эмоциональны, малокомпетентны, у них слишком высокий голос, что может отвлекать зрителей от обсуждения серьезных вопросов. Однако в 70-е годы женщины все чаще стали появляться на телевидении, и данный стереотип почти утратил свою актуальность.
4. Возраст и социально-демографические характеристики. В отношении социально-демографических характеристик действует закономерность: более благоприятно воспринимается человек, относящийся к той же социальной группе, что и реципиент, т.е. «такой же как я». Соответственно для различных групп реципиентов следует подбирать коммуникаторов с соответствующими характеристиками. Пример: В 1971 г. во время экскурсии на Ленинградскую студию телевидения экскурсантам показывали фильм, при этом коммуникатора каждый раз представляли по-разному: как ученого, бригадира, генерального конструктора. Оказалось, что рабочие выше оценили коммуникатора и сообщение – бригадира, инженеры – генерального конструктора, ученые – ученого. То есть представитель своей социальной группы оценивается более высоко, отсюда повышается доверие к сообщению.
Возраст коммуникатора, например, влияет на способность адаптировать текст сообщения под реципиента, чем старше – тем больше опыта, а значит и больше способностей к адаптации. Другой пример, подростки чаще нарушают нормы коммуникации в общении с родителями, чем родители. Они чаще перебивают, начинают говорить одновременно с родителями.
Культурная принадлежность коммуникатора, также способна оказывать влияние на характер коммуникации.
5. Коммуникативная позиция. Под ней понимается положение, которое занимает коммуникатор в ходе взаимодействия по отношению к реципиенту. Выделяют три вида коммуникативных позиций:
1. Открытая позиция (позиция «на равных») – это партнерская позиция, открытая демонстрация своего отношения к происходящему. Данная позиция вызывает наибольшее доверие и симпатию зрителей, т.к. с ней связывают такие качества коммуникатора как искренность и убежденность, в том, что он говорит, это в свою очередь способствует восприятию коммуникатора как компетентного и авторитетного человека, что повышает его привлекательность и доверие к сообщению.
2. Позиция эксперта – данная позиция связана с демонстрацией своей компетентности, власти, и потому чаще всего встречается в передачах о политике, науке.
3. Отстраненная позиция – позиция отчуждения от передаваемой информации, широко распространена в новостях (например, дикторы телевидения в СССР не должны были во время чтения новостей демонстрировать эмоции и свое отношение к информации).
6. Личностные особенности коммуникатора. Под ними понимаются качества, свойства, которые демонстрирует коммуникатор в ходе общения и которые характеризуют его как личность, индивидуальность. К личностным особенностям относят: выразительность, артистизм, талант, доброту, тактичность, культуру общения, эмоциональность, темперамент, активность, оптимизм, раскрепощенность и др. свойства.
Весьма благоприятно воспринимаются аудиторией коммуникаторы, обладающие «харизмой» (от греч. дар божий). Харизматическая личность – это человек, который обладает особенными, исключительными качествами (или же эти качества приписываются ему аудиторией), которые помогают приобретать ему значительное количество сторонников и последователей. Геральд Голдхабер выделял три типа харизматических личностей:
1. Герой – человек, являющийся неким идеалом для публики, представляющий собой совокупность желаемых ею качеств: он смел, агрессивен, демонстрирует публике то, что она хочет
2. Антигерой – личность, демонстрирующая свое сходство с публикой, говорит и выглядит как она.
3. Мистическая личность – человек, воспринимаемый аудиторией как чужой, необычный, загадочный.
7. Представления коммуникатора и реципиента друг о друге, касающиеся личности, мотивов, целей, социальных установок и т.д. Это представление оказывает влияние как на форму, так и на содержание сообщения. Например, люди, имеющие точное представление друг о друге лучше адаптируют текст.
Таким образом, коммуникатор – это первое условие создания эффективного коммуникативного процесса.






