Эрмитаж никогда не будет вводить ограничений по национальному признаку. Об этом директор музея Михаил Пиотровский заявил во время ежегодного общения с интернет-пользователями

Вопрос о том, не собирается ли главный музей Петербурга вводить квоты для китайских туристов, Михаил Борисович сразу назвал очень плохим.

- Когда туристический поток со всего мира схлынул и почти исчез, китайские посетители помогли Эрмитажу жить, потому что они платят полную стоимость билета в отличие от тех, кто задает этот вопрос, - не скрывал негодования директор музея. - Более того, именно китайские посетители ввели наушники и радио: их гиды не кричат, и они сами не кричат, они тихо слушают наушники. У них есть особенности культуры - китайцы не пропускают других людей. Это иногда бывает неудобно. Гости из Кореи немножко другие. Американские посетители громко разговаривают. Сейчас они начинают возвращаться, и мы по крикам в зале это замечаем - появились американцы. Итальянцы довольно бурно реагируют. У всех есть свои особенности, и китайцы ничуть не хуже других туристов. Да, их много, потому что их вообще много. Надо помогать их организовывать.

По словам Михаила Пиотровского, сейчас идет работа над созданием виртуального центра "Эрмитаж-Китай". Это поможет гостям из Поднебесной получить представление о фондах музея и подготовиться к поездке в Санкт-Петербург.

Вопрос о китайских туристах возник неспроста. Эту тему подняли в конце сентября в министерстве культуры РФ применительно к Царскому Селу. Здешняя Янтарная комната пользуется особенным вниманием туристов из Китая. Очереди по три, четыре и даже пять часов их не останавливают. Россияне, которые приехали в Пушкин издалека, но из-за обилия азиатских гостей попасть в музей не смогли, возмущались и жаловались на "туристический коллапс" во все возможные ведомства.

Обсуждались различные варианты решения проблемы. Один из них - электронная система продажи билетов по паспортам. Предполагается, что это позволит людям приезжать в музей к определенному времени и не стоять в очереди. Как бы то ни было, делить посетителей на хороших и плохих никто не собирается.

Оркестр "Таврический" отметит юбилей двумя большими концертами

Текст: Ольга Штраус (Санкт-Петербург)

Симфонический оркестр "Таврический" отметит свой юбилей - десять лет со дня возрождения оркестра по образцу оркестра князя Потемкина - двумя масштабными концертами. Первый пройдет 7 декабря в alma mater оркестра - Таврическом дворце, слушателей ждет академическая программа с участием звезд оперы и балета.

14 декабря в КВЦ "Экспофорум" оркестр "Таврический" сыграет в современных стилях: от мюзиклов и оперетты до джаза и рока.

Самая широкая амплитуда жанров и неординарные эксперименты - творческое кредо художественного руководителя и дирижера оркестра Михаила Голикова.

- "Три кита", на которых стоит оркестр "Таврический" - это молодость, жанровое разнообразие и атмосфера творчества, - говорит Михаил Голиков. - Если мы говорим об оркестре, то он состоит из личностей, и, не умаляя мое достоинство как руководителя, я говорю, что каждая личность важна и создает эту атмосферу.

Государственный симфонический оркестр Ленинградской области является продолжателем культурного и творческого наследия симфонического оркестра "Таврический". Свою работу он начинал в Таврическом дворце. В 2009 году коллектив был воссоздан по образцу оркестра, служившего некогда светлейшему князю Потемкину. Григорий Потемкин давал балы не только во дворцах, но и в чистом поле, на берегах озер, как мы сказали бы сегодня - опен-эйр. Ему не чужды были эксперименты по типу перфомансов, в рамках которых он требовал вводить в музыку артиллерийские орудия и палить из батареи в десять пушек, чтобы музыка гремела беглым огнем. Современный оркестр "Таврический" продолжает его дело, выступая с концертами и перфомансами на горнолыжных курортах, в парках, в самых неожиданных пространствах.

С первых своих проектов современный оркестр "Таврический" добился признания в среде профессионалов и у широкого круга слушателей. Главная задача оркестра - познакомить публику с произведениями российского и мирового музыкального наследия и дать всем возможность полюбить классику. А потому в репертуаре коллектива - симфоническая музыка, кантатно-ораториальный жанр, легкая и популярная классика, киномузыка, симфоджазовые программы, балетные и оперные постановки, оперетта. За десять лет интенсивной работы оркестр покорил почти все страны и континенты. Выступал с ведущими оперными и эстрадными артистами, танцовщиками Мариинского и Большого театров, участвовал в российских и международных музыкальных фестивалях, развивал оригинальные просветительские проекты. Ежегодно оркестр "Таврический" дает более 150 концертов и совершает гастрольные турне по Европе и Азии. Оркестр выступает в самых престижных концертных залах России, Китая, Германии, Испании, Франции, Австрии и другие.

В состав оркестра входят яркие музыканты-виртуозы из дальнего и ближнего зарубежья, большинство из которых учатся или закончили Санкт-Петербургскую государственную консерваторию имени Римского-Корсакова. Обаяние молодости и свежее звучание привлекает к оркестру внимание именитыхартистов. Оркестр играл с Мишелем Леграном, Эдвином Мартоном, Федерико Мондельчи, Еленой Образцовой, Зурабом Соткилавой, Ли Хуанем, Василием Герелло, Ириной Богачевой, Игорем Бутманом, Полиной Осетинской, Екатериной Мечетиной и другими выдающимися музыкантами.

В академической программе 7 декабря прозвучат фрагменты из оперы Верди "Риголетто", вокализа Сен-Санса "Соловей и роза", симфонической сюиты Римского-Корсакова "Шехеразада". Солисты: ведущее колоратурное сопрано Франции Элизабет Видаль, прима-балерина Дарья Павленко и солист Мариинского театра Александр Сергеев. Во втором отделении "Кармина Бурана" Карла Орфа с большим сводным хором и солистами. "Кармина Бурана" исполняется по пожеланиям давних поклонников оркестра. Музыкальное действо будет дополнено световым шоу.

14 декабря в 19 в КВЦ "Экспофорум" оркестр "Таврический" под управлением Михаила Голикова сыграет в неожиданных для симфонического оркестра жанрах. Классика и рок, балет и опера, симфоджаз и эстрада, музыка кино и мультфильмов заявлены в одной программе. В концерте примут участие оперные дивы, танцоры балета, звезды эстрады и кино. В числе прочих ожидаются один из самых известных трубачей в мире Сергей Накаряков, вокалистка Олеся Петрова, выступающая на сценах "Метрополитен-Опера" и Большого театра, солистка Мариинского театра Ольга Пудова, патриарх петербургского джаза Давид Голощекин, российская и грузинская джазовая певица Этери Бериашвили, герой мюзиклов Иван Ожогин, пианист-виртуоз Дмитрий Гайворонский и другие.

Когда Михаил Голиков впервые встал за дирижерский пульт перед оркестром "Таврический", ему было 29 лет. Несмотря на молодость, у него хватило профессиональных знаний, организаторских способностей и личного обаяния, чтобы повести за собой и коллектив из 70 музыкантов, а также спонсоров и видных деятелей искусств. Сегодня в друзьях оркестра "Таврический много известных личностей. Вот как они оценивают творчество оркестра.

Алексей Учитель, кинорежиссер, народный артист РФ:

- Высокий профессионализм, свежесть звучания и готовность к экспериментам - это текачества, которые когда-то привлекли меня к оркестру "Таврический", и с тех пор мы регулярно сотрудничаем в самых разных проектах. Сочетание таланта молодых музыкантов с уверенным и тонким руководством дирижера Михаила Голикова дают прекрасный эффект - это можно увидеть в кинокартине "Матильда", где оркестр снимался в кадре, а также участвовал в записи музыки к фильму. Я всегда с удовольствием приглашаю оркестр на фестиваль "Послание к Человеку" - знаю, что это будет ярко, это запомнится.

Светлана Крючкова, актриса театра и кино, народная артистка РСФСР:

- Я уже много лет сотрудничаю с замечательным, великолепным молодым оркестром "Таврический" и его потрясающим дирижером Михаилом Голиковым. Мы работали в России, за границей, я участвовала в различных программах с этим оркестром и хочу сказать, что каждый раз - это невероятное наслаждение.

Юрий Шевчук, лидер группы ДДТ:

- У Бориса Гребенщикова как-то спросили, а где альтернатива-то? (Все знают, что он самый мудрый в этом славном городе). Борис Борисович хорошо сказал: она в оркестрах симфонических. Поздравляя Михаила Голикова и его оркестр с первым юбилеем, хочу сказать: вы молодцы. Рок-н-ролы приходят и уходят, а симфоническая музыка - настоящая серьезная оркестровая музыка - она на века.

Сам Михаил Голиков отмечает:

- Мой глобальный план развития оркестра состоит из промежуточных целей. Одна из них - иметь свою концертную площадку. Цель бытовая, но важная. Только обретя собственную концертную площадку коллектив может развиваться шире, мощнее и ярче с точки зрения тех творческих идей, которые он хочет исповедовать. У нас есть собственные фестивали, на которых мы реализуем свои задачи, но это небольшой пласт, и он существует за пределами выверенной, перманентной работы со зрителями. Кроме того, мы хотим совместить концертный формат с образовательным. Это очень важно для развития культуры подрастающих поколений и передачи тех традиций, что мы накопили на сегодняшний день. Наш оркестр - частый гость на фестивалях, больших площадках, мастер-классах в Европе. Но мы хотим вести работу не только и в странах Азии, Африки, Южной Америки. Одна из важнейших задач ближайшего будущего: поездки в Китай, Корею, Японию, выход на широты Латинской Америки и, возможно, Индии.

В ГМИИ им. А.С. Пушкина начинаются "Декабрьские вечера"

В ГМИИ им. А.С. Пушкина проходит XXXIX Международный музыкальный фестиваль "Декабрьские вечера Святослава Рихтера". В этом году его тема - "Прогулки с Томасом Гейнсборо". Программа специально подготовлена к выставке работ великого британского живописца XVIII века, которая также откроется в начале декабря. Фестиваль проходит при поддержке генерального спонсора музея - банка ВТБ.

"Декабрьские вечера" - одно из центральных событий Года музыки Великобритании и России, проводимого Посольством Великобритании в Москве при поддержке Британского Совета. На фестивале будет представлен блестящий состав зарубежных и отечественных исполнителей. Так, после долгого перерыва на "Декабрьских вечерах" выступит Евгений Кисин с сольной программой, посвященной Святославу Рихтеру. Впервые в Россию приедет английский вокальный ансамбль I Fagiolini под управлением Роберта Холлингворта с программой "Времена года". Еще одна громкая премьера - выступление французского ансамбля Les Musiciens de Saint Julien под руководством Франсуа Лазаревича.

Безусловным сюрпризом для постоянных слушателей станет выступление ансамбля медных духовых Марка Беннетта London Вaroque Brass, а главным рождественским подарком - концерт знаменитого британского "Оркестра эпохи Просвещения" под управлением Пола Гудвина.

В фестивале также примут участие молодые талантливые исполнители (вокальный ансамбль Intrada, оркестр Pratum Integrum, ансамбль Questa Musica и хор мальчиков Академии хорового искусства имени В.С. Попова), а также зарубежные и отечественные звезды классической музыки (Макс Эмануэль Ценчич, Анна Дэннис, Джонатан Селлз, Юрий Миненко, Максим Пастер, Александр Рудин, Алексей Любимов, Патрик Айртон, Юрий Башмет и др.).

Большинство программ фестиваля посвящены разнообразным жанрам английской музыки XVII-XVIII веков, а также насыщенной музыкальной жизни Лондона в эпоху Гейнсборо. Наряду с шедеврами английской музыки Ренессанса, сочинениями "британского Орфея" Генри Перселла и его последователей в концертах прозвучат опусы не менее знаменитых иностранцев, чьи имена тесно связаны с историей культуры Великобритании. Это Георг Фридрих Гендель, Иоганн Христиан Бах, Карл Фридрих Абель и Йозеф Гайдн, Никола Порпора, Франческо Мария Верачини и другие.

Кульминацией фестиваля станет исполнение "Нельсон-мессы" Йозефа Гайдна и произведений Уильяма Бойса. Тема ирландской народной музыки найдет отражение в зажигательной программе "Дорога на Килкенни". Идея возвращения к национальным истокам живо и разнообразно представлена в программе ансамбля "Солисты Москвы", в которой прозвучат культовые сочинения пионеров английского музыкального возрождения XX века - Эдварда Элгара, Фрэнка Бриджа, Ральфа Воана-Уильямса.

"Фестиваль, созданный в 1981 году Ириной Александровной Антоновой и Святославом Теофиловичем Рихтером, - выдающийся пример синтеза изобразительных искусств и музыки. Один из важнейших стратегических приоритетов банка - сохранение и развитие культурного наследия в России, поэтому в рамках социальной программы "Культурная страна" ВТБ не может остаться в стороне от ключевого проекта музея, который с уверенностью можно назвать исторически значимым", - отметил Александр Ерофеев, вице-президент банка ВТБ.

Банк ВТБ начал сотрудничество с ГМИИ имени А.С. Пушкина в 2005 году. За этот период было реализовано множество совместных проектов. В частности, проведены выставки, среди которых - "Встреча с Модильяни", "Британский дизайн: от Уильяма Морриса к цифровой революции", "Кранахи. Между Ренессансом и маньеризмом", "Венеция Ренессанса. Тициан. Тинторетто. Веронезе", "Хаим Сутин. Ретроспектива" и другие.

С 2018 года банк ВТБ стал генеральным спонсором ГМИИ им. А.С. Пушкина, а также поддержал масштабный проект "Пикассо&Хохлова". В 2019 году при поддержке ВТБ открылись выставки "Гости из Неаполя. Артемизия Джентилески и современники" и "Фрэнсис Бэкон, Люсьен Фрейд и Лондонская школа".

В Петербурге назвали лауреатов оперной премии "Онегин"

Текст: Андрей Хрипин

В Петербурге в Михайловском театре в четвертый раз прошла церемония вручения национальной оперной премии "Онегин".

Что может быть лучше оперы? Конечно же, балет, ответят многие, и в чем-то будут правы, поскольку язык тела, движения, танца, не требуя слов, универсален. В афише театров сегодня явный перевес в пользу хореографии (классической и современной) - балет пользуется бoльшим спросом, стoит дороже и эффективней делает кассу. Однако надо напомнить, что так было далеко не всегда. К примеру, в сезоне 1928/29 на основной сцене Большого театра было показано 206 оперных и 120 балетных спектаклей, а в Филиале - 211 опер и всего 22 балета! Сто лет назад публика ровно так же голосовала рублем, но парадоксальным образом наоборот. Почему?

Причин тому много, и большинство из них связаны с "духом времени", модой, психологией восприятия и, конечно, с современными тенденциями оперного театра, с так называемым "режиссерским театром" - regieoper в оригинальном немецком варианте.

Без режиссера музыкальный театр превратился бы в "костюмированный концерт", против которого боролся еще "патриарх" российской оперной режиссуры Борис Покровский. Но именно с выдвижением на первый план фигуры режиссера интерес широкой (подчеркнем это) публики к опере стал резко падать. Совпадение это или тенденция - вопрос. Во всяком случае, в данный момент во всем мире оперная жизнь демонстрирует эффект шагреневой кожи: сезоны урезаются, заоблачные гонорары снижаются, кое-где денег нет даже на второй состав, театры разоряются или вовсе закрываются.

Но неужели режиссеры, многие из которых бесконечно преданы жанру, станут злонамеренно разрушать экологический, скажем так, баланс оперы? Конечно же, нет! Правда, в погоне за медийным хайпом и кассовым успехом, оригинальностью и самовыражением (порой даже через грубое попрание авторского замысла, злоупотребление концептуальными перпендикулярами и визуальной развлекательностью) многие из них забывают о фундаментальной составляющей оперного театра. О музыке и певцах. Носители редчайшего дара природы сегодня все больше оттесняются на второй план - недаром в глубинах вокального цеха бытует грустная шутка о современной системе оперных ценностей, в которой "голос на шестом месте", и без раздетого мужчины нет спектакля. А ведь профессиональный певец и волшебная сила звучащего голоса - одна из главных сил оперного искусства. Ни режиссерские концепции, ни свет, ни декорации, ни костюмы не заставят вас плакать и сопереживать происходящему на сцене так, как может это звук живого человеческого голоса. Недаром, начиная с Орфея, древние легенды и мифы обожествляли певцов, вне зависимости от объема талии, сравнивая их дар с силами природы.

Кстати, о пышных формах. В сегодняшней опере они в положении non grata. Существует даже растиражированное (вплоть до преподавания в учебных заведениях) понятие "комплекса данных". Нынешний поющий актер должен в полной мере соответствовать литературному или историческому прототипу - как правило, очень молодому. Никакой условности! И этот страшный зверь, именуемый "эйджизмом", как и порой доходящая до анекдотизма погоня за внешней "правдоподобностью" 13-летних Саломей и 15-летних Баттерфляй, столь же беспощаден к опере, ее специфической природе и традициям. Подавляемые тотальной визуализацией и модным body language (язык тела) из оперы медленно, но верно уходят высокие стандарты вокального мастерства и музыкального качества. Ну а падение уровня систематического образования, утрата педагогических традиций вкупе с конвейерным принципом оперного производства стали причиной феномена "коротких карьер", когда в среднем поют не более 10 лет.

Именно в поддержку певца и вокального искусства и была задумана в свое время Национальная оперная премия "Онегин" (президент - легендарный баритон Сергей Лейферкус, вице-президент - Владимир Тюльпанов, а также учредители: генеральный продюсер - Игорь Тарасов и гендиректор благотворительной программы - Любовь Глазкова). На сегодняшний момент премия, созданная как российский аналог международной Opera Awards, вполне утвердилась и встала на ноги, весьма ярко дополнив не слишком богатый контекст отечественных театральных наград. Ну а сугубо оперных премий у нас до этого и вовсе не было.

Нынешняя церемония прошла в старинном, намоленном здании Михайловского театра с его тугой и беспощадной, безразличной к званиям и опыту акустикой. При этом оркестр театра под управлением недавно назначенного главного дирижера Александра Ведерникова сумел достаточно бережно отнестись к нашей вокальной элите - аккомпанировал весьма тактично, сдержанно и даже тонко. В качестве режиссера церемонии дебютировал худрук сразу двух театров - Михайловского в Петербурге и Новосибирского НОВАТа - Владимр Кехман, поэтому вопрос снисходительности к "первому блину" был очевиден и даже не обсуждался. Но скажем честно, видели мы церемонии (того же "Онегина") и поживей.

Премия существует по принципу самовыдвижения в номинации. Жюри (на этот раз Лариса Гергиева, Ирина Долженко, Владимир Ванеев, Василий Бархатов и другие под председательством Лейферкуса) выбирает из шорт-листа, составленного по результатам работы экспертного совета. Эксперты же работают не с общероссийским контекстом, а с реальными заявками, которые поступили. Таков устав.

Есть конкурсные номинации, и есть - внеконкурсные. Последних на сей раз было семь: премию "Легенда" получил яркий представитель ленинградской оперной школы, тенор Юрий Марусин; "Звездой" стала Ольга Бородина, одно из выдающихся меццо-сопрано наших дней; "Лучшим концертмейстером (коучем)" - хранительница традиций, пианистка и знаток голосов Елена Матусовская; награду "От России - с любовью!" увезла с собой румынская дива Анжела Георгиу, пообещав вернуться, чтобы спеть; в номинации "Признание" награду присудили Екатерине Сюриной-Кастроново, которая в номерах из "Фауста", "Сказок Гофмана" и "Богемы" продемонстрировала переход от колоратурного к более крепкому центральному репертуару; "Душой оперы" был избран видный "учитель пения", как он сам назвал себя в выразительном ответном слове, создатель и руководитель Молодежной оперной программы Большого театра Дмитрий Вдовин; и, наконец, в номинации "Театр" премию "Онегин" получил интересно работающий Красноярский театр оперы и балета имени Д. Хворостовского.

В конкурсных номинациях финальный расклад, возможно, не столь впечатляюще яркий, но все же. "Мастер сцены" (то есть как бы "Мистер Онегин") - солист Мариинского театра и с этого сезона худрук Башкирского театра оперы и балета Аскар Абдразаков, награжденный за роли Мефистофеля и Лепорелло в премьерах "Фауста" и "Дон Жуана" в Уфе. Премию "Примадонна" за партию Лючии ди Ламмермур в опере Доницетти в Пермском театре оперы и балета заслужила Галатея Теодора Курентзиса - Надежда Павлова. В номинации "Гость" (несмотря на солидную конкуренцию в лице Арсена Согомоняна - Отелло в МАМТе имени Станиславского и Немировича-Данченко, Зои Церериной - Турандот в екатеринбургском театре "УралОпераБалет" и Антона Росицкого - дона Альвара в спектакле МАМТа "Влюбленный дьявол" по опере А. Вустина) с явным отрывом первой к финишу пришла колоратурное меццо Василиса Бержанская за партию Розины в "Севильском цирюльнике", поставленном в НОВАТе. Лучшим женским дебютом прошлого сезона признана Гаяне Бабаджанян, тоже меццо, за роль Лукреции в опере "Поругание Лукреции" Бриттена (Московский театр "Новая опера"), мужским - баритон Гурий Гурьев за роль Фигаро в "Севильском цирюльнике" (НОВАТ). Важнейшее поощрение за "Роль второго плана" также ушло в копилку НОВАТа - и вновь "Севильский цирюльник" - бас Андрей Триллер за роль Бартоло. В номинации "Состав" жюри предпочло команду спектакля "Влюбленный дьявол" театра Александра Тителя. А дирижер-постановщик бесконечно долго ждавшей своего часа оперы Вустина - Владимир Юровский - разделил премию "Онегин" в номинации "Музыкальный руководитель с Яном Латам-Кенигом, поставившим в "Новой опере" "Пушкина" К. Боярского и "Поругание Лукреции".

Самый богатый урожай собрала номинация "Событие". Лауреатами стали: III Международный фестиваль камерной оперы, проводимый на базе театра "Санктъ-Петербургъ Опера" под руководством Юрия Александрова (в своем алаверды известный режиссер символически подарил Премии антикварное издание "Евгения Онегина" 1919 года), молодежный проект летней "Оперно-симфонической лаборатории" (New Opera World под руководством Андрея Цветкова-Толбина и Анна Селивановой), а также совместная постановка "Геликона" и Детского музыкального театра имени Н. Сац - совершенно не детский, шокирующий, вызвавший полярно противоположные отзывы гибридный эксперимент на музыку Генделя и Габриэля Прокофьева под названием "Орландо, Орландо".

Вслед за церемонией в Большом зале Филармонии состоится фирменный "Онегин-гала" с участием счастливых лауреатов, номинантов и почетных гостей, среди которых, помимо Сергея Лейферкуса - Дмитрий Корчак, Оксана Шилова, Виктор Кривонос, Иван Ожогин и другие. Также в рамках Премии состоялось первое установочное заседание дискуссионного клуба "Онегин", посвященное (в разных аспектах) одной проблеме - как вернуть престиж и достоинство профессии оперного певца, а опере - ее утраченные позиции.

Классный исполнитель способен менять реальность, и примадонна, обладательница пышных форм, на ваших глазах способна превратиться из зрелой матроны в хрупкое нежное создание (поколения постарше еще помнят Монтсеррат Кабалье в Casta Diva в "Норме" на гастролях театра "Ла Скала" 1974 года). За этим чудом "человеческого голоса" и ходили в оперу наши предки. Именно этого чуда ищет в опере современная публика и, не находя, предпочитает балет и другие - неакадемические - жанры, прежде всего мюзикл.

Жизнь удалась!

Прозаик Валерий Попов отмечает 80-летие

Текст: Светлана Мазурова (Санкт-Петербург)

Российская газета - Федеральный выпуск № 276(8034)

Петербургский прозаик Валерий Попов отмечает 8 декабря 80-летие. 50 лет назад в Ленинграде вышла его первая книга. Писатель рассказал "РГ", что пишет биографию С.М. Кирова для серии "ЖЗЛ", побывал недавно на родине своего героя и назвал знаковые места Петербурга, которые решил запечатлеть в фильме, снимающемся сейчас о нем самом.

Смешная нелепость


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: