Специальная оценка условий труда (СОУТ)

Как уже удалось убедиться ранее, государственные требования по обеспечению безопасности работников и соблюдение норм охраны труда в организации (предприятии, учреждении) – явления первостепенной важности, в связи с чем данная система постоянно совершенствуется законодателем, потерявшие свою актуальность принципы и процедуры заменяются более эффективными новаторствами. Так случилось и с аттестацией рабочих мест, заключающейся в оценке условий труда на рабочих местах и выявления вредных и (или) опасных производственных факторов. Ранее действовавший Приказ Минздравсоцразвития РФ «Об утверждении Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда»[8] в 2014 году утратил силу, и на его место пришел более значимый в нормативно-правовой иерархии акт – Федеральный закон «О специальной оценке условий труда»[9] (далее – Закон о СОУТ). В соответствии с п. 1 ст. 3 принятого закона, специальная оценка условий труда (далее – СОУТ) представляет собой единый комплекс последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников. Осуществляются такие мероприятия с периодичностью, установленной в п. 4 ст. 8 Закона о СОУТ, что составляет 5 лет с момента утверждения работодателем отчета о проведении СОУТ в организации. Согласно ст. 212 ТК РФ, работодатель обязан проводить специальную оценку условий труда на всех рабочих местах, будь то стационарные рабочие места в офисе или, к примеру, рабочее место водителя транспортного средства. Исключение составляют лишь условия труда надомников, дистанционных работников, то есть лиц, организующих свое рабочее место самостоятельно, а также работников, вступивших в трудовые отношения с работодателями – физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями, или с работодателями – религиозными организациями (п. 3 ст. 3 Закона о СОУТ).

Прежде чем приступить к изучению процедуры СОУТ следует обозначить ее субъектный состав:

 

 

 

Рис. 1.5 Участвующие в процедуре СОУТ субъекты

 

СОУТ инициируется работодателем, которого, повторимся, к этому обязывает закон. Проводить СОУТ может специальная организация, которая должна соответствовать следующим требованиям: 1) проведение СОУТ должно быть основным видом деятельности данной организации и находить отражение в уставных документах; 2) в организации по трудовому договору должно работать не менее 5-ти экспертов, чей статус подтверждается сертификатом, причем один их экспертов должен иметь высшее образование по специальности гигиена труда или санитарно-гигиенические лабораторные исследования; 3) наличие в организации специальной аккредитованной лаборатории, где могут проводиться исследования (испытания) и измерения вредных (опасных) факторов производственной среды. Списки соответствующих аккредитованных на проведение СОУТ организаций размещаются на официальном Интернет-сайте Минтруда РФ, а также на сайтах органов исполнительной власти субъектов РФ и Интернет-ресурсах администраций муниципальных образований.

Найдя подходящую организацию и согласовав все условия проведения СОУТ, организация-работодатель заключает с ней гражданско-правовой договор об оказании соответствующих услуг, в соответствии с которым утверждаются взаимные права и обязанности сторон, которые сводятся к следующему:

 

Права и обязанности работодателя в связи с проведением СОУТ

Права и обязанности организации, проводящей СОУТ

Права Обязанности Права Обязанности
- требовать обоснованности результатов СОУТ - предоставлять организации, проводящей СОУТ, необходимые условия, а также сведения, документы и информацию для проведения оценки - отказаться от проведения СОУТ в организации-заказчика, если при ее проведении возникла либо может возникнуть угроза жизни или здоровью экспертов -давать работникам разъяснения по вопросам проведения СОУТ на их рабочих местах
- проводить внеплановую СОУТ - не предпринимать каких бы то ни было преднамеренных действий, направленных на сужение круга вопросов, подлежащих выяснению при проведении СОУТ - обжаловать предписания должностных лиц федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства - предоставлять по требованию работодателя документы, подтверждающие правомочность организации на проведение СОУТ
- требовать документы, подтверждающие правомочность организации на проведение СОУТ - ознакомить в письменной форме работника с результатами проведения специальной оценки условий труда на его рабочем месте - требовать и получать от организации-заказчика необходимые для проведения СОУТ сведения и материалы - применять утвержденные и аттестованные методики (методы) измерений и соответствующие им средства измерений
- обжаловать действия (бездействие) организации, проводящей СОУТ, в трудовую инспекцию или в суд - реализовывать мероприятия, направленные на улучшение условий труда работников, с учетом результатов проведения СОУТ - не приступать к проведению СОУТ либо приостанавливать ее проведение при отказе организации-заказчика обеспечить необходимые условия для ее проведения - хранить коммерческую и иную охраняемую законом тайну, ставшую известной этой организации в связи с осуществлением деятельности по проведению СОУТ

 

В Законе о СОУТ также предусмотрены права и обязанности работников в процессе проведения СОУТ, как заинтересованных в правильности ее проведения лиц. Ст. 5 Закона о СОУТ определяет, что работники, рабочие места которых подлежат СОУТ, вправе 1) присутствовать на рабочем месте при проведении СОУТ, 2) выступать с предложением по осуществлению на его рабочем месте потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов, 3) обращаться к работодателю, его представителю, организации, проводящей СОУТ или эксперту за получением разъяснений по вопросам проведения СОУТ на его рабочем месте, а также 4) обжаловать результаты проведения СОУТ на его рабочем месте в трудовую инспекцию или в суд. Обязательным для работника является ознакомление с результатами проведенной на его рабочем месте СОУТ.

Далее начинается подготовка к проведению СОУТ, заключающаяся в формировании целого ряда распорядительных и иных документов. Работодателем для проведения СОУТ должна быть сформирована комиссия по проведению СОУТ, которая состояла бы из нечетного количества членов и включала бы в себя самого руководителя, его заместителей, представителей профсоюзного или иного представительного органа работников, а также специалиста по охране труда. Обыкновенно, в состав комиссии входит 3 или 5 человек, а обязанности сопровождения специалиста-эксперта от проводящей СОУТ организации, а также последующей ответственности сбора, передачи в компетентные органы и хранения документов по СОУТ возлагается руководителем на одного из членов комиссии, как правило, на специалиста по охране труда. О создании комиссии по проведению СОУТ руководителем организации издается приказ (распоряжение).

На комиссию возлагается функция утверждения перечня рабочих мест, на которых будет производиться СОУТ. Обычно кадровая служба работодателя предоставляет комиссии штатное расписание, где имеются все сведения о штатных единицах и количественном составе работников на этих единицах, а также указаны аналогичные рабочие места, что также немаловажно для вопросов оформления и оплаты проведения СОУТ. Аналогичными признаются рабочие места, на которых работники работают в однотипном производственном помещении, по одной и той же профессии (специальности, должности) и осуществляют одну и ту же трудовую функцию.

Получив все необходимые данные, эксперт от организации, уполномоченной на проведение СОУТ, приступает к идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов в соответствии с методикой проведения СОУТ[10], которая заключается в изучении документации, характеризующей технологический процесс, обследовании рабочего места, ознакомлении с работами, фактически осуществляемыми работником на рабочем месте и др. Результатом такой идентификации являются определенные в процессе идентификации вредные и (или) опасные производственные факторы, внесенные в отчет о проведении СОУТ. Если вредные и (или) опасные факторы на рабочем месте экспертом не были идентифицированы, то условия труда на данном рабочем месте признаются комиссией допустимыми, а исследования и измерения вредных и (или) опасных факторов не проводятся.

Классификация вредных и (или) опасных условий труда дана в ст. 14 Закона о СОУТ, в соответствии с которой условия труда подразделяются на оптимальные (класс 1), допустимые (класс 2), вредные (класс 3), опасные (класс 4). Каждый из классов описывает степень влияния на работников производственной среды. Так, оптимальными условиями труда признаются такие, при которых вредного влияния на работника не оказывается вообще или же уровень воздействия производственных факторов не превышает уровни, установленные гигиеническими нормативами; при допустимых условиях труда факт воздействия на работника вредных факторов подтверждается, однако уровень воздействия вредных производственных факторов соответствует нормативам, а измененное функциональное состояние организма работника восстанавливается во время регламентированного отдыха или к началу следующего рабочего дня (смены); вредными условиями труда являются условия труда, при которых уровни воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов превышают уровни, установленные нормативами (гигиеническими нормативами) условий труда; опасными условия труда считаются в случае, когда уровни воздействия производственных факторов в течение всего рабочего дня (смены) или его части способны создать угрозу жизни работника, а последствия воздействия данных факторов обусловливают высокий риск развития острого профессионального заболевания в период трудовой деятельности.

 В свою очередь 3-й класс условий труда, то есть – вредные условия, подразделяется на четыре подкласса, что подчеркивает степень вредного воздействия на здоровье работника.

Одновременно с определением класса условий труда, согласно ст. 14 Закона о СОУТ, эксперт классифицирует и сами вредные и (или) опасные производственные факторы, пользуясь методикой проведения СОУТ, в приложении № 2 которой имеется таблица с их описанием. Вредные и (или) опасные производственные факторы подразделяются на физические (микроклимат, температура и влажность воздуха, тепловое излучение (ультрафиолетовое, рентгеновское, радиоактивное), вибрация, шум, освещенность рабочего места, излучение, магнитное и электростатическое поле), химические (вещества и смеси, а также вещества биологической природы – витамины, гормоны, антибиотики, ферменты), которые получают химическим синтезом), биологические (бактериальные препараты, патогенные и условно-патогенные микроорганизмы), факторы, характеризующие тяжесть и напряженность трудового процесса (физическая динамическая и статическая нагрузка, масса поднимаемого вручную груза, рабочая поза, длительность сосредоточенного наблюдения, работа с оптическими приборами, нагрузка на голосовой аппарат).

Рабочие места, класс которых является оптимальным (1) или допустимым (2), подлежат декларированию, а готовая декларация направляется работодателем в государственную инспекцию труда в порядке, утвержденном приказом Минтруда РФ от 07.02.2014 № 80-н[11]. В силу того же приказа государственная инспекция труда обеспечивает формирование и ведение реестра деклараций соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда.

Отчет о проведении СОУТ является итоговым документом, отражающим все результаты проведенных мероприятий. В отчет включаются следующие сведения:

1) заверенные копии документов, подтверждающие правомочность организации, эксперты которой производили СОУТ (свидетельство о государственной аккредитации, выписки из устава и др.);

2) перечень рабочих мест, на которых проводилась СОУТ;

3) карты СОУТ по каждому рабочему месту, в которых указываются следующие фактические данные: численность и категории (женщин, лиц до 18-ти лет, инвалидов) работников; используемое на рабочем месте оборудование, материалы и сырье; классы (подклассы) условий труда и производственных факторов, негативно влияющих на здоровье работника; гарантии и компенсации, предоставляемые работнику на данном рабочем месте;

4) протоколы проведения исследований производственных факторов, а также протоколы, в которые заносятся оценки эффективности применяемых на данном рабочем месте средств индивидуальной защиты (СИЗ);

5) сводная ведомость результатов СОУТ в целом по проходящей оценку организации;

6) перечень мероприятий по улучшению условий и охраны труда работников, на рабочих местах которых проводилась СОУТ.

В обязанность работодателя пунктом 5 ст. 15 Закона о СОУТ вменено ознакомление под роспись работников, на рабочих местах которых была произведена СОУТ, с ее результатами не позднее, чем через 30 календарных дней со дня утверждения отчета о проведении.

Организация, проводившая СОУТ, в течение 10 рабочих дней с момента утверждения комиссией отчета о проведении СОУТ[12], направляет результаты СОУТ в Федеральную государственную информационную систему учета результатов проведения СОУТ (ФГИС)[13], за исключением сведений, составляющих государственную или коммерческую тайну, или же персональные данные работников.

Таким образом, проведение СОУТ в организации позволяет работодателю разрабатывать и реализовывать мероприятия, направленные на улучшение условий труда работников; информировать работников в установленном законом порядке об условиях труда на рабочих местах, о существующем риске повреждения их здоровья, о мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов и о полагающихся работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, гарантиях и компенсациях; осуществлять контроль за состоянием условий труда на рабочих местах; подготавливать статистическую отчетность об условиях труда; оценивать уровень профессиональных рисков и многое другое.

 

Вопросы для самоконтроля

1. Что такое охрана труда в организации?

2. Назовите основные направления государственной политики, стимулирующие достижение максимально безопасных условий труда.

3. Перечислите обязанности работодателей и работников в сфере охраны труда.

4. Дайте понятие несчастному случаю, произошедшему на производстве. Назовите основные условия, позволяющие считать произошедшее событие несчастным случаем на производстве.

5. Воспроизведите ход расследования несчастного случая на производстве. Как оформляются действия соответствующей комиссии и чем такое оформление регламентировано?

6. Какие сведения должен содержать акт о расследовании несчастного случая на производстве. Дайте подробную характеристику содержанию данного акта.

7. Что из себя представляет специальная оценка условий труда (СОУТ) в организации?

8. В чем заключается идентификация потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов в соответствии с методикой проведения специальной оценки условий труда (СОУТ)?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: