Александру Пахмутову знает вся страна

Так уж вышло, что наша мечта

На плакат из палаток взята.

С нас почти исторический пишут портрет,

Только это, друзья, суета.

Мы познакомились и стали сотрудничать в начале 90-х. Композитора Пахмутову знала вся страна. На Дальнем Востоке, где я работал, гимном любой компании была песня "Под крылом самолета о чем-то поет..."

У костра, в студенческом стройотряде, на рыбацкой тони... Физики и лирики пели: "Летчик над тайгою точный курс найдет".

Мы боялись потерять свой курс.

Пахмутова была уже Героем Социалистического Труда, а газета, которую мы тогда изобретали, была первым таблоидом. Я сильно сомневался, что Пахмутова и Добронравов придут к нам в гости. Актер Садальский, наш светский репортер, сказал, что мы даже не представляем, какие это замечательные люди. Степени любви Стаса были нам известны. Как и степени его ненависти.

Я не верил, что в такую газету придет сама Пахмутова.

Александра Николаевна и Николай Николаевич пришли.

Наверное, от сильного волнения я сказал, что их с Николаем Николаевичем песня "Птица счастья завтрашнего дня" для меня - трагическая песня. Пахмутова сильно удивилась.

- Что же в ней трагического? - спросила Александра Николаевна.

- Строчки "Завтра будет лучше, чем вчера" и мольба "Выбери меня, птица счастья завтрашнего дня".

Пахмутова засмеялась:

- Песня написана в восьмидесятом году к спортивному фильму Озерова "О спорт, ты мир!" Впрочем, в обществе уже тогда нарастало желание перемен. Наверное, мы тоже жили общим настроением.

Примерно в то же время, в начале 90-х, наиболее ретивые братья по перу стали употреблять по отношению к Пахмутовой и Добронравову термин "певцы застоя". Один, такой перестройщик, принес свою статью в нашу газету.

- Ты печатаешь разоблачения?

- Ну... Печатаю.

- Я принес статью про матерых брежневцев - Пахмутову и Добронравова.

- Почему это они - брежневцы?

- Ты песни их слушал? "Не расстанусь с комсомолом - буду вечно молодым!", "И Ленин такой молодой, и юный Октябрь впереди..." Кобзон исполняет.

- Есть такие песни... Думаю, что их всегда будут исполнять. Там дело не в Ленине и не в комсомоле.

- У нас перестройка. Молодежи нужны другие песни.

- Какие?

- Ну... Без идеологии. Зажигательные и радостные.

Еще не было Димы Билана, группы "Тату" и рэперов. Строчка "Ты целуй меня везде, я ведь взрослая уже" из репертуара группы "Руки вверх" тоже появилась позже.

Утром, дожидаясь электрички, я стал перебирать в памяти строчки песен Пахмутовой и постарался представить, а что они значат лично для меня? БАМ, выговор по комсомольской линии "за политическую близорукость", вручение медали в Кремле самим Брежневым - было и такое, костер у Дуссе-Алиньского тоннеля, построенного зэками...

С воем и грохотом подкатила ранняя электричка. Она и сейчас подкатывает.

И на память приходит все то же: "И вновь продолжается бой! И сердцу тревожно в груди..."

И бой продолжается. И сердцу тревожно по-прежнему.

Статья перестройщика вышла в другой газете.

И заголовок в ней был самый что ни на есть разоблачительный.

"Только кто нам придумает новый Тайшет, кто другую найдет Ангару?"

Вот как она называлась.

Неглупым человеком оказался главный редактор той газеты.

Любому хочется, чтобы птица счастья выбрала именно его.

Александр Куприянов, главный редактор "Вечерней Москвы".

В Италии объявили лауреатов фестиваля "Русский Рим-2019"

Текст: Нива Миракян (Рим)

В рамках торжественной церемонии в легендарном римском Палаццо Поли объявлены лауреаты третьего международного культурного фестиваля "Русский Рим". Наградой отмечены выдающиеся деятели культуры, чья деятельность популяризирует русскую культуру за рубежом. Из разных стран мира на мероприятие приехали неравнодушные к русской культуре творческие и общественные деятели.

Именно здесь, почти 200 лет назад, княгиня Зинаида Волконская проводила первые русские литературно-музыкальные вечера. На них собирались яркие представители русской и европейской интеллигенции, художники, писатели, музыканты.

"Отрадно, что официальная повестка дня наших двусторонних отношений дополняется частными инициативами, среди которых фестиваль "Русский Рим". Его проведение в залах Палаццо Поли, где в свое время Зинаида Волконская собирала "русские салоны", становится хорошей традицией", - отметил Чрезвычайный и Полномочный Посол Российской Федерации в Итальянской Республике и в Республике Сан‑Марино по совместительству Сергей Разов.

"Культура всегда была и остается привилегированной сферой итало-российских отношений. Наше сотрудничество в этой области, основанное на многовековой традиции, богатой взаимными пересечениями, предоставляет множество общих тем для диалога. В этом взаимном влиянии выражается то особое духовное или даже избирательное сродство, то взаимопонимание, которое всегда объединяло наши народы. Я с большим удовольствием приветствую фестиваль "Русский Рим", призванный отметить заслуги самых достойных деятелей в области продвижения итальянской культуры в России и российской культуры в Италии, и желаю больших успехов этому мероприятию, являющему собой еще один пример необыкновенного богатства культурных связей наших стран", - сказал первый Советник посла Италии в Москве Вальтер Феррара.

"Русская культура является уважаемым и признанным центром для объединения мировой интеллигенции, людей искусства, выстраивания диалога в гуманитарной международной сфере. На данный момент география амбассадоров фестиваля "Русский Рим" растет. Кроме стран Европы - Италия, Франция, Англия, Германия, Бельгия, Чехия и другие, в проект включаются деятели культуры из Индии, Америки, Австралии", - подчеркнул президент фестиваля Владимир Торин.

Наградой "Русский Рим" отмечены лауреаты, чье творчество славит русскую культуру за рубежом. Наградную статуэтку для лауреатов фестиваля специально разработал известный скульптор, народный художник России Александр Рукавишников.

В номинации "Музыка" отмечена российская оперная певица, солистка московского театра "Новая опера" Светлана Касьян. Светлана стала первой оперной певицей - кавалером ("дамой") ордена Святого Сильвестра за всю историю Ватикана.

Лауреатом в номинации "Литература" стал русский писатель и сценарист, историк, кандидат исторических наук, автор детективных и исторических романов Леонид Юзефович. Книги писателя переведены на немецкий, итальянский, французский, польский, испанский языки.

Джулиан Генри Лоуэнфельд, американский поэт, драматург, композитор и переводчик, стал победителем в номинации "Переводческая деятельность". Лоуэнфельд считается одним из лучших в мире переводчиков произведений А.С. Пушкина на английский язык. Автор одной из пяти изданных в США английских редакций "Евгения Онегина".

Директор Музеев Ватикана, первая женщина за многовековую историю существования папской коллекции искусств, Барбара Ятта награждена в номинации "Изобразительное искусство". В 2018 г. был реализован беспрецедентный проект: в Третьяковской галерее были представлены "Шедевры Пинакотеки Ватикана", а в музеях Ватикана - уникальная экспозиция Третьяковки "Русский путь. От Дионисия до Малевича".

Лауреатом в номинации "Театральное искусство" стал продюсер и одна из самых влиятельных фигур в мире балета Даниеле Чиприани. Даниеле создал молодую труппу танцоров из выпускников римской школы и школы театра "Ла Скала". С успехом занимается организацией на национальном и европейском уровне эксклюзивных балетных спектаклей и наиболее крупных событий в мире танца, например, о Рудольфе Нурееве.

Также были вручены дипломы номинантов в области "Театрального искусства" ведущему солисту балетной трупы Большого театра Якопо Тисси и основателю единственной школы русского балета в Индии Апекше Бхаттачария.

В этом году в программе Фестиваля появилась новая номинация - "Меценатство". Победителем стал благотворительный фонд "Искусство, наука и спорт" Алишера Усманова. Фонд выступает за сохранение и приумножение культурного наследия России, поддержку научного и спортивного потенциала страны, формирование инклюзивной социокультурной среды. В 2018 г. при поддержке фонда в музеях Ватикана прошла уникальная выставка Третьяковской галереи "Русский путь. От Дионисия до Малевича". Осенью 2019 г. пройдет мировая премьера фильма выдающегося российского режиссера А. Кончаловского "Грех", который создан при финансовой поддержке фонда.

Специальный приз Фестиваля посвящен сорокалетию фильма "Сталкер" режиссёра Андрея Тарковского. Награду получил популяризатор творчества гениального отца, глава Фонда Тарковского во Флоренции, Андрей Тарковский.

В рамках Фестиваля была вручена памятная медаль вдове Алексея Букалова, Галине. Выдающийся журналист, дипломат, пушкинист, Алексей Михайлович внес неоценимый вклад в продвижение русской культуры.

Организаторы подготовили для гостей интересную и насыщенную программу. На церемонии вручения выступили пианистка Елена Бурова, оперная певица Светлана Касьян, дуэт Газзана (Наташа Газзана - скрипка и Рафаелла Газзана - пианино). Кульминацией вечера стал балетный перформанс от маэстро Даниеле Чиприани.

Чем поразил кинофестиваль "Лістапад-2019" белорусского зрителя

Никто уже сегодня не станет спорить, что магия кинематографа стала за минувшее столетие столь же притягательным видом искусства, как, скажем, и виртуозные шедевры европейских музыкальных вундеркиндов. Вот и XXVI Минский международный кинофестиваль "Лістапад-2019", который в шестой раз в этом году назовет 8 ноября новые имена своих победителей, обрел, несмотря на отроческий возраст, не только зрительские симпатии, но и славу утонченного "дегустатора" полифонического эпоса большого экрана.

Кинокритики и театральные обозреватели в один голос признают, что национальный конкурс кинофестиваля проходит в белорусской столице при высоком градусе зрительского интереса. Это констатирует и координатор кинофорума Николай Лавренюк, предлагая пролистать журналистам БЕЛТА программу национального конкурса. Он напомнил, что жюри предстояло сделать выбор из почти ста заявок.

Правда, добавил он, "вопрос упирается в конкурентоспособность работы, ее техническое исполнение, насколько просматривается в фильме авторская позиция, насколько она соответствует тенденциям современного кино, современному киноязыку". Это, по мнению эксперта, важнейшие составляющие для картин, претендующих на участие в конкурсе.

Национальный кинофорум, по мнению Лавренюка, интересен тем, что от него всегда ждут открытий. И в этот раз творческое состязание не лишено этой изюминки. В программе игрового кино конкурирует фильм немецкого режиссера Лотара Херцога. Организаторы, прежде чем принять работу на конкурс, горячо обсуждали, вправе ли картина "1986" быть представлена как белорусское кино. Но особенность ее в том, что режиссер, снимавший историю в Беларуси, смог показать ее не стереотипно, не поверхностно, как это бывает зачастую, когда работают зарубежные авторы. Если не знать, что режиссер иностранец, этого сказать нельзя, потому что получилось глубинное погружение в белорусскую жизнь, ментальность, психологию.

Включены в программу и анимационные работы, снятые режиссерами на киностудии "Беларусьфильм". Документальное кино тоже покорило зрителей интересными творческими заявками. "Что ни работа - то заявка", - признался координатор фестиваля. Кстати, многие из этих картин уже имеют награды международных фестивалей. Среди них фильмы Андрея Кутило, Александра Михалковича, Максима Шведа.

А на тривиальный вопрос, что бы он посоветовал оставить без зрительского внимания, Лавренюк переспросил достаточно эмоционально: "Что можно пропустить? Ничего нельзя, рекомендация для зрителя одна: иди и смотри, причем, без оглядки на рейтинги и топы. Они, безусловно, могут быть. Ведь нужно помочь зрителю сориентироваться в таком количестве картин - на "Лістападзе" их было больше 150. Но упоминать одного автора и не упоминать другого, создавшего не менее яркую работу, не совсем этично по отношению к режиссерам", - резюмирует Лавренюк.

Организаторы, заключил он, любят все картины, которые участвуют в конкурсе, и искренне желают успеха каждой из них. В нынешней программе фильмы - как на подбор. И многие достойные картины, по его словам, могли бы этот список расширить. Но есть ограничения по количеству участников, и часть работ не без сожаления оставлена "за бортом".

Фильмы белорусских авторов все чаще становятся не только участниками, но и победителями творческих состязаний за рубежом. В качестве примера эксперт напомнил об успехе картины Влады Сеньковой "II" на 35-м Варшавском кинофестивале. Молодежная драма получила награду "Особое упоминание жюри" в конкурсной секции "Свободный дух".

"Церемония закрытия "Лістапада-2019", на которой объявят победителей конкурсных программ и вручат специальные призы, состоится в кинотеатре "Москва". Там же будет назван победитель в номинации "Новые голоса" - это приз Международной ассоциации кинопрессы ФИПРЕССИ.

Почетным гостем станет сегодня польский кинорежиссер, сценарист и продюсер Кшиштоф Занусси. Накануне в минском кинотеатре "Пионер" состоялся показ его премьерной картины "Эфир". А после официальной части пройдет показ бразильского фильма "Невидимая жизнь Эвридики" - мелодрамы о стойкости любящих сердец с настроением Рио-де-Жанейро 50-х годов прошлого века.

Сибирские кукольники открыли "Зазеркалье"

Текст: Сергей Зюзин (Барнаул)

Сегодня в Барнауле стартует I Всероссийский фестиваль театров кукол "Зазеркалье". Кукольники из разных уголков России покажут спектакли для детей и взрослых на сцене краевого театра кукол "Сказка" и других театральных площадках Барнаула.

Организаторы обещают, что зрителей фестиваля ждут мастер-классы, конкурсы, круглый стол с директорами театров, режиссерами и критиками и другие сюрпризы.

Фестиваль, учрежденный указом губернатора края Виктора Томенко, пройдет с 8 по 12 ноября. Он будет проводиться в регионе один раз в два года. Основные цели форума - укрепление творческих связей, расширение театрального пространства, обмен опытом и возможность посмотреть лучшие постановки.

В афишу "Зазеркалья" вошли спектакли восьми театров из СФО. Одну постановку на конкурсной основе представит кафедра кукольников из Новосибирского театрального института. Кроме этого, гостями сибирского фестиваля станут Московский детский камерный театр кукол, Екатеринбургский театр кукол, а также Санкт-Петербургский театр кукол Karlsson Haus. В основу спектаклей легли произведения Г.Х. Андерсена, Ф. Достоевского, Н. Гоголя, Д. Фонвизина, В. Гауфа и других известных авторов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: