Тема: Философия Нового времени

АТП 3 Философия

Тема. Основные направления и характерные черты философии эпохи Возрождения

 

Философией эпохи Возрождения называется совокупность философских направлений, возникших и развивавшихся в Европе в XIV — XVII вв., которые объединяла антицерковная направленность, устремленность к человеку, вера в его великий физический и духовный потенциал, жизнеутверждающий и оптимистический характер.

Предпосылками возникновения философии и культуры эпохи Возрождения были:

• совершенствование орудий труда и производственных отношений;

• кризис феодализма;

• развитие ремесла и торговли;

• усиление городов, превращение их в торгово-ремесленные, военные, культурные и политические центры, независимые от феодалов и Церкви;

• укрепление, централизация европейских государств, усиление светской власти;

• появление первых парламентов;

• отставание от жизни, кризис Церкви и схоластической (церковной) философии;

• повышение уровня образованности в Европе в целом;

• великие географические открытия (Колумба, Васко да Гамы, Магеллана);

• научно-технические открытия (изобретение пороха, огнестрельного оружия, станков, доменных печей, микроскопа, телескопа, книгопечатания, открытия в области медицины и астрономии, иные научно - технические достижения).

 

Основными направлениями философии эпохи Возрождения являлись:

§ гуманистическое -представители: Данте Алигьери, Лоренцо Валла в центр внимания ставили человека, воспевали его достоинство, величие и могущество, иронизировали над догматами Церкви;

§ неоплатоническое – представители: Николай Кузанский, Пико делла Мирандола, Парацельс развивали учение Платона, пытались познать природу, Космос и человека с точки зрения идеализма;

§ натурфилософское – представители: Николай Коперник, Джордано Бруно, Галилео Галилей и др., пытались развенчать ряд положений учения Церкви о Боге, Вселенной, Космосе и основах мироздания, опираясь на астрономические и научные открытия;

§ реформационное – представители: Мартин Лютер, Томас Мюнцер, Жан Кальвин, Эразм Роттердамский и др. — стремились коренным образом пересмотреть церковную идеологию и

взаимоотношение между верующими и Церковью

§ утопическо-социалистическое – представители: Томас Мор, Томмазо Кампанелла искали идеально-фантастические формы построения общества и государства, основанные на отсутствии частной собственности и всеобщем уравнении, тотальном регулировании со стороны государственной власти.

 

К характерным чертам философии эпохи Возрождения относятся:

ü Антропоцентризм и гуманизм — преобладание интереса к человеку, вера в его безграничные возможности и достоинство;

ü Оппозиционность к Церкви и церковной идеологии. Отрицание религии и Бога, а организации, сделавшей себя посредником между Богом и верующими.

ü Отрицание застывшей догматической, обслуживающей интересы Церкви философии — схоластики;

ü Принципиально новое, научно-материалистическое понимание окружающего мира: шарообразности, а не плоскости Земли, вращения Земли вокруг Солнца, а не наоборот, бесконечности Вселенной, новые анатомические знания и т. д.

Характерные черты философии Нового времени

 

Рационализм и эмпиризм как направления в философии

1. Рационализм (от лат. ratio — разум) — направление в философии, согласно которому основой как бытия, так и познания является разум.

Рационализм имеет два основных направления — онтологическое и гносеологическое.

Согласно онтологическому рационализму в основе бытия лежит разумное начало, то есть бытие разумно. В этом смысле рационализм близок к идеализму, например, учению Платона о "чистых идеях", которые предшествуют материальному миру и воплощением которых данный материальный мир "мир вещей" является. Однако рационализм не тождественен идеализму, так как смысл рационализма не в первичности идей по отношению к материи бытию, а именно в разумности бытия. Например, материалисты, убежденные в божественной либо иной разумности, внутренней логичности бытия, являются рационалистами (Демократ, Эпикур и др.).

Основная идея гносеологического рационализма заключается в том, что в основе познания также лежит разум. Соответственно, гносеологические рационалисты выступали против средневековой теологии и схоластики, представители которых видели в основе познания Божественное откровение и отвергали разум. Наряду с этим рационалисты были оппонентами эмпириков — сторонников философского направления, распространенного в новое время, тоже выступавших против схоластов и видевших в основе познания не откровение, а знание и опыт, девиз эмпириков— «Знание — сила".

Главными аргументами рационалистов в споре с эмпириками были следующие:

• сам по себе опыт, не переработанный разумом, не может лежать в основе познания;

• разум способен самостоятельно делать открытия, которые первоначально не были основаны на опыте и лишь впоследствии подтверждены опытным путем

• Также в качестве направления рационализма выделяется этический рационализм, суть которого в том, что разум лежит в основе этики, поведения.

 

К рационалистам можно отнести множество философов, начиная с античных времен вплоть до нынешней эпохи (Платон, Демокрит, Эпикур, Сократ, Кант и др.), но наибольший вклад в разработку рационализма, превращение его в официально признанное философское направление внесли философы Рене Декарт, Барух Спиноза, Готфрид Лейбниц.

2 Эмпиризм — направление в философии, сторонники которого считают, что в основе познания лежит опыт: "нет ничего в разуме, чего бы до этого не было в опыте (в чувствах)", "знание — сила". Получил широкое распространение в Англии XVII в. и в последующем в США. Основателем эмпиризма считается Фрэнсис Бэкон. Видными представителями являлись Томас Гоббс, Джон Локк, Джон Дьюи (США).

 

Вопросы

Тема: Философия Нового времени

Цель: Определить характерные особенности философии Нового времени, основания противоречия между эмпиризмом и рационализмом, пути развития философии Нового времени и ее значение.

Словарь:

Субъект, объект, познание, рационализм, бытие, дедукция, аксиомы, субстанция, атрибут, материальное, идеальное, пантеизм, аффект, эмпиризм, «чистая доска», «вещь в себе», рационализм, трансцендентальные апперцепции. (термины выписать, написать к ним определения)

Задания:

Письменно ответить на вопросы:

1. В чем отличия между средневековой философией и философией эпохи Возрождения?

2. Расшифруйте понятие «единство многообразия сущего».

3. Эразм Роттердамский в своей книге «Похвальное слово глупости», делает вывод, что «религия - одна из самых больших разновидностей глупости, но в, то, же время он не был атеистом». Как вы это объясните?

4. Назовите основные проблемы направлений философии эпохи Возрождения:

№ п/п

Направление

Хронологические рамки

Основные проблемы

1.

гуманистическое

ХП в.в.

2.

неоплатоническое

XV-XVIв.в.

3.

натурфилософское

XVI-нач.XVIIв.в.

4.

реформационное

XVI-XVIIв.в.

5.

политическое

XV-XVIв.в.

6.

утопическо-социалистическое

XV-XVIIв.в.

           

 

5. Какие принципы и идеи лежали в основе философии Нового времени?

6. Дворянин, выпускник Кембриджа, выдающийся политик и философ, остаток жизни он посвятил науке. Есть легенда, что он умер от простуды, впервые замораживая продукты, точнее кур. Какой философский метод обосновал этот философ и ученый?

7. За что Фр. Бэкон критиковал старую философию и в чем он видел основные задачи новой?

8. Что нового внес в философию Р.Декарт?

9. Каковы основные проблемы теории познания Нового времени?

10. В чем разница между эмпиризмом и рационализмом?

11. Согласны ли вы с утверждением о том, что мышление является более достоверной для нас реальностью, чем существование? Какие примеры можно привести в подтверждение этого тезиса?

12. Какая идея, на ваш взгляд, является центральной в гуманизме?

13. Как вы понимаете, выражения «цель оправдывает средства», «в политике морали нет»? Кому они принадлежат? Согласны ли вы с подобным утверждением? Свое мнение обоснуйте.

14. Кто из философов Нового времени уподоблял сознание человека «чистой доске»? Можете ли вы согласиться с подобным утверждением? Свое мнение обоснуйте.

15. Могут ли, по мнению Б. Спинозы, философия и богословие иметь, что то общее? И почему?

 

Составить биографии любых двух философов:

Р.Декарт, Б.Спиноза, Г.Лейбниц, Ф.Бекон, Д.Локк, Д.Юм, И.Кант.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: