Петербург отметил 85-летие Писательского дома

Текст: Ольга Штраус (Санкт-Петербург)

Его называли "писательский недоскреб", потому что возник дом так: к старинному зданию придворного оркестра на канале Грибоедова, 9 в 1934 году пристроили два этажа. Строили наспех и из того, что было, поэтому верхние этажи получились на редкость неказистыми: с узкими лестницами, нелепыми планировками. Но все равно писатели, получившие здесь жилье в декабре 1934 были счастливы. Еще бы! Выехать из коммуналок в отдельные квартиры да еще в самом центре города.

Кому-то, как Зощенко, достались пятикомнатные хоромы. Кому-то, как Евгению Шварцу - квартирка площадью в 23, 7 квадрата. Так что он отлично понимал, что испытывала золушкина Мачеха, когда жаловалась, что "Королевство маловато, разгуляться негде!".

Кстати, дом выстроен буквой П, и если провести диагональ внутри двора-прямоугольника, она как раз соединит подъезды, где жили эти писатели. Чуть позже, в впервые месяцы Великой Отечественной, они вдвоем, Шварц и Зощенко, напишут пьесу "Под липами Берлина", в которой героические воины Советской армии отмечают победу в войне. Удивительно, что написана эта пьеса была в жестоком 1941-м, за четыре года до Победы.

Деньги в сооружение Писательского дома вложило, в частности, и НКВД, поэтому присмотр за писателями это ведомство осуществляло особенно тщательно. Удобно: все видные вольнодумцы под одной крышей. Сегодня у писательских парадных наряду с мемориальными досками - траурные таблички "последнего адреса".

Одним из первых был арестован в 1937 сосед Зощенко Борис Корнилов. Он был не только автором бодрых патриотических стихов типа "Нас утро встречает прохладой", но и юмористической поэмы "Октябрята и поросята". А сдал его, судя по всему, третий жилец этой площадки - писатель Виссарион Саянов, назначенный НКВД "смотрящим" по подъезду. Кстати, тут же, на пятом этаже находилась и специальная комнатка для допросов…

После печально известного постановления ЦК о журналах "Звезда" и "Ленинград" Зощенко переехал в маленькую двухкомнатную квартирку в этом же доме. Здесь сейчас расположен литературный музей "ХХ век" и его мемориальная квартира. Пишмашинка на столе, изящные штиблеты у кровати, несколько листов черновика на конторке...

- А вот на этом подоконнике в ожидании лифта нередко просиживала Ольга Форш, - рассказывает сотрудница музея Мария Инге-Вечтомова, внучка известных литераторов. - Она давала советы молодым, где печататься, поэтому этот подоконник назывался "клуб Ольги Форш".

А чуть выше - квартира Вениамина Каверина, именно здесь он написал культовый советский бестселлер "Два капитана".

Здесь жили Николай Олейников, Николай Заболоцкий, Всеволод Рождественский, Юрий Герман, Павел Лукницкий, Александр Житинский, Юрий Рытхэу - более 130 знаменитых имен вошло в историю дома.

По соседству с каверинской - квартира литературоведа Бориса Томашевского, у которого нередко гостила Анна Ахматова. Вообще гости этого дома - люди, составившие цвет отечественной литературы. Александр Введенский, Даниил Хармс, Анатолий Мариенгоф, Иосиф Бродский. И не только. Здесь бывали Дмитрий Шостакович, Святослав Рихтер, Николай Акимов, Янина Жеймо и многие другие. А артист и режиссер Михаил Козаков, сын писателя Михаила Козакова, провел в этом доме свои лучшие - юношеские - годы. Кстати, школу № 222, где он учился, острословы из писательского дома называли "школа трех двоек".

Потомки тех, кто заселился сюда в декабре 1934 и по сей день живут в прославленном доме. И любят вспоминать байки, связанные с его знаменитыми обитателями. Например, про то, как Борис Томашевский, усаживая своего маленького сына на плечи, уверял, что он - "Медный всадник" и заодно, по ходу игры, прочитывал всю пушкинскую поэму наизусть.

Или как Зощенко, глядя из своей квартиры в окна больницы, расположенной напротив, сочинял свои уморительные рассказы и печальную повесть "Перед восходом солнца". А однажды, увидев очередь к магазину, спросил соседей: "За чем люди стоят? Что выбросили?" - "Да вас!" - последовал ответ. Оказывается, очередь стояла за сборником зощенковских рассказов...

 

Ушел из жизни строитель Театра

Текст: Валерий Кичин

Ушел из жизни один из лучших театральных менеджеров страны Михаил Сафронов - генеральный директор знаменитого Свердловского театра музыкальной комедии. Он умер скоропостижно, во время служебной командировки в Москву, совсем недавно отметив свое 70-летие.

Он из прирожденных строителей Театра с большой буквы - такие становятся мотором любого дела в искусстве. Они наделены талантом все вокруг оживлять, обновлять и одухотворять, вселять в окружающее энергию, неустанно генерировать идеи и стягивать к себе все новые таланты, без которых никакого театра нет. Не случайно под его крылом возникло в Свердловске-Екатеринбурге феноменальное, для России даже уникальное явление - творческий коллектив, успешно совместивший два обычно враждующих типа театра: театр режиссерский и театр интендантский. Он не раз высказывал убеждение, что только в союзе главного режиссера с директором-менеджером театр способен хранить верность своим традициям и при этом всегда быть на передовой жанра, всегда экспериментировать, всегда удивлять зрителей новизной и молодостью. И всегда говорил, что его главная задача - создать условия для свободного творчества режиссеру, дирижеру, художникам, актерам. Ему это удивительным образом удавалось: Свердловская музкомедия была и остается театром-домом, которым гордится его коллектив, его город и у которого репутация одного из ведущих в стране.

За всю ее 85-летнюю историю в театре сменились только три художественных руководителя. Ее "третий этап" - творческий союз директора Михаила Сафронова и главного режиссера Кирилла Стрежнева, продолжавшийся ровно два десятилетия, дал стране множество великолепных спектаклей, придуманных, написанных и поставленных здесь, в этом театре, созданных с нуля, часто по идее генерального директора. Среди них увенчанные "Золотыми масками" "Мертвые души", "Екатерина Великая", "Силиконовая дура", "Ночь открытых дверей", "Яма", "Декабристы", "Белая гвардия", "Храни меня, любимая"…

Он был преданным и очень активным участником российской театральной жизни. Возглавлял Свердловское отделение Союза театральных деятелей РФ и Ассоциацию театров Урала, был секретарем СТД России, членом правления Ассоциации музыкальных театров России и Гильдии театральных менеджеров РФ. Инициатором принципиально новых форм театральных праздников - так, каждый юбилей любимого театра он отмечал международными слетами собратьев по искусству, работали "круглые столы" по проблемам музыкальных жанров, проходили фестивали и мастер-классы, устанавливались творческие связи и генерировались новые творческие идеи. Он был инициатором Конкурсов молодых артистов оперетты и мюзикла имени Владимира Курочкина, которые проходят в Екатеринбурге каждые два года. При нем Театр музкомедии выпустил более 80 ярких премьер, из них 12 мировых и 5 сыгранных впервые в России - как, например, первая в нашей стране постановка классической оперетты Гилберта и Салливана "Микадо" и мюзикла Эндрю Ллойда Уэббера "Эвита". При нем театр постоянно расширял горизонты жанра, включая в свою орбиту и комическую оперу, и модернизированного Моцарта, и современный танец, конкурсы которого "На грани" ежегодно проходят в стенах Свердловской музкомедии. Благодаря его энергии театр стал настоящим комбинатом искусств, включающим не только жанры оперетты и мюзикла, но и варьете, и ансамбль народных инструментов "Изумруд", и знаменитый Эксцентрик-балет Сергея Смирнова, и успешно работающую Детскую студию. Он всегда умел находить общий язык с руководством города - в результате несколько лет назад на площадке бывшего кинотеатра "Совкино" возникла уютная Новая сцена Театра музкомедии, где идут камерные музыкальные спектакли и шоу.

Михаил Сафронов был деловым человеком романтической закваски - он крепко верил в то, что культура - жизнеобразующая категория, от нее зависит в стране все: наука, развитие техники, экономика, качество самой жизни. И его искренне тревожило, что культура у нас сегодня никак не может пробиться в число национальных приоритетов: "Это беда - ведь от нее зависит и наше настоящее, и наше будущее". Он часто был гостем нашей газеты, театр украшал своим участием ее юбилеи, и это Михаил Сафронов торжественно вручил нам от имени "легкого жанра" серебристую мантию и цилиндр с логотипом "РГ" - без них теперь не обходится ни один фестиваль "Российской газеты" "Дубль дв@", в программах которого участвовали и получали призы спектакли Свердловской музкомедии.

Он был редкостно живым, отзывчивым, неравнодушным человеком, абсолютно свободным от любой спеси и чиновничьего зазнайства - веселым, остроумным, изобретательным, хлебосольным, умевшим дружить, искренне влюбленным в общее дело и отдававшим ему себя без остатка. Он был личностью, без которой уже трудно представить себе этот замечательный театр, этот замечательный город и это замечательное, жизнеутверждающее искусство. Память о Михаиле Сафронове будет долгой и благодарной.

Справка "РГ"

Михаил Вячеславович Сафронов коренной уралец - родился в городе Ирбите Свердловской области. Окончил Белорусский Государственный театрально-художественный институт по специальности "Режиссер театра" (Минск) и Высшую школу деятелей сценического искусства по специальности "Менеджер театра высшей квалификации" (РАТИ, Москва). Был директором Свердловского Театра юных зрителей и Свердловского академического театра драмы. Свердловскую музкомедию возглавил в 1999 году. Награжден Орденом Почета России, орденами "За заслуги перед Свердловской областью", званием Заслуженного работника культуры РФ.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: