Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

Основная литература

  1. Виленский М. Я. Физическая культура и здоровый образ жизни студента: учеб. пособие для студентов вузов, изучающих дисциплину "Физическая культура", кроме направлений и спец. в области физической культуры и спорта / М. Я. Виленский, А. Г. Горшков. – Москва: ГАРДАРИКИ, 2007. – 219 с.
  2. Холодов Ж. К. Теория и методика физического воспитания и спорта: учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности "Физическая культура" / Ж. К. Холодов, В. С. Кузнецов. – 7-е изд., стер. – Москва: Академия, 2009. – 480 с.: ил., табл.

 

 

Дополнительная литература

1. Давыдов С. А. Лечебная физкультура и врачебный контроль: учебное пособие / С. А. Давыдов, Т. Ю. Кузнецова; М-во образования и науки Рос. Федерации, Федер. гос. бюджет. образоват. учреждение высш. проф. образования Петрозав. гос. ун-т. - Петрозаводск: Издательство ПетрГУ, 2013. - 41 с.

2. Давыдов С. А. Лечебная физкультура и врачебный контроль [Электронный ресурс]: учебное пособие для студентов, обучающихся по специальности 060101 "Лечебное дело" / С. А. Давыдов, Т. Ю. Кузнецова; М-во образования и науки Рос. Федерации, Федер. гос. бюджет. образоват. учреждение высш. проф. образования Петрозав. гос. ун-т. - Петрозаводск: Издательство ПетрГУ, 2013. - 41 с. // eLibrary.ru. Электронная библиотека Республики Карелия / РЦНИТ ПетрГУ [и др.]. – Электрон. дан. − URL: http://elibrary.karelia.ru/docs/kuznetsova/lecheb_fiz/total.pdf.

3. Ильинич В. И. Физическая культура студента и жизнь: учеб. для студентов вузов, изучающих дисциплину "Физическая культура", кроме направления и спец. в области физической культуры и спорта / В. И. Ильинич. – Москва: ГАРДАРИКИ, 2007. – 367 с.: ил., табл.

4. Тестирование на учебно-тренировочных и оздоровительных занятиях физической культурой: учебное пособие для преподавателей, студентов средних специальных и высших учебных заведений, педагогов общеобразовательных школ, инструкторов / М-во образования и науки Рос. Федерации, Федер. гос. бюджет. образоват. учреждение высш. проф. образования Петрозав. гос. ун-т.; [И. А. Берлин [и др.]; сост. Л. М. Киэлевяйнен ]. — Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 2014. — 48 с.: ил., табл.

5. Тестирование на учебно-тренировочных и оздоровительных занятиях физической культурой [Электронный ресурс]: учебное пособие для преподавателей, студентов средних специальных и высших учебных заведений, педагогов общеобразовательных школ, инструкторов / Федер. гос. бюджет. образоват. учреждение высш. проф. образования Петрозав. гос. ун-т; [И. А. Берлин [и др.]; сост. Л. М. Киэлевяйнен]. – Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 2014. – 47 с.: ил., табл. // eLibrary.karelia.ru: электронная библиотека Республики Карелия / Петрозав. гос. ун-т [и др.]. – Электрон. дан. – [Петрозаводск], cop. 1998. –  URL:http://elibrary.karelia.ru/docs/berlin/testir_na_uch_i_ozd_zan_fiz_kult/total.pdf.

 

           3. Программное обеспечение и Интернет-ресурсы

1. Пакет Microsoft Office 2007-2010 (Word, Excel, Power Point)

2. Пакет для просмотра и печати документов AdobeAcrobatReader

3. Средства поиска информации в глобальной сети Интернет и веб-пространстве: MSInternetExplorer, MozillaFirefox, Opera

4. Электронная библиотека Республики Карелия http://elibrary.karelia.ru/

5. Электронная библиотечная система «Университетская библиотека онлайн» http://biblioclub.ru/

6. Справочная правовая система КонсультантПлюс (Доступ с компьютеров библиотеки главного корпуса ПетрГУ и отдела экономической и юридической литературы).

  1. Министерство спорта Республики Карелия http://goskomsportrk.ru/
  2. Петрозаводск спортивный http://sportptz.ru/4743/
  3. Центр Дыхательной гимнастики А.Н. Стрельниковой https://strelnikova.ru/

Культурология

Тематическое содержание дисциплины:

1. Обыденное и теоретическое представления о культуре (философский, социологический, гуманитарный, культурно-антропологические подходы). Культура и цивилизация. Сверхзадача человека в мире (космосе) - построение культуры, организация усложняющегося космоса, или культуротворчество. Культура как антиэнтропийный фактор. Культура как форма жизнедеятельности человечества (по отношению к себе) и как «пастух бытия» (Хайдеггер) (по отношению к миру). Функции культуры. Функции культурологии. Ошибочность разделения культуры на материальную и духовную. Учение В. С. Соловьева и «софиологов» о Софии. Духовность как облагораживающее и очищающее начало культуры. Мифология и религия, сакральное и священное, доверие и вера. Р. Бультман и попытка демифологизации религии. Религиозная духовность как вера. Этнос и нация. Истоки культурологического сопоставления разных народов у Геродота, Страбона и Гиппократа. Зарождение этнологии. Теория этногенеза Л. Н. Гумилева. Пассионарность и пассионарии: агрессивность, «длинная воля» и жертвенность. Уровни пассионарности. Основные фазы этногенеза. Роль этнического мифа в культуре. Взаимоотношения культуры, экономики и государства. Культурный обмен, диалог культур и национальные образы мира. Традиционная и инновационная культуры. Субкультуры и контркультура. Массовая и элитарная культуры.

2.Геополитические характеристики русской культуры. Россия между Европой и Азией - в поисках культурной идентичности. Борьба «норманистов» и «антинорманистов» как отражение становления русского самосознания. Западники, славянофилы, евразийцы о путях развития России. «Раскол» как «архетипическая модель» развития России, катастрофизм, жертвенность и мессианизм её самоосмысления (Н.А.Бердяев, И.А.Ильин, Н.О.Лосский, Г.П.Федотов, С.Л.Франк, Н.Я.Данилевский, Ю.М.Лотман, Б.А.Успенский и др.). «Петровский переворот»: культурологический анализ. Социокультурная и догматическая специфика восточной ветви христианства. Крещение Руси - момент культурно-исторического выбора. Святые и святость Древней Руси. Раскол как социокультурный конфликт. «Императорский период» в истории Русской церкви. Феномен русской религиозной философии. Изменения социального ландшафта в пореформенной России. Кризис классической культуры. Идеи творческого преображения жизни и всеединства в русской религиозной философии и большевизме. Феномен русского терроризма. Критика «классических» оснований культуры в русской консервативной мысли (Н.Я.Данилевский, К.Н.Леонтьев и др.). Программа советизации всех сторон жизни общества. Внутренняя и внешняя эмиграция. Пролетарский интернационализм и «советский мессианизм». Массовизация общества. Феномен «культа личности». Великая Отечественная война в истории отечественной культуры. Послевоенные идеологические компании. «Оттепель»  и «застой» в советской культуре. Массовая и официальная культуры. Диссидентство и многообразие его течений. «Перестройка» и идея реставрации «подлинного» социализма. Распад СССР и проблема общего культурного пространства. Проблема национального самоопределения и цивилизационной идентичности. «Новая Россия»: империя или национальное государство.

Вопросы для зачета:

1. Понятие и многообразие подходов к определению культуры. Обыденное и теоретическое представления о культуре (философский, социологический, гуманитарный, культурно-антропологические подходы).

2. Культура и цивилизация.

3. Культура как антиэнтропийный фактор. 

4. Различные подходы к пониманию духовности: дыхание, Св. Дух, сознание, устремленность к абсолютам, энергия.

5. Духовность как энергия стимулирования творческой активности.

6. Вера, надежда, любовь - как формы духовной активности.

7. Мифология и религия, сакральное и священное, доверие и вера.

8. Этнос и нация.

9. Истоки культурологического сопоставления разных народов у Геродота, Страбона и Гиппократа.

10. Зарождение этнологии.

11. Эволюционизм, диффузионизм, функционализм, структурализм.

12. Взаимоотношения культуры, экономики и государства.

13. Культурная унитарность, однородность и автономия, изоляционизм.

14. Регионализм и провинциализм против унификации и стандартизации культуры. 

15. Культурный обмен, диалог культур и национальные образы мира.

16. Традиционная и инновационная культуры.

17. Массовая и элитарная культуры.

18. Первобытная культура: проблемы изучения.

19. Древний Восток: единство и многообразие.

20. Древний Египет, Месопотамия, Ассирия и др.

21. Индия. Принцип «единства в многообразии». Индуизм. Буддизм: возникновение, судьба и мировое значение.

22. Индо-мусульманский синтез. Эстетический идеал индийской культуры.

23. Древнекитайская картина мира. Конфуцианство.

24.  Культ иероглифа, система образования.

25. Идея социальной мобильности. Даосизм.

26. Культура мусульманских стран.

27. Соотношение веры и разума.

28. Философия и наука.

29. Культура Японии. Синтоизм. Буддизм в Японии.

30. Личность и общество.

31. Критомикенский период и культура ахейской Греции.

32. Афины и Спарта - два типа полисной организации.

33. Классика как динамическое единство «гармонозированных противоположностей». 

34. Античная мифология и религия. Особенности художественной культуры.

35. Человек и общество, проблема личности. 

36. Греция и Рим: проблема преемственности культур.

37. Христианство - стержень культуры.

38. Церковь и светская власть: коллизии противостояния и союза. Великая и малая эсхатологии.

39. Социальная структура и ее восприятие современниками.

40. Отражение нового мировоззрения в художественной культуре. «Северное Возрождение». 

41. Кальвинизм и идея предопределения.

42. Проблема «свободы воли».

43. Рационализм и Просвещение.

44.  Научная революция: эмпиризм и рационализм.

45. Промышленный переворот.

46. Универсальный критицизм Просвещения. Культ разума.

47. Идеи прогресса цивилизации и культуры, развитие историзма. 

48.  Научно-техническая социокультурная модернизация. Переход на информационные технологии производства и регуляции социальной практики.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: