АТП 3 Философия
Тема. Основные направления и характерные черты философии эпохи Возрождения
Философией эпохи Возрождения называется совокупность философских направлений, возникших и развивавшихся в Европе в XIV — XVII вв., которые объединяла антицерковная направленность, устремленность к человеку, вера в его великий физический и духовный потенциал, жизнеутверждающий и оптимистический характер.
Предпосылками возникновения философии и культуры эпохи Возрождения были:
• совершенствование орудий труда и производственных отношений;
• кризис феодализма;
• развитие ремесла и торговли;
• усиление городов, превращение их в торгово-ремесленные, военные, культурные и политические центры, независимые от феодалов и Церкви;
• укрепление, централизация европейских государств, усиление светской власти;
• появление первых парламентов;
• отставание от жизни, кризис Церкви и схоластической (церковной) философии;
• повышение уровня образованности в Европе в целом;
|
|
• великие географические открытия (Колумба, Васко да Гамы, Магеллана);
• научно-технические открытия (изобретение пороха, огнестрельного оружия, станков, доменных печей, микроскопа, телескопа, книгопечатания, открытия в области медицины и астрономии, иные научно - технические достижения).
Основными направлениями философии эпохи Возрождения являлись:
§ гуманистическое -представители: Данте Алигьери, Лоренцо Валла в центр внимания ставили человека, воспевали его достоинство, величие и могущество, иронизировали над догматами Церкви;
§ неоплатоническое – представители: Николай Кузанский, Пико делла Мирандола, Парацельс развивали учение Платона, пытались познать природу, Космос и человека с точки зрения идеализма;
§ натурфилософское – представители: Николай Коперник, Джордано Бруно, Галилео Галилей и др., пытались развенчать ряд положений учения Церкви о Боге, Вселенной, Космосе и основах мироздания, опираясь на астрономические и научные открытия;
§ реформационное – представители: Мартин Лютер, Томас Мюнцер, Жан Кальвин, Эразм Роттердамский и др. — стремились коренным образом пересмотреть церковную идеологию и
взаимоотношение между верующими и Церковью
§ утопическо-социалистическое – представители: Томас Мор, Томмазо Кампанелла искали идеально-фантастические формы построения общества и государства, основанные на отсутствии частной собственности и всеобщем уравнении, тотальном регулировании со стороны государственной власти.
К характерным чертам философии эпохи Возрождения относятся:
ü Антропоцентризм и гуманизм — преобладание интереса к человеку, вера в его безграничные возможности и достоинство;
|
|
ü Оппозиционность к Церкви и церковной идеологии. Отрицание религии и Бога, а организации, сделавшей себя посредником между Богом и верующими.
ü Отрицание застывшей догматической, обслуживающей интересы Церкви философии — схоластики;
ü Принципиально новое, научно-материалистическое понимание окружающего мира: шарообразности, а не плоскости Земли, вращения Земли вокруг Солнца, а не наоборот, бесконечности Вселенной, новые анатомические знания и т. д.
Характерные черты философии Нового времени
Рационализм и эмпиризм как направления в философии
1. Рационализм (от лат. ratio — разум) — направление в философии, согласно которому основой как бытия, так и познания является разум.
Рационализм имеет два основных направления — онтологическое и гносеологическое.
Согласно онтологическому рационализму в основе бытия лежит разумное начало, то есть бытие разумно. В этом смысле рационализм близок к идеализму, например, учению Платона о "чистых идеях", которые предшествуют материальному миру и воплощением которых данный материальный мир "мир вещей" является. Однако рационализм не тождественен идеализму, так как смысл рационализма не в первичности идей по отношению к материи бытию, а именно в разумности бытия. Например, материалисты, убежденные в божественной либо иной разумности, внутренней логичности бытия, являются рационалистами (Демократ, Эпикур и др.).
Основная идея гносеологического рационализма заключается в том, что в основе познания также лежит разум. Соответственно, гносеологические рационалисты выступали против средневековой теологии и схоластики, представители которых видели в основе познания Божественное откровение и отвергали разум. Наряду с этим рационалисты были оппонентами эмпириков — сторонников философского направления, распространенного в новое время, тоже выступавших против схоластов и видевших в основе познания не откровение, а знание и опыт, девиз эмпириков— «Знание — сила".
Главными аргументами рационалистов в споре с эмпириками были следующие:
• сам по себе опыт, не переработанный разумом, не может лежать в основе познания;
• разум способен самостоятельно делать открытия, которые первоначально не были основаны на опыте и лишь впоследствии подтверждены опытным путем
• Также в качестве направления рационализма выделяется этический рационализм, суть которого в том, что разум лежит в основе этики, поведения.
К рационалистам можно отнести множество философов, начиная с античных времен вплоть до нынешней эпохи (Платон, Демокрит, Эпикур, Сократ, Кант и др.), но наибольший вклад в разработку рационализма, превращение его в официально признанное философское направление внесли философы Рене Декарт, Барух Спиноза, Готфрид Лейбниц.
2 Эмпиризм — направление в философии, сторонники которого считают, что в основе познания лежит опыт: "нет ничего в разуме, чего бы до этого не было в опыте (в чувствах)", "знание — сила". Получил широкое распространение в Англии XVII в. и в последующем в США. Основателем эмпиризма считается Фрэнсис Бэкон. Видными представителями являлись Томас Гоббс, Джон Локк, Джон Дьюи (США).
Вопросы
Тема: Философия Нового времени
Цель: Определить характерные особенности философии Нового времени, основания противоречия между эмпиризмом и рационализмом, пути развития философии Нового времени и ее значение.
Словарь:
Субъект, объект, познание, рационализм, бытие, дедукция, аксиомы, субстанция, атрибут, материальное, идеальное, пантеизм, аффект, эмпиризм, «чистая доска», «вещь в себе», рационализм, трансцендентальные апперцепции. (термины выписать, написать к ним определения)
|
|
Задания:
Письменно ответить на вопросы:
1. В чем отличия между средневековой философией и философией эпохи Возрождения?
2. Расшифруйте понятие «единство многообразия сущего».
3. Эразм Роттердамский в своей книге «Похвальное слово глупости», делает вывод, что «религия - одна из самых больших разновидностей глупости, но в, то, же время он не был атеистом». Как вы это объясните?
4. Назовите основные проблемы направлений философии эпохи Возрождения:
№ п/п | Направление | Хронологические рамки | Основные проблемы | ||
1. | гуманистическое | ХП в.в. | |||
2. | неоплатоническое | XV-XVIв.в. | |||
3. | натурфилософское | XVI-нач.XVIIв.в. | |||
4. | реформационное | XVI-XVIIв.в. | |||
5. | политическое | XV-XVIв.в. | |||
6. | утопическо-социалистическое | XV-XVIIв.в. | |||
5. Какие принципы и идеи лежали в основе философии Нового времени?
6. Дворянин, выпускник Кембриджа, выдающийся политик и философ, остаток жизни он посвятил науке. Есть легенда, что он умер от простуды, впервые замораживая продукты, точнее кур. Какой философский метод обосновал этот философ и ученый?
7. За что Фр. Бэкон критиковал старую философию и в чем он видел основные задачи новой?
8. Что нового внес в философию Р.Декарт?
9. Каковы основные проблемы теории познания Нового времени?
10. В чем разница между эмпиризмом и рационализмом?
11. Согласны ли вы с утверждением о том, что мышление является более достоверной для нас реальностью, чем существование? Какие примеры можно привести в подтверждение этого тезиса?
12. Какая идея, на ваш взгляд, является центральной в гуманизме?
13. Как вы понимаете, выражения «цель оправдывает средства», «в политике морали нет»? Кому они принадлежат? Согласны ли вы с подобным утверждением? Свое мнение обоснуйте.
14. Кто из философов Нового времени уподоблял сознание человека «чистой доске»? Можете ли вы согласиться с подобным утверждением? Свое мнение обоснуйте.
15. Могут ли, по мнению Б. Спинозы, философия и богословие иметь, что то общее? И почему?
|
|
Составить биографии любых двух философов:
Р.Декарт, Б.Спиноза, Г.Лейбниц, Ф.Бекон, Д.Локк, Д.Юм, И.Кант.