Полеты над Эльбой по гамбургскому счету

На "Русских сезонах" в Германии звучала грузинская музыка

Текст: Ирина Корнеева

Российская газета - Федеральный выпуск № 281(8039)

В Германии завершаются "Русские сезоны". Грандиозный концерт камерного ансамбля "Солисты Москвы" под управлением Юрия Башмета продолжил в Гамбурге "одиссею" русского искусства в Европе.

В знаменитой Эльбской филармонии Трио-сонату Альфреда Шнитке в переложении для струнного оркестра Юрия Башмета, премьерные "Пять отражений на тему каприса Паганини" современного композитора Кузьмы Бодрова и струнный секстет "Воспоминание о Флоренции" Чайковского музыканты исполнили на инструментах итальянских мастеров XVII-XVIII веков - пяти скрипках, двух альтах и виолончели. Концерт посвятили 85-летию Шнитке, а на бис, что примечательно, в качестве еще одного музыкального дара сыграли произведение грузинского композитора.

"Я вспоминаю, как Святослав Рихтер мне сказал: музыка и политика несовместимы, - заметил новый посол "Русских сезонов" Юрий Башмет. - Но с годами эти отношения музыки и политики меняются. Такие концерты говорят, что мы открыты для общества и для всего мира. И миссия "Русских сезонов" в этом смысле уникальна".

Иллюстрацией этих слов Юрия Башмета стала статистика, которую министр культуры России Владимир Мединский привел на пресс-конференции в Гамбурге: "Несколько миллионов человек в Германии в этом году смогли лучше познакомиться с русской культурой. "Русские сезоны" охватили 90 немецких городов, на данный момент уже состоялись 437 событий: концерты, выставки, спектакли, фестивали, кинопоказы, выступления цирковых артистов, лекции. Причем мы постарались привезти не только хорошо известные в Европе, но и мало гастролирующие труппы - танцевальные, хоровые и музыкальные коллективы из Дагестана, Республики Коми, Рязани, Архангельска… Проект продолжается, наше закрытие носит символический характер, потому что целый ряд мероприятий запланирован на декабрь, а некоторые даже будут перетекать на начало 2020 года", - сообщил Владимир Мединский. Выйдя на сцену перед концертом, министр заметил, что именно "культура делает отношения между людьми, между народами лучше, налаживает мосты и помогает понимать друг друга". Владимир Мединский поблагодарил гостеприимную Германию за помощь в организации "Русских сезонов" - руководителей земель, городов и коллег: директоров музеев, руководителей концертных и филармонических организаций. "Конечно, русско-германское культурное сотрудничество на этом не заканчивается, а просто выходит на новое качество", - пообещал министр, пригласив немецкие коллективы выступить в России.

"Залы на "Русских сезонах" всегда были полные. Культурный проект столь масштабного уровня - важный сигнал для двусторонних отношений, потому что это та позитивная повестка дня, в которой наши отношения особенно нуждаются сейчас, - подчеркнул посол России в ФРГ Сергей Нечаев. - Такие программы очень нужны зрителям и в Германии, и в других странах. Это и в интересах российской культуры, и в интересах российско-германских отношений", - отметил дипломат. В тот вечер в Эльбской филармонии он встречал многих высокопоставленных гостей, в числе которых и бывший федеральный канцлер Германии Герхард Шрёдер, в самых восторженных степенях оценивший игру российских музыкантов и с удовольствием делившийся своими впечатлениями от вечера перед телекамерами.

"Русские сезоны" продолжаются - российско-германское культурное сотрудничество выходит на новое качество

Директор "Русских сезонов" Алексей Лебедев заверил: "Выступление Юрия Башмета с "Солистами Москвы" станет не последним подарком для немецкого слушателя. Символично, что концерт состоялся в Эльбской филармонии - музыкальное сообщество знает, что это один из самых современных и самых узнаваемых музыкальных залов в Европе. Но независимо от того, что "Русские сезоны" в Германии завершаются, события будут проходить еще и весь декабрь, и многие из них останутся на январь и февраль. И здесь инициатива у немецкого зрителя: многие мероприятия будут продолжены благодаря тому, что немецкие продюсеры просят продлить эти концерты, спектакли и выставки и оставить их на следующий год".

Справка "РГ"

Инициированы "Русские сезоны" правительством Российской Федерации и Министерством культуры РФ. В 2017 году фестиваль проходил в Японии, в 2018-м - в Италии. В Милане на престижном международном конкурсе Best Event Awards World, в котором участвовало 29 стран, "Русские сезоны" признаны лучшим международным проектом года.

Весь 2019-й год российский фестиваль принимала Германия. В 2020 году "Русские сезоны" пройдут сразу в трех странах: Франции, Бельгии и Люксембурге, где состоятся гастроли российских театров, концерты симфонических оркестров, выставки из собраний крупнейших музеев, фестивали циркового искусства, премьеры российского кино, ледовые и цирковые шоу.

 

Под сводами "Таврического"

Симфонический оркестр Ленобласти отметил десятилетний юбилей

Текст: Евгений Малышев (Санкт-Петербург)

Российская газета - Санкт-Петербург № 279(8037)

Симфонический оркестр Ленинградской области "Таврический" отпраздновал десятилетие своего воссоздания. Один из самых востребованных классических коллективов отметил юбилей изящным и в то же время впечатляющим концертом под родной исторической крышей - в концертном зале Таврического дворца. Художественный руководитель и дирижер "Таврического" народный артист Кабардино-Балкарии Михаил Голиков собрал в концертной программе звезд оперы и балета, выступление которых в сопровождении музыкантов самого высокого класса подтвердило: 47-й регион располагает оркестром по-настоящему европейского уровня.

Музыка в стенах Таврического дворца звучала с самого его основания в конце XVIII столетия. Светлейший князь Потемкин-Таврический был владельцем самой большой частной капеллы, которая задавала тон всей культурной жизни столицы в конце правления Екатерины II. Можно со всей уверенностью сказать, что сама симфоническая музыка России обрела здесь свое начало.

К 220-летию дворца, в 2009 году, здесь была воссоздана капелла "Таврическая". Теперь, спустя десять лет, симфонический оркестр под руководством Михаила Голикова не только обрел свой неповторимый голос, но и часто солирует в петербургской афише, достойно выдерживая жесточайшую конкуренцию, присущую культурной столице.

Два года назад в истории коллектива произошли качественные изменения. Решением губернатора региона "Таврический" обрел статус Государственного симфонического оркестра Ленинградской области. Регион, привычно остающийся в тени имперской столицы, решительно прорубил окно в мир высокого академического искусства. Теперь жители Ленобласти могут насладиться образцовым исполнительским мастерством, не только выбираясь в Санкт-Петербург: оркестр "Таврический" дает концерты и в самых разных уголках региона. Но, конечно, одной лишь областью гастрольная карта коллектива не ограничивается: оркестранты только в последние годы заслужили одобрение самой взыскательной публики из Германии, Швейцарии, Италии, Испании, Франции, Китая и других стран. Такая международная проба творческих сил очень важна для "Таврического", ведь в его нынешнем составе в основном молодые музыканты - оркестр Ленинградской области признан одним из самых молодых российских коллективов. И то, что вчерашние выпускники Санкт-Петербургской консерватории и других ведущих музыкальных вузов с честью держат марку, - результат большого труда и напряженной работы в самых разных стилях: от академической классики до симфоджазовых программ и музыки, отвечающей запросам именно молодежной аудитории, интересующейся не только рэпом.

Но в этот юбилейный вечер все было по гамбургскому счету. Первую часть праздничной программы открыло выступление одного из топ-голосов современной мировой оперной сцены - колоратурное сопрано Элизабет Видаль в трех номерах предстала в самых разных ипостасях: от роковой дивы до легкомысленной блондинки, вызвавшей смех и улыбки в зале.

Оркестранты заслужили одобрение самой взыскательной публики из Германии, Швейцарии, Италии, Испании, Франции, Китая и других стран

За отечественную школу отвечал Сергей Лейферкус, чье выступление перекинуло временной мост от современных исполнительских тенденций к эталонам советского оперного искусства. Трепетным даром коллег по цеху стало адажио из балета "Шахерезада" Римского-Корсакова в исполнении танцовщиков Мариинского театра - примы-балерины Дарьи Павленко и солиста Александра Сергеева.

Если первая часть вечера в итоге получилась красочным классическим ассорти, то после антракта гостей ждал роскошный сюрприз. Музыканты оркестра "Таврический" в сопровождении сводного хора и солистов исполнили кантату Карла Орфа "Кармина Бурана". Культовое сочинение, во многом определившее облик всей классической музыки XX столетия, было исполнено на вдохновенной патетической ноте и сопровождалось световым шоу. Публика, прямиком из промозглого петербургского декабрьского вечера шагнувшая в великолепие прославленного зала Таврического дворца, наполненного страстью и любовью к музыке, пережила настоящий катарсис.

Череду юбилейных выступлений оркестр "Таврический" продолжит концертами в Экспофоруме и Эрмитажном театре..

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: