Музыка встала в строй

Денис Мацуев выступил на благотворительном концерте "Героям Ржева посвящается"

В Москве в Концертном зале имени П.И. Чайковского прошел благотворительный вечер "Героям Ржева посвящается".

...На сцене - три экрана. На крайних ярко горят слова "Героям Ржева посвящается" и "Мы за Родину пали, но она спасена", по центру - изображение макета Ржевского мемориала Советскому солдату. Памятник откроют 9 мая будущего года, в день 75-летия Великой Победы. На его строительство уже собрано более 265 миллионов рублей.

На благотворительном концерте, средства от которого пойдут в фонд строительства монумента, прозвучали шедевры симфонической музыки: концерт № 3 для фортепиано с оркестром Сергея Рахманинова и симфония № 5 Петра Ильича Чайковского. Их исполнил Российский национальный молодежный симфонический оркестр под управлением народного артиста России Александра Сладковского, солировал мировая звезда народный артист России Денис Мацуев.

Денис Мацуев: Я знаю про Ржевскую битву, про эту огромную трагедию. И очень правильно, что будет построен мемориал. Мы не должны забывать подвиг наших солдат, я очень трепетно отношусь к Великой Отечественной войне. Девятого мая мы с Валерием Гергиевым на Поклонной горе даем концерты в честь Великой Победы - это для нас закон. Мой дед воевал, он вернулся с войны живым, но контуженным. Ржевский мемориал создается по инициативе ветеранов, он станет одним из самых масштабных в России и Европе. И я надеюсь, что удастся дать концерт у подножия мемориала в Ржевском районе Тверской области.

Вам нравится будущий памятник?

Денис Мацуев: Он грандиозный. Это собирательный образ советского солдата, его подвига. Памятник как бы парит в воздухе. Кстати, оба автора памятника - скульптор Андрей Коробцов и архитектор Константин Фомин - находятся в зале.

Почему для концерта выбрали зал имени Чайковского?

Денис Мацуев: Этот зал - дорогое для меня место, здесь проходили самые судьбоносные мои концерты. Предложение поучаствовать в благотворительном вечере поступило от руководителей Московской филармонии. Я не раздумывал, как только услышал словосочетание "Ржевская битва". Нужно было только согласовать мое расписание. У меня оказалось свободным полдня, когда я смог заехать и сыграть концерт. И как раз в этот вечер оказался свободен Концертный зал.

Аплодировали не только великой музыке и знаменитому музыканту, но и всем, кто участвовал в Великой Отечественной войне

Почему выбрали третий концерт Рахманинова?

Денис Мацуев: Тот, кто думает, что это просто гениальная мелодия, заблуждается. Рахманинов писал концерт в России, и такое ощущение, что он предчувствовал надвигающуюся катастрофу и свой отъезд за границу. Рахманинов всегда со мной по жизни - его музыка для меня всё. Не знаю, кто еще в XX веке был так же одинаково велик в трех ипостасях - пианиста, дирижера и композитора.

Денис Мацуев: Можно сказать, что я принимал роды этого оркестра. Концерт № 3 для фортепиано с оркестром Сергея Рахманинова молодежный оркестр уже исполнял, симфония № 5 Чайковского стала первой симфонией русского классика в репертуаре этого оркестра: партитура подходит молодому коллективу по духу и энергетике.

Знаю, что с дирижером Александром Сладковским вы сотрудничаете уже много лет...

Денис Мацуев: Я познакомился с ним в Казани на международном музыкальном фестивале "Белая сирень". Это фестиваль в честь Сергея Рахманинова. Его внук преподнес мне сюиту и фугу молодого Рахманинова. С ними связана удивительная история: Сергей Рахманинов когда-то отослал их Петру Ильичу Чайковскому, но секретарь Чайковского их потерял. И лишь несколько лет назад их "откопал" музей имени Глинки и вернул семье Рахманиновых. Я сыграл их, мало того, записал диск в швейцарском имении Рахманиновых "Сенар" на принадлежащем Сергею Рахманинову рояле Steinway.

Вы - частый гость в Беларуси.

Денис Мацуев: Я обожаю Беларусь. Там вся наша публика. У меня с ней особые отношения.

Что значит "ваша публика"?

Денис Мацуев: Ее надо духовно цеплять.

...Когда первое отделение завершилось, раздались овации и крики "браво!", поклонники завалили музыкантов цветами. Денису Мацуеву и Александру Сладковскому четыре раза приходилось выходить на сцену. Люди аплодировали не только великой музыке и знаменитому музыканту, но и всем, кто участвовал в Великой Отечественной войне.

Прямая речь

Владимир Мединский, министр культуры России:

- Каждый год подо Ржевом мы проводим поисковые лагеря. Каждый год поднимаем около 500 останков. Из них удается идентифицировать лишь10-15 погибших солдат и офицеров. И нет ничего дороже, чем видеть слезы родственников, которые наконец узнали, где погиб их дед, а то и прадед. Подо Ржевом убитых больше, чем потеряла Великобритания за все годы Второй мировой войны. Ржевский мемориал строится в основном на внебюджетные средства. Есть помощь Союзного государства, пожертвования граждан и организаций. Денис Мацуев, Александр Сладковский, участники Молодежного симфонического оркестра, работники филармонии, билетерши, гардеробщики - все работали бесплатно.

Василий Лановой, народный артист СССР:

- Я три с половиной года был в оккупации у немцев, с семи до десяти с половиной лет. Это было в Виннице, на Украине. Ржевский мемориал - это замечательная память о подвиге нашего народа. Невозможно даже представить, сколько мужества потребовалось, чтобы дать отпор фашизму, сохранить нашу природу, нашу культуру, наш язык.

 

Участницы программы "Московское долголетие" выйдут на подиумы

Текст: Сусанна Альперина

С 15 по 19 октября в ЦВЗ "Манеж" проходит Неделя моды Mercedes-Benz Fashion Week Russia. Вот лишь несколько причин, почему на нее стоит ходить в этом году - и тем, кто ни разу не бывал на подобном мероприятии, и тем, кто является его адептом.

Первое - Дмитрий Песков - специальный представитель президента РФ по цифровому развитию, читает на Futurum Education лекцию на тему "За пределами креативного мышления: чему и как учиться в 21 веке". Futurum Education - мероприятие, которое проходит в "Манеже" с 15 по 19 октября, параллельно Mercedes-Benz Fashion Week Russia. Зарегистрироваться можно здесь. Посещения - бесплатны.

Второе - привлекательные цифры. А именно - осенью 2019 в Неделе моды участвуют 114 дизайнеров, состоятся 52 показа, 10 презентаций и один перформанс. Среди дизайнеров - YASYA MINOCHKINA, RED SEPTEMBER, LA REDOUTE (основная коллекция/коллаборация с Кристель Коше, Франция), Tigran Avetisyan, PIROSMANI, KSENIA GERTS, RUT MSCW, RomaUvarovDesign, Sergey Soroka x On Course, ZA_ZA, NASTYA NEKRASOVA, INNOMINATE и многие другие

Третье: в этом году - в моде тренд на моделей среднего возраста, и его поддерживают 8 домов моды. Среди них KRUZHOK, TATA POLINA & DIMA KAMMA, N.LEGENDA, ELENA SOUPROUN, ZA_ZA, BÁKHTIN, GLOBAL TALENTS: SOJI SOLARIN, GLOBAL TALENTS: svoboda ravenstvo bratstvo. В показах этих дизайнеров задействованы участницы программы "Московское долголетие".

Четвертое - социальная значимость. Например, российская марка женской одежды, обуви и аксессуаров MAD DAISY MOSCOW представит свое сотрудничество с Государственной Третьяковской галереей. Новая коллекция "ALOPETIANKA" посвящена женщинам, живущим с аутоимунным заболеванием - алопеция. Модный показ пройдет 18 октября. Сегодня с названным диагнозом живут 147 млн человек по всему миру. Дизайнер поддерживает женщин, которые не только приняли свою уникальность, но и почувствовали настоящую силу в своей внутренней красоте. Вдохновение в создании коллекции - личность русской авангардистки Натальи Гончаровой. Именно она разрушила стереотипы "женского" поведения и рассмотрела красоту вне ее внешней оболочки. Изделия, созданные в коллаборации с Государственной Третьяковской галереей, сохраняют узнаваемый визуальный код марки MAD DAISY MOSCOW. Комфортные и свободные силуэты, конструктивные линии и утонченный стиль подчеркивают красоту женщины. Основные материалы - шелк, лен, хлопок и вискоза.

Пятое - показы зарубежных дизайнеров в рамках программы GLOBAL TALENTS. Свои коллекции покажут 10 молодых дизайнеров из 9 стран: CHAIN (Аргентина), FEMME DE MARS (Бельгия), LINUS LEONARDSSON (Великобритания), LITICHEVSKAYA и SOJI SOLARIN (Германия), ALVARO MARS (Испания), LEAF XIA (Китай), svoboda ravenstvo bratstvo (Франция), AWS (AFTER WORK STUDIO (Швейцария) и MLTV CLOTHING (Швеция). 105 дизайнеров из 40 стран подали заявки на участие в Global Talents. Победителей выбрал солидный экспертный совет.

Шестое - возможность посмотреть на космическую одежду. На Неделе Моды состоится российская премьера капсульной коллекции одежды от технологичного бренда ARV (Alpha Robotics Venture). На презентации гостей ожидает масштабный перформанс при поддержке Skillaz team. Основная концепция ROBOT.FEDOR - космическое будущее. При создании коллекции акцент делался не просто на унисекс и удобство, но и на технологический дизайн рисунков, которые выполнены краской с добавлением настоящей космической пыли.

Седьмое - экологическая направленность. Свои коллекции представят eco-friendly марки. Например, бренд RomaUvarovDesign использует в своих коллекциях винтажные материалы (ковры, старые монеты, старые пластиковые цветы). ODOR в новой коллекции также использовал старые вещи. DANIIL KOSTYSHIN применял эконаполнители и экомех.

Марка RED SEPTEMBER работает с натуральными и переработанными материалами, красителями и экохлопком. Одежда CHAIN изготавливается на местном производстве в Аргентине из чистого хлопка. Новая коллекция бренда ASADULLINA поднимает тему экологической катастрофы, в ней присутствуют элементы одежды, созданные вручную, а также вторичные материалы с производства. VOID в 3D-печати использует только материалы, не загрязняющие окружающую среду. А EXPATS COLLECTIVE воплощает концепцию slow fashion. Каждая вещь марки изготавливается вручную и по индивидуальным меркам - это гарантирует минимальные отходы в производстве, а также финальный продукт безупречного качества.

 

Куклы - это серьезно

В Омске завершился международный театральный фестиваль

Текст: Светлана Сибина (Омск)

Российская газета - Неделя - Сибирь № 233(7991)

В Омске завершился VI Международный фестиваль театров кукол "В гостях у "Арлекина". Его спектакли посмотрели более трех тысяч зрителей.

даже больше творческих возможностей, чем в обычной "драме". Фото: Театр "Арлекин"

Главный приз фестиваля - "За лучший спектакль" для взрослых - отправился во Францию. Его получила Полина Борисова за моноспектакль "GO! (ИДИ!)". Кстати, у нее омские корни, Полина - внучка Анастасии Варжало, которая на протяжении восемнадцати лет возглавляла Омский кукольный театр.

- Я живу во Франции, но Омск - это город моего детства. И работать на сцене театра "Арлекин", в холле которого стоит бюст бабушки, - дорогого стоит, - поделилась впечатлениями от приезда в Сибирь Полина.

История старушки, которая склеивает скотчем свои воспоминания, не оставила равнодушным ни театральных деятелей, ни зрителей, устроивших автору моноспектакля овацию.

География победителей омского фестиваля весьма обширна - Москва, Екатеринбург, Тюмень, Испания, Болгария, Китай, Япония и Польша. Специалисты сожалеют, что в номинациях отсутствовали награды за кукольную инженерию.

- Технические решения, которые продемонстрировали некоторые участники, вызывают не просто уважение, а настоящий восторг. Екатеринбургский театр в "Дон Кихоте" представил целую феерию оригинальных конструкторских решений - одна огромная лошадь, которой виртуозно управляет находящийся внутри актер, чего стоит. Это - настоящее чудо кукольной техники, заслуживающее самой высокой оценки, - уверен художник-конструктор "Арлекина" Сергей Овчинников.

"Дон Кихот", получивший сразу два приза фестиваля, - технически очень сложная работа. Чтобы "настроить" спектакль на омской сцене, режиссер приехал за несколько дней до открытия фестиваля. Впрочем, и другие постановки потребовали большой инженерно-конструкторской подготовки. Чтобы декорации было удобно перевозить, их делают в виде модулей. Реквизит и кукол аккуратно пакуют в коробки. Тем не менее в пути что-то порой выходит из строя.

Вот готовится очередная фестивальная постановка. Рабочие, как муравьи снуют по сцене. Один что-то прикручивает под самым потолком, другой тянет провода, третий по чертежам собирает конструкцию. И прямо на глазах вырастает сказочный город. И так - несколько раз в день.

- Когда приезжает два десятка разных театров, работы прибавляется, но мы справляемся, - говорит заведующая постановочной частью "Арлекина" Ирина Литвинова. - Наш театр - настоящая фабрика с механиками, столярами, костюмерами, монтировщиками, осветителями, радиоинженерами. Конечно, мы стараемся помочь тем, кто приезжает к нам на гастроли. Например, изготовили полтора десятка опорных конструкций по чертежам и фотографиям для китайского спектакля. Если надо - починим уже по приезду и куклу, и оборудование.

Опыта местным мастерам не занимать.

- Только у меня 250 авторских работ, - сообщил "РГ" художник-конструктор с 23-летним стажем Александр Колдунов. - Поэтому, когда сломалась кукла у израильских актеров, то решение проблемы нашлось быстро. Сделали ей "трепанацию черепа", заменили начинку, и она снова ожила.

Колдунов - создатель одного из главных героев омского спектакля "Ворон" - умудрился сделать куклу, из груди которой выскакивает и загорается сердце. Страшная, уродливая маска при этом распахивается, показывая прекрасное лицо принца. Все в этой кукле уникальное, начиная от шарниров-суставов и заканчивая системой рычагов-педалей, позволяющих ею управлять. Во время спектакля на сцене растут, расцветают и увядают цветы. За каждым - инженерное решение.

По словам специалистов, современный театр кукол дает для творчества даже больше возможностей, чем драматический. Например, в спектакле "Городок в табакерке" Воронежского театра кукол использовано ноу-хау - световой занавес, который создает иллюзию, что главный герой действительно попал внутрь табакерки.

- Изображение проецируется на занавес таким образом, что артисты могут работать как на переднем, так и на дальнем плане, и даже свободно перемещаться внутри картинки. Обычный экран такой возможности не дает, - поясняет режиссер Светлана Дремачева.

В "Утиной охоте" Иркутского театра в фантастических снах Зилова уток играют актеры, а его друзья и коллеги предстают в виде кукол. А в московском спектакле "Мучные младенцы" задействованы обычные картонные коробки, но сколько различных смыслов можно вложить в этот нехитрый, казалось бы, реквизит!

Конечно, на помощь кукловодам приходят новые технологии, например, 3D-принтеры. Но самое совершенное оборудование ничего не даст, если за ним нет квалифицированного специалиста.

- Дефицит мастеров-технологов, которые способны профессионально изготавливать кукол, - это большая проблема, - считает член жюри Анатолий Кулиш. - Вместе со старыми мастерами уходит способность любить и чувствовать куклу. Молодежь такие "сантименты" проявляет редко. И театр от этого многое теряет.

Эта проблема ощущается и в других странах.

- В Бразилии нет специальных учебных заведений для кукольных мастеров, поэтому все осваивают профессию, как могут, перенимают опыт друг у друга, - сообщил актер из Сан-Паулу Родриго Андраде. - Мне в этом смысле крупно повезло. После того как я выступил в прошлом году на омском фестивале, в Бразилии меня заметили и стали помогать. И сейчас я работаю над проектом центра обучения кукольников.

А, например, во Франции вообще нет стационарных кукольных театров, имеющих крышу над головой. Режиссеры создают спектакли с минимумом декораций и путешествуют с ними по всей стране. Любопытно, что произведения Сент-Экзюпери на его родине не ставят. После смерти писателя авторские права перешли к родственникам, требующим от постановщиков суммы, непосильные для театров.

А в России сегодня насчитывается 206 кукольных театров. Иностранные специалисты полагают, что это предмет для гордости.

- Инвестирование в культуру - это очень мудрая политика, - считает директор Пловдивского театра кукол Виктор Бойчев.

Тем временем

Всего на суд международного жюри фестиваля "В гостях у Арлекина" были представлены работы восемнадцати театров из десяти стран. В списке лучших - "Дон Кихот" Екатеринбургского театра кукол, удостоенный диплома победителя сразу в двух номинациях - "За лучшую режиссуру" и "За лучшее художественное оформление". Омский "Ворон" также заслужил две награды - "За лучшую музыку" и "Лучшую роль второго плана" (призы за главные роли жюри решило не присуждать).

Награду "За сохранение художественных традиций" увез Тюменский театр кукол. Москвичи стали победителем в номинации "За лучший актерский ансамбль". "Новацией фестиваля" назвали работу польской актрисы Наталья Сакович - моноспектакль "Пробуждение". Приз профессиональных зрительских симпатий достался Испанскому театру рисующего человека (спектакль "Новые башмаки").

Обладателями спецпризов "За вклад в развитие искусства театра кукол" стали Виктор Бойчев (Пловдивский театр кукол), а также основатель фестиваля Станислав Дубков.

Две эпохи "Мулен Руж"

Как заведение, в которое стеснялись ходить приличные люди, превратилось в серьезный многомиллионный бизнес

Текст: Александр Беляев

Российская газета - Неделя № 233(7991)

8 октября в Париже вспыхнуло здание легендарного кабаре "Мулен Руж". Никто из посетителей не пострадал, а причину возгорания устанавливают до сих пор.

Происшествие вроде рядовое - в отличие от потрясшего весь мир пожара в соборе Парижской Богоматери. Но ключевое слово здесь - "вроде".

Накануне "Красная мельница" отметила юбилей - 130 лет со дня открытия. И, между прочим, именно пожары сыграли в истории всемирно известного заведения весьма важную роль.

Эпоха "До"

"Мулен Руж" с момента рождения приходилось выдерживать жестокую конкурентную борьбу. Все дело - в месте.

Итак, 6 октября 1889 года известный только в узких кругах предпринимателей и антрепренеров Жозеф Оллер (испанец по происхождению) вместе со своим компаньоном Шарлем Зидлером открыли на площади Бланш, расположенной в районе Монмартр, очередное для французской столицы увеселительное заведение. Свой расчет на успех Жозеф и Шарль строили в том числе и на дате - в Париже близилась к своему финальному апофеозу Всемирная выставка.

Как и Эйфелева башня, появившаяся ранее (к открытию той же Всемирной выставки), здание "Мулен Руж" выглядело вызывающе и необычно. Ветряная мельница с вращающимися лопастями выкрашена в кричащий красный цвет, статуя гигантского слона, интерьеры (авторства знаменитого в Париже Адольфа Вилетта) с огромными зеркалами, создающими сложную игру света, исходящего от не менее внушительных люстр, - все это притягивало даже самую избалованную развлечениями публику.

В "Мулен Руж" и парижане, и гости города влюбились сразу. Причины тому было минимум две. Первая - кабаре отличалось демократичностью. Сюда могли зайти и бедные, и богатые, при этом неказисто одетым не грозило быть выставленным за отсутствие аристократического лоска, а франтам с полным кошельком не приходилось проталкиваться сквозь толпу клошаров, брезгливо морща нос, чему способствовала грамотная планировка пространства и ценовая политика.

Вторая - и, пожалуй, главная - французский канкан. Да, львиная доля парижских и обывателей, и аристократов считали сей танец крайне неприличным, однако... Конечно, запретный плод всегда сладок, но дело не только в этом. За очень короткий срок творческие кадры, придирчиво нанятые основателями кабаре, смогли возвысить канкан до уникального культурного явления.

Что характерно, многочисленные гости из России исповедовали вполне обывательскую точку зрения. С присущей гениальной краткостью ее отразил, например, Антон Павлович Чехов в рассказе "На чужбине", где главный герой, помещик Камышев, излагает свое понимание канкана: "Взять хоть, например, брак. У нас коли женился, так прилепись к жене и никаких разговоров, а у вас черт знает что. Муж целый день в кафе сидит, а жена напустит полный дом французов и давай с ними канканировать..."

Под сень "Мулен Руж" заглядывали знаменитости всех уровней, начиная от Оскара Уайльда и заканчивая принцем Уэльским, а один из величайших французских художников, Анри де Тулуз-Лотрек, немало подзаработал, рисуя афиши с программами кабаре.

Так, в вихре веселья, шальных денег, шампанского и самой пестрой, какую только можно представить, публики "Красная мельница" просуществовала до 27 февраля 1915 года (мировая война отнюдь не отразилась на посещаемости), когда пожар, да-да, именно пожар, уничтожил заведение.

Эпоха "После"

На восстановление "Мулен Руж" ушло шесть лет. И если изначально наплыв публики обеспечивал союз внешней кичливости и внутренней необычности с легким привкусом порока, то в 1921 году в кабаре потянулись в поисках веселья среди серых и унылых послевоенных тягот.

Однако не все было так просто. У "Мулен Руж" сменилось несколько владельцев, и каждый старался привнести свой в нынешней терминологии "концепт". Кабаре пришлось побыть и подобием клуба, с выступающими знаменитыми артистами - некое подобие современного стендапа, и мюзик-холлом, и театром оперетты. Во время немецко-фашистской оккупации заведение закрылось. Немцы предпринимали несколько попыток использовать "Мулен Руж" для увеселения офицеров и солдат вермахта, однако все они успешно и, что удивительно, безнаказанно саботировались.

Поворотным моментов в жизни "Красной мельницы" стал 1955 год. "Концепты" закончились, решено было вернуться к истокам. Таково было решение выкупивших кабаре братьев Клерико - Луи и Джозефа.

В шоу вновь воцарился канкан, а кроме того, появилось важное нововведение. Если до 1955 года "Мулен Руж" принимало посетителей только в вечернее и ночное время, то новые владельцы сделали еще и дневное представление. Туристы по достоинству оценили этот шаг - выручка буквально за считаные месяцы с момента реформы удвоилась.

Кабаре практически никогда не испытывало дефицита в звездах самой внушительной величины. С момента возрождения на его подмостках выступали Эдит Пиаф, Ив Монтан, Шарль Азнавур, Фрэнк Синатра, Лайза Миннелли, Михаил Барышников и многие другие. Почин королевских особ в лице вышеупомянутого принца Уэльского в 1981 году поддержала ныне здравствующая королева Великобритании Елизавета II.

"Мулен Руж", пережившее сожжение дотла и две мировые войны, вполне логично служило предметом вдохновения для кинематографистов. Однако самая известная, оскароносная картина с Николь Кидман в главной роли, полная "тезка" кабаре, не понравилась его труппе и прочим сотрудникам. Они сочли фильм "слишком легкомысленным" и не отражающим в должной степени сложности того труда, который участники шоу вкладывают в свои выступления.

Кидман, заработавшая на съемках "Мулен Руж" перелом ребра и весьма тяжелую травму колена, едко ответила на это сожалением, что в окончательный вариант не вошли те самые кадры, где она получила все эти увечья. Впрочем, на этом полемика и закончилась.

Сегодня "Мулен Руж", наверное, действительно не нечто, взывающее к легкомыслию. Это серьезный многомиллионный бизнес, бренд с десятками тысяч сценических костюмов, тысячами декораций, застрахованными на баснословные суммы.

Кстати

Три факта

1. "Мулен Руж" стало местом рождения стриптиза. Он появился на свет в 20.00 9 февраля 1893 года, когда танцовщица Мона внезапно избавилась на сцене от всей одежды. Зачем она это сделала, танцовщица объяснить не смогла и была оштрафована полицией на 100 франков за неподобающее поведение.

2. В "Мулен Руж" с момента открытия и по сей день - 850 мест для зрителей. В нынешнем веке кабаре посещают ежегодно до 500 тысяч человек. Средняя цена входного билета колеблется от 80 до 500 евро.

3. Для работы в "Мулен Руж" пригодны мужчины ростом не менее 185 см.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: