В Петербурге открылась большая парная выставка Дейнеки и Самохвалова

Текст: Евгений Малышев (Санкт-Петербург)

"Нулевой" день VIII Санкт-Петербургского Международного культурного форума был отмечен открытием выставочного проекта, который станет не только одним из главных пунктов его программы, но и знаковым событием в общероссийском масштабе. В Центральном выставочном зале "Манеж" представили экспозицию "Дейнека/Самохвалов", и, судя по всему, она продолжит серию "хитовых" выставок, запомнившихся московским и петербургским любителям изобразительного искусства массовым ажиотажем и попаданием в топ новостей. На вчерашнем открытии дверей, правда, не выносили, как это было в Третьяковской галерее, показывавшей Серова. Но в обширном пространстве Манежа было не протолкнуться - как выяснилось, соцреализм публике очень интересен. Особенно в своей тоталитарной окраске.

Куратор проекта, ректор Санкт-Петербургского государственного академического института живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина Семен Михайловский, не скрывал удовлетворения от результата: на выставке представлены триста работ Александра Дейнеки и Александра Самохвалова, многие из которых нынешнему поколению петербуржцев видеть вживую не приходилось. Считается, что "Дейнека/Самохвалов" - плод объединенных усилий Русского музея, Третьяковской галереи и Курской картинной галереи имени Дейнеки, располагающей огромным количеством работ этого художника. Но посетители Манежа также могут созерцать экспонаты из еще 34 музеев, а также десяти частных собраний. География постоянной прописки выставленных картин, а также графики, фарфора и так далее, обширна - от российской провинции до США.

Семен Михайловский отметил, что списки полотен, отданных на согласование в музеи, в коллекциях которых они находятся, постоянно приходилось изменять и уточнять в зависимости от того, какие акценты становились более актуальными в процессе подготовки этого проекта - а он готовился ни много, ни мало, в течение двух лет. Генеральный директор государственной Третьяковской галереи Зельфира Трегулова призналась, что во многих случаях ей приходилось соглашаться с просьбами Михайловского скрепя сердце - ведь они сами только-только создали отдельный зал, посвященный творчеству Дейнеки. Результат, по ее словам, оказался "сногсшибательным". И вот теперь в Третьяковке снова пришлось многое перемонтировать, пока полотна из галереи гостят в Петербурге.

Дейнека и Самохвалов оба вышли из провинции и добились успеха в столицах, изображая людей нового социалистического общества и вкладывая в идеологические лекала собственную эстетику и глубоко личностные подходы к тематике, заданной государством. Сложилось так, что творческая деятельность Александра Дейнеки оказалась связанной с Москвой, в то время как Александра Самохвалова принято ассоциировать с Ленинградом. Это географическое противопоставление подтолкнуло организаторов к яркому пространственному решению проекта. Михайловский вместе с дизайнером проекта Антоном Горлановым приглашают посетителей пройти на стадион, а "противостояние" Дейнеки и Самохвалова представлено ими в виде футбольного матча Чемпионата СССР. Даже афиша выставки выполнена в стилистике футбольного плаката 40-50-х годов с соответствующим дизайном и типографикой. Афишу, кстати, нарисовал директор Манежа Павел Пригара, подтвердив тем самым тот факт, что среди администраторов можно при случае найти и настоящих творцов.

Перед входом в собственно выставочное пространство, публика собирается на трибуне, очень похожей на стадионную. Осмотр экспозиции начинается снизу, с "подтрибунных" помещений, оснащенных указателями опять-таки в стадионной стилистике, показывающими направления к различным секторам. Их шесть. Первые четыре - "Труд", "Спорт", "Герои", "Дети/Тело". В последнем, разумеется, не обошлось без ню, но обнаженная натура рассматривается организаторами как явление, предшествующее появлению этих самых детей. И да, здесь представлена только женская красота. Поэтика мужского начала - в спорте и на войне.

Собственно, "Война" и "Мир" являются пятым и шестым секторами стадиона-выставки. Они вынесены на верхний ярус экспозиции и противопоставлены предыдущим разделам. Если в подтрибунной "крипте" царит полумрак, задающий обзору особые ритм и рельеф, то наверху - яркие, кричащие зеленые и красные фона, обуславливающие адреналиновый эффект, заставляющий зрителей совсем по-другому, нежели ранее, ощущать себя среди работ двух художников. Заканчивается обзор неожиданно для выставки, но вполне логично для стадиона: обладатели билетов на матч оказываются у кромки футбольного поля. На котором установлены настоящие семиметровые ворота и громадная деревянная скульптура Дейнеки "Футболисты", приехавшая из Третьяковки.

Перед открытием выставки в Манеже прошел симпозиум, участники которого пытались найти ответ, каким будет взгляд из будущего на советское искусство и, в частности, на работы художников, чье творчество было пронизано идеологией тоталитарного строя. Директор Курской художественной галереи Игорь Припачкин высказал уверенность, что настоящее произведение искусства находится выше любой идеологии. А огромный интерес, который проявила публика в этот день, свидетельствует, что соцреализм на наших глазах превращается в настоящий соцренессанс. И для будущих поколений - тех, кто вовсе не застал времена Советского Союза - работы и Дейнеки, и Самохвалова станут отражением совсем новой реальности. К каким выводам они придут в итоге, покажет только время.

Выставка "Дейнека/Самохвалов" будет открыта для посещения петербуржцами и гостями города с 18 ноября.

Код и его люди

Сборная России по литературе начинает - Международный культурный форум выигрывает

Текст: Инга Бугулова

Российская газета - Федеральный выпуск № 257(8015)

Санкт-Петербургский Международный культурный форум пройдет уже в восьмой раз и за три дня - с 14-го по 16-е ноября - соберет тысячи экспертов: звезд театра, оперы и балета, режиссеров и музыкантов, представителей власти и бизнеса. Его центральная тема в этом году - "Культурные коды в условиях глобализации". Заместитель руководителя Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям Владимир Григорьев рассказал "РГ", чего ждать от секции "Литература и чтение", которую он возглавляет.

Владимир Викторович, секция "Литература и чтение" начала свою работу раньше всех - уже со вчерашнего дня прибывающих на Московский вокзал встречают чтением стихов. Я так понимаю, это чтобы с ходу погрузить в правильную атмосферу?

Владимир Григорьев: Так и есть - мы думали, как задать тональность, как дать возможность приезжающим в Санкт-Петербург уже на перроне почувствовать себя на форуме? И придумали такой формат. Говоря откровенно, взят он был у Марины Брусникиной - она когда-то делала для МХТ имени Чехова вечера под названием "Круг чтения", когда ведущие актеры театра читали свои любимые произведения. Мы попытались сделать то же самое и предложили творческим вузам Северной столицы поучаствовать в этом марафоне. Кроме студентов читают победители конкурса "Живая классика", а еще знаменитости - мы просим звезд кино, театра, телевидения, которые в эти дни прибывают в город, присоединиться к проекту. Причем это не однодневная история: "Дни поэзии на Московском вокзале" будут идти на всем протяжении форума.

К Культурному форуму по традиции приберегают все самое важное: премьеры, фестивали, острые темы… Расскажите о ключевых событиях вашей секции.

Владимир Григорьев: Ну, во-первых, это Фестиваль детской книги во Дворце учащейся молодежи. Дюжина московских и не только московских издательств привезут в Петербург свои новинки, авторов, художников и предложат детям, родителям и школьным учителям посмотреть, что же такое современная литература для самых юных. Мы устроим мастер-классы по текстам, по иллюстрации книг - а нашими детскими художниками мы гордимся особенно, вы знаете, что они часто выигрывают престижные международные конкурсы.

Вообще, мы постараемся провести такую мини-репетицию будущей Московской международной детской книжной ярмарки, которая пройдет в столице в 2021 году. Надо посмотреть, как наши издательства готовы к тому, чтобы занимать ярмарочное пространство. Поскольку это мероприятие детское, то это и гораздо большая ответственность. Как говорил Маршак: "Писать для детей надо как для взрослых, только еще лучше".

Если посмотреть программу, то спикеры "Литературы и чтения" одни из самых звездных. Вот лишь дискуссия "Журналистика как литература": Басинский, Быков, Архангельский…

Владимир Григорьев: Дискуссия и правда соберет прекрасных гостей - это люди, связанные с журналистикой, но одновременно они и наши крупнейшие писатели, входящие в ареопаг современной русской литературы. Разговор будет о том, где кончается журналистика и начинается писатель и каким образом мы сегодня можем позволить себе, чтобы ведущие писатели были еще и обозревателями в изданиях. Как это, например, происходит в "Российской газете" с Павлом Басинским. Поспорим и о том, справедливо ли известное утверждение Джулиана Барнса: "Писатель говорит правду через ложь, тогда как другие лгут, оперируя фактами". Площадкой станет СПбГУ, поэтому мы надеемся, что дискуссия будет доступна для студентов филфака и факультета журналистики.

И раз уж мы заговорили о звездных гостях, не могу не напомнить о целой серии встреч с писателями в рамках Культурного форума. Уже сейчас их с энтузиазмом ждут и читатели, и сами авторы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: