Основная литература
- Виленский М. Я. Физическая культура и здоровый образ жизни студента: учеб. пособие для студентов вузов, изучающих дисциплину "Физическая культура", кроме направлений и спец. в области физической культуры и спорта / М. Я. Виленский, А. Г. Горшков. – Москва: ГАРДАРИКИ, 2007. – 219 с.
- Холодов Ж. К. Теория и методика физического воспитания и спорта: учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности "Физическая культура" / Ж. К. Холодов, В. С. Кузнецов. – 7-е изд., стер. – Москва: Академия, 2009. – 480 с.: ил., табл.
Дополнительная литература
1. Давыдов С. А. Лечебная физкультура и врачебный контроль: учебное пособие / С. А. Давыдов, Т. Ю. Кузнецова; М-во образования и науки Рос. Федерации, Федер. гос. бюджет. образоват. учреждение высш. проф. образования Петрозав. гос. ун-т. - Петрозаводск: Издательство ПетрГУ, 2013. - 41 с.
2. Давыдов С. А. Лечебная физкультура и врачебный контроль [Электронный ресурс]: учебное пособие для студентов, обучающихся по специальности 060101 "Лечебное дело" / С. А. Давыдов, Т. Ю. Кузнецова; М-во образования и науки Рос. Федерации, Федер. гос. бюджет. образоват. учреждение высш. проф. образования Петрозав. гос. ун-т. - Петрозаводск: Издательство ПетрГУ, 2013. - 41 с. // eLibrary.ru. Электронная библиотека Республики Карелия / РЦНИТ ПетрГУ [и др.]. – Электрон. дан. − URL: http://elibrary.karelia.ru/docs/kuznetsova/lecheb_fiz/total.pdf.
|
|
3. Ильинич В. И. Физическая культура студента и жизнь: учеб. для студентов вузов, изучающих дисциплину "Физическая культура", кроме направления и спец. в области физической культуры и спорта / В. И. Ильинич. – Москва: ГАРДАРИКИ, 2007. – 367 с.: ил., табл.
4. Тестирование на учебно-тренировочных и оздоровительных занятиях физической культурой: учебное пособие для преподавателей, студентов средних специальных и высших учебных заведений, педагогов общеобразовательных школ, инструкторов / М-во образования и науки Рос. Федерации, Федер. гос. бюджет. образоват. учреждение высш. проф. образования Петрозав. гос. ун-т.; [И. А. Берлин [и др.]; сост. Л. М. Киэлевяйнен ]. — Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 2014. — 48 с.: ил., табл.
5. Тестирование на учебно-тренировочных и оздоровительных занятиях физической культурой [Электронный ресурс]: учебное пособие для преподавателей, студентов средних специальных и высших учебных заведений, педагогов общеобразовательных школ, инструкторов / Федер. гос. бюджет. образоват. учреждение высш. проф. образования Петрозав. гос. ун-т; [И. А. Берлин [и др.]; сост. Л. М. Киэлевяйнен]. – Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 2014. – 47 с.: ил., табл. // eLibrary.karelia.ru: электронная библиотека Республики Карелия / Петрозав. гос. ун-т [и др.]. – Электрон. дан. – [Петрозаводск], cop. 1998. – URL:http://elibrary.karelia.ru/docs/berlin/testir_na_uch_i_ozd_zan_fiz_kult/total.pdf.
|
|
3. Программное обеспечение и Интернет-ресурсы
1. Пакет Microsoft Office 2007-2010 (Word, Excel, Power Point)
2. Пакет для просмотра и печати документов AdobeAcrobatReader
3. Средства поиска информации в глобальной сети Интернет и веб-пространстве: MSInternetExplorer, MozillaFirefox, Opera
4. Электронная библиотека Республики Карелия http://elibrary.karelia.ru/
5. Электронная библиотечная система «Университетская библиотека онлайн» http://biblioclub.ru/
6. Справочная правовая система КонсультантПлюс (Доступ с компьютеров библиотеки главного корпуса ПетрГУ и отдела экономической и юридической литературы).
- Министерство спорта Республики Карелия http://goskomsportrk.ru/
- Петрозаводск спортивный http://sportptz.ru/4743/
- Центр Дыхательной гимнастики А.Н. Стрельниковой https://strelnikova.ru/
Культурология
Тематическое содержание дисциплины:
1. Обыденное и теоретическое представления о культуре (философский, социологический, гуманитарный, культурно-антропологические подходы). Культура и цивилизация. Сверхзадача человека в мире (космосе) - построение культуры, организация усложняющегося космоса, или культуротворчество. Культура как антиэнтропийный фактор. Культура как форма жизнедеятельности человечества (по отношению к себе) и как «пастух бытия» (Хайдеггер) (по отношению к миру). Функции культуры. Функции культурологии. Ошибочность разделения культуры на материальную и духовную. Учение В. С. Соловьева и «софиологов» о Софии. Духовность как облагораживающее и очищающее начало культуры. Мифология и религия, сакральное и священное, доверие и вера. Р. Бультман и попытка демифологизации религии. Религиозная духовность как вера. Этнос и нация. Истоки культурологического сопоставления разных народов у Геродота, Страбона и Гиппократа. Зарождение этнологии. Теория этногенеза Л. Н. Гумилева. Пассионарность и пассионарии: агрессивность, «длинная воля» и жертвенность. Уровни пассионарности. Основные фазы этногенеза. Роль этнического мифа в культуре. Взаимоотношения культуры, экономики и государства. Культурный обмен, диалог культур и национальные образы мира. Традиционная и инновационная культуры. Субкультуры и контркультура. Массовая и элитарная культуры.
2.Геополитические характеристики русской культуры. Россия между Европой и Азией - в поисках культурной идентичности. Борьба «норманистов» и «антинорманистов» как отражение становления русского самосознания. Западники, славянофилы, евразийцы о путях развития России. «Раскол» как «архетипическая модель» развития России, катастрофизм, жертвенность и мессианизм её самоосмысления (Н.А.Бердяев, И.А.Ильин, Н.О.Лосский, Г.П.Федотов, С.Л.Франк, Н.Я.Данилевский, Ю.М.Лотман, Б.А.Успенский и др.). «Петровский переворот»: культурологический анализ. Социокультурная и догматическая специфика восточной ветви христианства. Крещение Руси - момент культурно-исторического выбора. Святые и святость Древней Руси. Раскол как социокультурный конфликт. «Императорский период» в истории Русской церкви. Феномен русской религиозной философии. Изменения социального ландшафта в пореформенной России. Кризис классической культуры. Идеи творческого преображения жизни и всеединства в русской религиозной философии и большевизме. Феномен русского терроризма. Критика «классических» оснований культуры в русской консервативной мысли (Н.Я.Данилевский, К.Н.Леонтьев и др.). Программа советизации всех сторон жизни общества. Внутренняя и внешняя эмиграция. Пролетарский интернационализм и «советский мессианизм». Массовизация общества. Феномен «культа личности». Великая Отечественная война в истории отечественной культуры. Послевоенные идеологические компании. «Оттепель» и «застой» в советской культуре. Массовая и официальная культуры. Диссидентство и многообразие его течений. «Перестройка» и идея реставрации «подлинного» социализма. Распад СССР и проблема общего культурного пространства. Проблема национального самоопределения и цивилизационной идентичности. «Новая Россия»: империя или национальное государство.
|
|
Вопросы для зачета:
1. Понятие и многообразие подходов к определению культуры. Обыденное и теоретическое представления о культуре (философский, социологический, гуманитарный, культурно-антропологические подходы).
2. Культура и цивилизация.
3. Культура как антиэнтропийный фактор.
4. Различные подходы к пониманию духовности: дыхание, Св. Дух, сознание, устремленность к абсолютам, энергия.
5. Духовность как энергия стимулирования творческой активности.
6. Вера, надежда, любовь - как формы духовной активности.
7. Мифология и религия, сакральное и священное, доверие и вера.
8. Этнос и нация.
9. Истоки культурологического сопоставления разных народов у Геродота, Страбона и Гиппократа.
10. Зарождение этнологии.
11. Эволюционизм, диффузионизм, функционализм, структурализм.
12. Взаимоотношения культуры, экономики и государства.
13. Культурная унитарность, однородность и автономия, изоляционизм.
14. Регионализм и провинциализм против унификации и стандартизации культуры.
15. Культурный обмен, диалог культур и национальные образы мира.
16. Традиционная и инновационная культуры.
17. Массовая и элитарная культуры.
18. Первобытная культура: проблемы изучения.
19. Древний Восток: единство и многообразие.
20. Древний Египет, Месопотамия, Ассирия и др.
21. Индия. Принцип «единства в многообразии». Индуизм. Буддизм: возникновение, судьба и мировое значение.
22. Индо-мусульманский синтез. Эстетический идеал индийской культуры.
23. Древнекитайская картина мира. Конфуцианство.
24. Культ иероглифа, система образования.
25. Идея социальной мобильности. Даосизм.
26. Культура мусульманских стран.
|
|
27. Соотношение веры и разума.
28. Философия и наука.
29. Культура Японии. Синтоизм. Буддизм в Японии.
30. Личность и общество.
31. Критомикенский период и культура ахейской Греции.
32. Афины и Спарта - два типа полисной организации.
33. Классика как динамическое единство «гармонозированных противоположностей».
34. Античная мифология и религия. Особенности художественной культуры.
35. Человек и общество, проблема личности.
36. Греция и Рим: проблема преемственности культур.
37. Христианство - стержень культуры.
38. Церковь и светская власть: коллизии противостояния и союза. Великая и малая эсхатологии.
39. Социальная структура и ее восприятие современниками.
40. Отражение нового мировоззрения в художественной культуре. «Северное Возрождение».
41. Кальвинизм и идея предопределения.
42. Проблема «свободы воли».
43. Рационализм и Просвещение.
44. Научная революция: эмпиризм и рационализм.
45. Промышленный переворот.
46. Универсальный критицизм Просвещения. Культ разума.
47. Идеи прогресса цивилизации и культуры, развитие историзма.
48. Научно-техническая социокультурная модернизация. Переход на информационные технологии производства и регуляции социальной практики.