Рассказ четвёртый. Принц и принцесса

Глава I

 

1.1 Краткое описание работы.

1.2 Последовательность выполнения проектной части работы.

1.3 Эскизный проект, цветовые решения, увеличение картона.

 

Глава II

Выполнение творческой работы в технике холодного батика

2.1 Выбор резерва, красителей, роспись изделий в технике        холодного батика.

2.2 История батика

 2.3 Техника холодного батика

 2.4 Техника горячего батика

 2.5 Техника безопасности

 Заключение

 Список литературы

 

                        

 

                     

Введение.

 

Основой выбора темы для моей курсовой работы стало мое стремление к сказочному и необычному. Ведь сказки дают полёт фантазии и широкому выбору, как сюжета, так и цветовой гамме. Сказка датского народа, которая стала, традиционной для многих стран стала такой и для меня. Ведь у сказки есть не только основной сюжет, но так же можно фантазировать в разных направлениях. А так же меня заинтересовала история самой сказки и её писателя. Этой сказкой является «Снежная королева» Ханса Кристиана Андерсена (в русском языке общепринятым произношением и написанием является Ганс Христиан)которая написана в 7 главах. Она впервые была опубликованная 21 декабря 1844 года в томе «Новые сказки. Первый том. Вторая коллекция. 1845.» Это одна из самых длинных и самых популярных сказок Андерсена. Согласно биографу Кэрол Роузен, прототипом Снежной Королевы с её холодным сердцем стала неразделённая любовь Андерсена к оперной певице Йенни Линд.
Датский прозаик и поэт, автор всемирно известных сказок для детей и взрослых подарил так же нам такие всемирно известные произведения как: «Гадкий утёнок», «Новое платье короля», «Дюймовочка», «Стойкий оловянный солдатик», «Принцесса на горошине», «Оле Лукойе», «Снежная королева» и многие другие.

 


Глава I ВЫБОР ТЕМЫ.

1.1 Краткое описание работы.

 

Цель моей работы была показать не внешнюю, всем известную, сторону сказки, а внутреннею и более чувственную сторону, которую отчасти я придумала сама. Но сначала о самой сказке.

Как и большая часть сказок «Снежная королева» делиться на главы (части), а как говорят в Дании: рассказы.   

 

Рассказ первый. Зеркало и его осколки.
Злобный тролль изготавливает зеркало, в котором всё доброе кажется злым, а злое только ярче бросается в глаза. Однажды ученики тролля взяли это зеркало и бегали с ним повсюду, ради потехи наводя его на людей, а напоследок решили добраться и до неба, «чтобы посмеяться над ангелами и самим Творцом».

 

Рассказ второй. Мальчик и девочка

Кай и Герда, мальчик и девочка из бедных семей — не родственники, но любят друг друга, как брат и сестра. Под крышей у них есть свой садик «побольше цветочного горшка», где они разводят розы. Зимой в садике, правда, не поиграешь, поэтому они ходят друг к другу в гости.
Проходит некоторое время. Летом Кай с Гердой сидят в своём садике среди роз — и тут в глаз Кая попадает осколок дьявольского зеркала. Его сердце становится чёрствым и «ледяным»: он смеётся над бабушкой и издевается над Гердой. Красота цветов его больше не трогает, но он восхищается снежинками с их математически идеальными формами («ни единой неправильной линии»). Однажды он идёт кататься на санках и из баловства привязывает свои, детские, к роскошно украшенным «взрослым» саням. Неожиданно они разгоняются — быстрее, чем он мог себе представить, взмывают в воздух и мчатся прочь: его забрала с собой Снежная королева.

 

Рассказ третий. Цветник женщины, умевшей колдовать.

Герда отправляется на поиски Кая. В своих странствиях она встречает чародейку, которая впускает её к себе переночевать и в итоге решает оставить у себя, чтобы сделать своей приёмной дочерью. Она наводит на Герду чары, из-за которых последняя забывает о своём названом брате, и волшебством прячет под землю все розы у себя в саду, чтобы они ненароком не напомнили героине о садике на крыше, принадлежащем ей и Каю. Но убрать розы со своей шляпы она забывает.



Однажды эта шляпа попадается Герде на глаза. Последняя вспоминает всё и начинает плакать. Там, куда стекают её слезы, расцветают спрятанные волшебницей розы.

Рассказ четвёртый. Принц и принцесса

Покинув сад волшебницы, где царит вечное лето, Герда видит, что на самом деле уже давно наступила осень, и решает поторопиться. В пути она встречает ворона, который живёт со своей невестой при дворе здешнего короля. Из разговора с ним она делает вывод, что жених принцессы, явившийся из неведомых краёв — это Кай, и уговаривает ворона отвести её во дворец посмотреть на него. Становится ясно, что она ошиблась; но принцесса и её жених, выслушав рассказ Герды о её злоключениях, жалеют её и дарят ей «и башмаки, и муфту, и чудесное платье», и золотую карету, чтобы она побыстрее нашла Кая.

Рассказ пятый. Маленькая разбойница

В дороге на карету нападают разбойники. Они убивают форейторов, кучера и слуг, а также забирают себе карету, лошадей и дорогие одежды Герды. Сама же Герда достается в товарки маленькой разбойнице, дочке предводительницы местной шайки — невоспитанной, жадной и упрямой, но по сути — одинокой. Та устраивает её в своём зверинце; девочка рассказывает хозяйке свою историю, и последняя проникается и знакомит её с северным оленем — гордостью зверинца. Он рассказывает Герде о своей далёкой родине, где правит Снежная королева

Рассказ шестой. Лапландка и финка.

В пути Герда с оленем ночуют у гостеприимной лапландки, которая, выслушав их историю, советует путешественникам побывать у ведуньи-финки. Олень, последовав её словам, едет с Гердой к финке и просит у неё для девочки «питья, которое бы дало ей силу двенадцати богатырей». В ответ финка говорит, что ей такое питьё и не потребуется: «сила — в её милом, невинном детском сердечке». Простившись с финкой, Герда с оленем доезжают до царства Снежной королевы. Там они расстаются — дальше девочка должна идти сама.

Рассказ седьмой. Что происходило в чертогах Снежной королевы и что случилось потом.

Несмотря на все препятствия, Герда добирается до дворца Снежной королевы. Там застаёт Кая в одиночестве: он пытается сложить из осколков льда слово «вечность» — такое задание предложила ему перед уходом королева (по её словам, если он сумеет это сделать, он будет «сам себе господин», и она подарит ему «весь свет и пару новых коньков»). Сперва он не может понять, кто она такая, но потом Герда поёт ему их любимый псалом. Кай вспоминает её, и льдинки от радости сами собой складываются в нужное слово. Теперь Кай — сам себе хозяин. Названые брат с сестрой возвращаются домой, и выясняется, что они уже взрослые.

Возвращаясь к теме моей курсовой работы, и  моей фантазии, хочется объяснить и уточнить что, рассмотрев эту ситуацию с другого ракурса можно сказать: Снежная Королева считала себя нелюбимой. Да, она осознавала, что у неё есть слуги, подчинённые. Что её образ вселяет ужас и страх. Но любого человека, каким бы он не был, любят и ценят. В моём воображении это был королевский шут. Королева никому не рассказывала о нём, ведь холодная и гордая она не могла показывать слабость к шуткам и смеху. А шут, в свою очередь, зная внутренний мир своей госпожи, знал её не холодной и неприступной, а милой и жизнерадостной, поэтому и влюбился в неё и подарил ей своё сердце и своё тепло.

1.2 Последовательность выполнения проектной части работы.

Выполнение батика требует определенной последовательности.
Работу на ткани следует начинать с эскиза.
После того как композиция была составлена, для работы с цветом я выбирала синтетические краски. И кисточки из щетины разных размеров. Для более четких контуров я использовала черный тонкий маркер.

После окончания работы над эскизом необходимо увеличить эскиз под размер подрамника, на котором будет располагаться полотно. Сделать это можно при помощи клеточек.

Подготовка ткани.
Перед росписью ткань необходимо постирать с кондиционером для белья или с шампунем. Это нужно для лучшего растекания красителя по ткани.

Натяжка ткани на раму.
Ткань на раму необходимо натянуть по часовой стрелке, натягивать туго, с сохранением перпендикулярности нитей и закреплять кнопками. Неправильно натянутая ткань может привести к искажению рисунка.

Перенос рисунка с наброска на ткань.
Готовый шаблон, при помощи булавок, нужно подколоть с изнаночной стороны на натянутую на раму ткань. Перевести рисунок на ткань очень тонкой линией, карандашом средней мягкости. После окончания перевода рисунка, шаблон вынимается.

Резерв – это состав, применяющийся для создания резервирующей линии, которая служит непреодолимым барьером для красителя в процессе росписи. Чтобы начать наводку линии, у нас есть в запасе несколько секунд, пока резерв подойдёт к краю носика трубочки. Трубочку ведем плавно, равномерно, небыстро. Но если вести трубочку слишком медленно – это может привести к растеканию резерва, и линии потеряют своё изящество. Если вести слишком быстро, резерв не успевает проникнуть сквозь ткань.

 

Носик трубочки следует держать ровно перпендикулярно к поверхности ткани. Для остановки процесса наводки резервирующей линии нужно вертикально поднять трубочку и перевернуть её носиком вверх.

После того, как работа с резервом закончена, её нужно оставить высохнуть на несколько часов. (Примерно два часа). Из трубочки требуется выдуть оставшийся резерв и тщательно промыть бензином и вытереть.

 

 

1.3 Последовательность работы при выполнении курсовой работы.

Курсовая работа должна состоять из двух глав. Каждая глава содержит три пункта. В первой и второй главах должен проводиться анализ литературы и официальных источников. Студент в данных главах должен выявить теоретические основы изучаемой темы. В конце каждого пункта студент обязательно должен сделать выводы по осмысленному им, изученному и переработанному материалу. Третья глава – это описание студентом своего видения проблемы и способов их решения.

1. Составление плана курсовой работы;

2. Написание введения курсовой работы (обоснование актуальности, выявление объекта, предмета, цели и задач исследования, определение теоретико-методологической базы исследования);

3. Написание I и II глав (теоретическая и практическая часть работы);

4. Написание заключения курсовой работы;

5. Оформление списка используемых источников;

6. Оформление приложений (если есть);

7. Подготовка доклада к защите курсовой работы.

Цели и задачи курсовой работы

Курсовая работа– это самостоятельное, комплексное, объёмное учебно – научное исследование, предполагающее творческий подход к проработке его содержания при соблюдении стандартов и грамотности оформления. Выполняя курсовую работу, студент систематизирует, углубляет и закрепляет полученные знания. Курсовая работа проверяется, рецензируется преподавателем и защищается студентом.

Курсовая работа имеет своей целью закрепить и систематизировать знания, полученные при изучении истории менеджмента, научить студентов применять знания для анализа, определения тенденций развития, формулированию выводов и разработке решений по конкретным современным проблемам. Курсовая работа в учебном плане имеет важную контрольную функцию. Качество ее выполнения, уровень защиты отражает умение студента использовать категориальный аппарат дисциплины.

Выбор темы

Тематика курсовых работ определяется кафедрой менеджмента организации. В некоторых случаях тема может быть предложена самим студентом, но обязательно уточнена и согласована с научным руководителем. При выборе темы целесообразно учесть тему будущей дипломной работы (проекта). Темы курсовых работ по теории менеджмента даны далее в списке. После выбора и согласования темы с научным руководителем студент должен написать заявление на закрепление темы на имя заведующего кафедрой менеджмента организации.

Разработка плана курсовой работы

Составление плана (оглавления) работы является вторым после выбора темы и важнейшим этапом её подготовки. Целесообразно разрабатывать его в два приёма:

I. Наметить основные блоки (Главы), содержащие главные моменты темы, дать название блокам (Главам).

II. Провести детализацию каждого блока (Главы), т.е. разделить на параграфы. Примерная структура плана (оглавления) указана далее.

Основное содержание курсовой работы

При выполнении курсовой работы главная задача студента состоит в том, чтобы аргументировано и максимально полно раскрыть избранную тему. В работе нужно избегать отвлеченных, не связанных с темой, рассуждений. Используемый материал должен быть направлен на достижение цели в соответствии с поставленными задачами.

Введение(2-3 с.) должно обязательно содержать следующие элементы:

- степень актуальности выбранной темы,

- исследованность темы,

- объект исследования

- предмет исследования

- цель работы

- задачи работы

- общая структура работы.

Не допускается перестановка элементов введения, поскольку их очерёдность определена логикой изложения.

Обычно курсовая работа состоит из двух-трёх глав, в каждой из которых по два-три параграфа. Количество глав и параграфов определяется самим студентом и диктуется целью исследования. Например, если курсовая работа посвящена теории, концепции и практической деятельности отдельной личности, в первой главе необходимо рассказать о жизни и биографии учёного, во второй главе - изложить основное содержание концепции, теории, точки зрения, практическую деятельность по управлению, в третьей - оценить вклад учёного (практика) в разработку теории менеджмента, воплощение её в практику управления, т.е объяснить историческое значение и дать критику.

Курсовая работа должна быть написана логически последовательно, литературным языком.

При написании её применяется научный стиль изложения, отличающийся использованием специальной терминологии, строгостью и деловитостью. Следует помнить, что материал должен излагаться обобщенно и кратко, без подробного пересказа отдельных первоисточников.

Выделять нужно те аспекты, которые представляют интерес, взаимосвязаны с проблемой курсовой работы. Полезно обогащать содержание текста примерами из практики, но не увлекаться и не сводить курсовую работу к анализу состояния дел на практике.

Не рекомендуется вести изложение от первого лица единственного числа: «я считаю», «по моему мнению» и т.п. Корректнее использовать местоимение «мы», но желательно обойтись и без него. Допускаются обороты с сохранением первого лица множественного числа, в которых исключается местоимение «мы», т.е. фразы строятся с употреблением слов, «устанавливаем», «имеем». Можно использовать выражения: «на наш взгляд», «по нашему мнению», однако предпочтительнее писать «по мнению автора» (курсовой работы) или выражать ту же мысль в безличной форме: «изучение управленческого опыта свидетельствует о том, что....», «на основе выполненного анализа можно утверждать....», «проведенные исследования подтвердили....» и т.п.

В курсовой работе должно быть соблюдено единство стиля изложения, обеспечена орфографическая, синтаксическая и стилистическая грамотность в соответствии с нормами современного русского языка.

Заключение должно содержать общие выводы по теме (2-3 с.).

Необходимой частью работы, позволяющей судить об уровне компетентности студента, является составленный список литературы к курсовой работе. В него должны включаться как цитированные источники, так и вся использованная литература с тем условием, что она содержит сведения по данной теме. Однако список не должен быть перегружен.

Рекомендуемое количество источников и литературы – 15 – 20.

Оформление курсовой работы

Оформление курсовой работы должно соответствовать определенным нормам. Работа выполняется на одной стороне листа белой бумаги формата А4 (210х297).

Объём работы– 25 – 30 страниц машинописного текста.

Требования к оформлению подобных работ, ориентированных на текстовой редактор Microsoft Word, следующие:

1. Параметры страницы:

- формат А4 (210х297);

- ориентация книжная;

- поля страницы: верхнее - 2; нижнее - 2; левое - 3; правое - 1,5;

- колонтитулы: верхний - 2; нижний - 1,25;

2. Шрифт - Times New Roman,

- 14 пунктов,

- обычный.

3. Выравнивание по ширине страницы.

4. Абзацный отступ 1,25.

5. Интервал полуторный.

6. Текст размещается на одной стороне листа.

7. Нумерация начинается по порядку с титульного листа (цифру номера на нем не ставят). На 2-й странице (листе), где помещается оглавление, номер страницы также не ставится.

На следующем листе ставят цифру - 3 и т.д. Нумерация осуществляется арабскими цифрами в нижнем правом углу страницы.

Площади страниц должны быть использованы в рамках полей полностью.

Текст основной части работы делится на главы, подразделы, пункты. Заголовки структурных частей работы «ОГЛАВЛЕНИЕ», «ВВЕДЕНИЕ», «ГЛАВА», «ВЫВОДЫ», «СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ», «ПРИЛОЖЕНИЯ» печатаются прописными буквами, которые размещаются симметрично на середине страницы. Заголовки разделов печатаются полужирными строчными буквами (кроме первой прописной), а подразделов и параграфов обычным шрифтом, которые размещаются симметрично на середине страницы с абзаца. Подчеркивать заголовки не рекомендуется. Точка, как знак препинания, в конце названия глав, разделов, подразделов (заголовков) и параграфов не проставляется.

 

 










Глава II

2.1 Оборудование, инструменты, материалы и их подготовка для художественной росписи.

                      

Для росписи способом холодный батик необходимо иметь набор стеклянных трубочек различного диаметра с резервуа­ром или без него. Трубочки служат для нанесения контура рисунка. При работе по плотной ткани наводят более толстый контур, а по прозрачным, легким тканям — более тонкий. По окончании работы необходимо промыть трубочку в бензине и прочистить ватой, намотанной на упругую тонкую проволоку. После этого в носик трубочки рекомендуется вставить мягкую тонкую проволоку, для того чтобы он не закупорился от оставшейся капли резервирующего состава.

Материалы.

Каждый вид ткани требует применения опре­деленных красителей, соответствующих им способов приго­товления краски и упрочения полученных на тканях окрасок.

Для приготовления краски используются различные хи­мические и вспомогательные резервирующие составы.

Резервирующий состав для хо­лодного батика:

Парафин 100 г

Канифоль 4 г

Резиновый клей 400—500 г

Бензин 500—400 г

Шаблон.

Шаблон — перед началом росписи необходимо нарисовать шаблон для задуманной композиции. Рисунок создается на бумаге одной линией и должен быть четким и окончатель­ным, чтобы в дальнейшем не делать исправлений на шелке. Такие исправ­ления существенно повлияют па каче­ство вашей работы. По контурам шаб­лона будет наноситься непрерывная резервирующая линия, поэтому важно, чтобы композиция состояла из замкнутых плоскостей, подобно витражу, что­бы цвета в процессе росписи не сме­шивались между собой.

Рамки.

Для реализации большей части проектов, особенно связан­ных с применением красителей, лучше предварительно на­тянуть ткань на рамку, чтобы она возвышалась над рабочей поверхностью.

Существуют самые разные виды рамок. Специальные рамки для батика можно купить в магази­нах для рукоделия. Они очень удобны, но стоят недешево.

Приспособления художников для растягивания холстов могут стать неплохой альтернативой. Они бывают разных размеров, изготавливаются из мягких пород дерева (в них легко входят кнопки) и при необходимости (для хранения или транспортировки) разбираются. Можно использовать и старые рамы от картин. Однако такие рамы, как правило, изготовлены из дерева, в которое трудно вколоть кнопку. Отлично подойдут для батика пяльцы для вышивания.

Бумага.

Для батика подойдет любая тонкая пористая бумага, отлич­ный результат дают салфетки. Также прекрасным материа­лом является восточная акварельная бумага, характеризую­щаяся легким весом, прочностью и высокими абсорбирую­щими свойствами (японский пергамент).

Ткани.

Ткань для батика должна быть соткана ровно, из натуральных волокон (100%), иметь среднюю толщину, белый или светлый цвет (фоновая расцветка окажет влияние на последующее окрашивание). Используемые красители реагируют только с на­туральными волокнами: хлопком льном, шелком и шерстью. Интенсивность окраски зависит от толщины волокон и плот­ности плетения: более плотные ткани окрашиваются ярче.

Избегайте использования поликоттона и большей части синтетических материалов - они плохо впитывают краску, и полученный в результате батик будет сильно линять. Единст­венное искусственное волокно, дающее хорошие результа­ты - это вискоза. Выбор ткани во многом зависит от изделия, которое вы собираетесь сшить из батика. Шелк идеально подходит для шарфов и других предметов одежды, в то время как хло­пок и лен великолепно смотрятся в виде картин, чехлов на подушки, скатертей или настенных украшений. Набивной ситец, поплин, хлопчатобумажный батист, рейон (вискоза), шелк дикого шелкопряда, тонкая кисея, шифон, крепдешин и вуаль - все эти ткани годятся для батика.

От типа ткани зависит впитываемость воска. Шелк по­глощает воск быстрее, чем хлопок, в то время как шерсть, в которой содержится много ланолина, реагирует на воск значительно медленнее. Хорошую пропитку толстых тканей, таких как парусина или бархат, можно обеспечить, наклады­вая воск, с двух сторон.

Кисти.

Кисти для росписи применяют­ся круглые и плоские, разного размера. Материал ворса также различный: ко­лонок, ушной волос, синтетика.

Формочки для краски — применя­ются для составления колера, для роспи­си определенного цвета и тона. Наибо­лее удобны баночки от йогурта или разовые стаканчики.

 

2.2 История батика
Родиной Батика, искусства росписи тканей, считает Юго-Восточная Азия.

Термин «Батик» впервые появляется в голландских текстах XVI века. Это индонезийское слово восходит к яванскому «амбатик», кото­рое, в свою очередь, связано со словом «тик», означающим «помечать точками». Именно на Яве батик превратился в развитую декоративную художественную форму, однако его корни восходят к гораздо более ранним временам. Никто не знает точно, какой народ впервые использовал воск для предохранения отдельных участков ткани при кра­шении, но наверняка батику не менее 2 тыс. лет. В начале XIX века, когда на Яве правила британская корона, сэр Томас Раффлс, британский лейтенант и губернатор остро­ва, принял решение изучить все, что можно, о культуре Явы. Он первым написал о древнейшем искусстве батика, и его книга «История Явы» («History of Java»), опубликованная в 1817 году, до сих пор считается наиболее авторитетным и полным описа­нием методов и образцов батика, одним из наиболее надежных справочников.

Фрагменты тканей с росписью в технике батика, возможно индийского или персидского происхождения, были обнаружены в древних египетских гробницах. Известно также, что батик практиковался в Китае еще в V веке н.э. Благодаря торговле шелков батик распространялся по Дальнему Востоку. В Япо­нии образцы, шелковых, ширм в техники батика, созданных вначале VIIвеке, представлены в музее Нора. А в Индии существуют доказательство того, что батик выполнялся на хлопке, а не на шелке.

Вероятно, именно индийские поселенцы повезли батик на Яву в XII веке, вскоре роспись тканей стала излюбленным развлечением аристократических особ, а в течение после­дующих нескольких веков батик вошел в историю и культуру Японии. Стали популярны и раскрашенные в ручную ткани и для саронгов и других видов одежды. Для осуществления основных операций батика активно привлекали слуг.

При изготовлении батика, кроме кра­сителей, использовались специальные составы – резервы, позволяющие сохранять окраску того или иного фрагмента при дальнейшем кра­шении. Основой для росписи служили хлопковые ткани ручной выделки. Подготовке уделялось особое внимание: её выделывали, тщательно отбеливали, кипятили для придания однородности и необходимой плот­ности. После этого начинался многодневный процесс росписи: нанесение горячего воска, крашение, сушка. Эти действия повторялись столько раз, сколько различных цветов было в соз­даваемом рисунке. Как правило, таких циклов было не более десяти. Это связанно с достаточно ограниченным количеством природных красите­лей, которые использовались в традиционном индонезийском батике.

Теплая коричневая гамма, от цвета слоновой кости до темно-коричневого, подчеркивалась сочными тонами индиго - самого яркого красителя. Рецепт изготовления красок, равно как и узоры росписи, принадлежали каждой семье и тщательно охранялись. По рисунку на одежде можно было определить принадлежность человека к касте, его общественное положение и родственные связи. Сюжеты для росписи использовались самые раз­ные: от абстрактных рисунков до слож­нейших орнаментов для украшения одежды: многофигурные, жанровые или религиозные композиции для жилищ и храмов.

Батик в древности был распро­странен не только в Индонезии, но и в Индии, где этот способ окраски ткани носил название «бандхана» и «лахерия».

Китайцы подарили миру шелк и как следствие, способ его окраски. Тех­ника «лацзе» — в переводе «узоры воском» — очень похожа на батик. На шелк наносили рисунок расплавленным нос­ком, после чего ткань окрашивали. Когда воск удаляли, на его месте оста­вались участки не прокрашенной тка­ни. Существовал и другой метод, при котором ткань вначале полностью окрашивали, а после нанесения узора из воска опускали в щелочной раствор возвращавший фону росписи его пер­воначальный цвет. Такая роспись могла быть и многоцветной.

В Японии, куда батик, по мнению ученых, попал из Индии или Китая, он назывался «рокэти». Японцы, соединив полученные знания с собственным культурным наследием, создали изуми­тельные по красоте произведения с традиционными национальными сюжетными узорами. Такие ткани использовались для изготовления кимоно.

Когда в начале XVII века в Индоне­зию проникли голландцы, они обрати­ли внимание на поразительное сход­ство храмовых батиков-панно этой страны с фресками христианских церквей. Благодаря предприимчивым голландцам батик попал в Европу, ев­ропейцы модернизировали и это искусство, превратив его в полупромышлен­ный способ окраски тканей.

В середине XIX века окраска тканей и технике батика была вытеснена анг­лийской ситцевой набойкой и батик почти на полстолетия становится уде­лом кустарей - ремесленников.

Но в начале XX века батик снова во­шел в моду в Европе Англии и Америке. Произошло это благодаря энтузиазму небольшого числа художником, которые, очарованные батиком, отпра­влялись в далекие страны и изучали у индийских и индонезийских мастеров уникальную технику батика, посвящая этому многие годы жизни. Затем, возвращаясь на родину, они делились своими знаниями. Таким образом, уже к середине прошлого столетия тех­ника батика насчитывала большую армию своих почитателей и последо­вателей по всему миру. Во второй половине прошлого века огромное количество художников и просто лю­бителей со всего мира отправляются изучать технику на родину батика. Расписывать батик становится не толь­ко модным, но и престижным. При этом техника практически не меняется, а переносится механически в другие страны и культуры, батик имеет в ос­новном утилитарный характер.

 

Батик в России.

Россия, будучи большую часть XX века за «железным занавесом», оставалась в стороне от мировых тенденций. Лишь немногие художники имели возможность выехать за границу стра­ны, чтобы познакомиться с искусством батика на его родине. Одной из первых ласточек была ныне заслуженный художник в Росси Ирина Трофимова. Благодаря ее творчеству появилась первая подробная информа­ция о технике батика. Именно она помогла российским мастерам опреде­лить свой творческий путь, посвятив себя батику. Вторая половина и осо­бенно конец XX века характеризуются бурным развитием этого ви­да искусства, открытием новых направ­лений в технике и появлением ярких имен. Родоначальниками основопола­гающих направлений в технике рус­ского батика являются:

Ирина Трофимова — монументальный батик;

Станковое направление:

Татьяна Шихирева — «повествова­тельный» батик;

Виктория Кравченко — «офортный» батик;

Юрий Булычев - «традиционный» батик;

Виктор Парийский «Живописный» батик;

Евгений Архиереев, Юрий Ярин – «обратный» батик (техники выставки);

Александр Талаев – «эксперементальный» батик.

Целый ряд ярких самобытных авторов внесли свой вклад в искусство батика: Л. Грасс, А. Косяк, Ю. Салман, А. Мурманов. Л. Домаскин. Н. Голубцова, Л. Шумкина и многие другие.

- Сергей Давыдов — «философский» батик, создатель техники батика «Техника Давыдова», уникальных инструментов и технологий;

Сергей Давыдов — ведущий российский художник, работающий в технике батика, член Московского союза художников, член правления Ассоциации художников декоративного искусства, член Международного художественного фонда. Участник международных конференций по батику в Индонезии (1997 г.), Бельгии (1999 г.) и Японии (2002 г). Автор первой в России книги «Авторский батик» а также создатель уникальных инструментов, приспособлений и технологий, применяемых в технике росписи тканей, известной в России и странах Европы как «Батик — техника Давыдова». С 1994 г. в России и за рубежом с большим успехом проходит цикл его персональных выставок и семинаров, объединенных общей темой «Искусство современного батика. Сергей Давыдов - основатель и руководитель первого в России Центра батика, целью которого является популяризация техники батика в России и обучение этому искусству. Где московские художники по праву являются законодателями моды.

В наши дни батик занимает ведущее место в ряде декоративных искусств. Он соединяет особенности таких традиционных художественных техник, как акварель, графика, витраж, мозаика. Батик широко используется в дизайне интерьеров, прекрасно соче­таясь с различными стилистическими и цветовыми решениями. Батик позво­ляет создавать эксклюзивные ткани, востребованные и мастерами высокой моды, и модельерами, создающими более демократичную одежду.

Сегодня батик и России находится на высоком профессиональном уров­не, с ярко индивидуальным техниче­ским и художественным подходом, что находит свое отражение в регулярных выставках этого вида искусства.


2.3 Техника холодного батика.

Роспись ткани в технике «холодного» батика получила свое распространение и популярность в европейских странах с начала 20 века. В России такой вид росписи ткани начал широко применяться с 1936 года.

«Холодный» батик можно назвать наиболее простой и безопасной разновидностью такой росписи ткани. С той поры как восточные ткани стали широкодоступны, на европейском рынке завоевала любовь и такая техника батика. Она значительно проще «горячего» варианта и потому столь любима.

В выборе ткани для росписи в технике «холодного» батика следует отдавать предпочтение натуральному шелку, так как именно этот материал традиционно используется для этой цели. Нанесенный на шелк узор будет выглядеть особенно красиво и изысканно.

Заливку при такой росписи можно производить как в акварельной, так и в лессировочной технике, а кроме этого используются и интересные солевые эффекты. К сожалению, для того чтобы увидеть на ткани именно то что хочется не достаточно просто уметь хорошо рисовать, нужны еще опыт и

знания о реакциях, проходящих между красками. Иначе можно столкнуться с тем, что краски неожиданно оставят на материале серое или черное пятно.

При «холодном» батике резерв берется только прозрачный, в то время как для «горячего» — он восковой. Это очень удобно, так как убирать его с ткани по завершению росписи нет необходимости. Главное при его выборе то, что он должен быть растворим бензином.

Приобрести такой специальный резерв можно как в тюбике, так и во флаконе, у которого имеются особые насадки для удобного и правильного нанесения. Несмотря на это мастера советуют применять для нанесения специальный инструмент, представляющий собой стеклянную трубочку, носик у которой загнут.

Обычно, расписывая шелк в технике «холодного» батика, наносят контуры узора, для того чтобы избежать в дальнейшем выхода краски с нужного участка. Именно для этого контура и применяют резерв.

В стеклянную трубочку для росписи резерв наливают при помощи спринцовки. Обводят все контуры на ткани загнутым концом трубочки. Скорость нанесения резерва зависит от того насколько плотная ткань, а также от того, каков диаметр инструмента. Контур обязан быть нанесен хорошо. Резерв должен пропитать ткань, но не оставить потеков. После того как контуры высыхают можно наносить краски.

Работа с жидкими красками по шелку очень сложна и поэтому важно соблюдать все правила, иначе они могут, несмотря на контуры, растечься по всей ткани и испортить работу.

В первую очередь важно контролировать насколько качественно наносится контур. Если резерв течет плохо или вообще не вытекает, это значит, что носик трубочки закупорился. Устраняется такая неприятность при помощи бензина, которым промывается трубочка. Можно добавить его и в резерв, но немного, иначе он станет чересчур жидким.

Для того чтобы проверить насколько качественно лег резерв, ткани внутри контура смачивают и смотрят — будет ли вода переходить через него. Если это происходит, следует вновь пройтись по всем линиям резервом.

В случае, если при качественных контурах краска все равно перетекает через них, это означает то, что или ее нанесли чересчур близко к контуру, или ее слишком много для этой площади. Краски наносят мягкой кистью или поролоновым валиком.

Роспись начинают от светлых участков. Обычно расписывают в акварельной или свободной технике. Если применяется акварельная техника, контуры не прорисовываются, а ткань обрабатывается уплотнителем.

По окончанию росписи проводят обработку для фиксации рисунка, и после работа промывается в теплой воде с последующим полосканием в холодной.

2.4 Техника горячего батика.

Метод горячего батика отличается от метода холодного тем, что в качестве резервирующего вещества используется воск (парафин, стеарин или их смесь). Горячий воск с помощью кисти из щетины или специальной медной лейки наносят нате места ткани, которые должны остаться белыми, (восковое пятно должно быть прозрачным и темным, а не белым и матовым). Затем вся поверхность ткани заливается сильно разбавленными растворами красителя. После высыхания ткани воском закрывают те участки, которые должны остаться светлоокрашенными, а остальное пространство закрашивается более в темные тона. Цикл: резервирование – крашение – сушка повторяется несколько раз и заканчивается нанесением черной краски.

Для горячего батика потребуется растопленный воск, в качестве воска может служить белая хозяйственная свеча. Есть специальные рецепты воска для горячего батика.

Этапы работы в технике горячего батика:

1 этап: Перевести рисунок на ткань.
2 этап: Те места в рисунке, которые необходимо оставить неокрашенными, кистью покрыть горячим расплавленным воском.
3 этап: после высыхания расписать ткань согласно рисунку светлыми тонами.
4 этап: подождать пока роспись высохнет и покрыть воском более темные цветовые пятна и так до самых темных мест в рисунке.
5 этап: Удалить воск с рисунка с помощью утюга и газет, поместив между ними ткани. После снятия воска ткань становиться мягкой.
6 этап: дополнительная фактура получается в результате повторного покрытия воском всей поверхности.
7 этап: повторно снимаем воск с готового рисунка с помощью утюга и газет.

К горячему батику также относится техника «Кракле». Заключается она в следующем, ткань расписанная красочным слоем или чистая, покрывается воском в несколько слоев, затем она снимается с рамы и ломается, создавая на восковой поверхности разнообразные трещины. Затем ткань снова натягивается на раму, обезжиривается спиртом, а далее любым темным цветом краски заливаются образовавшиеся трещины. Ждем до полного высыхания. Горячим утюгом с множеством газет или бумаги снимаем воск с поверхности ткани. На стыке поверхности цветных и белых пятен образуются причудливая фактура.


 

2.5 Техника безопасности

Успешная работа в создании батика напрямую зависит от точного соблюдения техники безопасности. Необходимо быть предельно внимательными и осторожными с сильнодействующими, ядовитыми и легковоспламеняющимися веществами.

Нельзя забывать о том, что все красители и химические вещества весьма токсичны. На рабочем месте не следует держать неиспользуемые в росписи краски. Ёмкости с ядовитыми растворами нужно всегда плотно закрывать и снабжать этикетками с названием. Не рекомендуется трогать препараты незащищёнными руками.

Заниматься изготовлением химических и красильных составов надо только в хорошо вентилируемом помещении, желательно с открытыми окнами либо с вытяжным шкафом. Начинающему мастеру для работы рекомендуется заранее приобрести полиэтиленовый фартук, защитные очки и резиновые перчатки. Эти вещи помогут защититься от случайных брызг щелочей, кислот и красителей. Используя порошковые красители лучше надеть защитную маску, чтобы исключить их попадание в дыхательные пути. Сухие краски всегда следует добавлять в воду, но ни в коем случае наоборот.

Кислоты требуют особого бережного обращения. Попадание на кожу может привести к сильнейшим ожогам. Поэтому хранить кислоты необходимо только в плотно закрытой стеклянной ёмкости с яркой этикеткой. В случае если произошла неприятность, и кислота случайно попала на кожу нужно немедленно хорошенько смыть её водой, а затем промыть слабым раствором соды. Также как и порошковые красители, кислоту добавляют в воду, но никак не наоборот.

Будьте внимательны, определённые вещества при смешении, вступают в реакцию, выделяя много тепла, что может привести к пожароопасной ситуации.

Резиновый клей, бензин и парафин (компоненты резервного состава) считаются вредными, взрывчатыми и легковоспламеняющимися веществами. Поэтому при изготовлении контурных резервов нужно быть предельно осторожными. Варить такие смеси необходимо только на закрытом огне, в хорошо проветриваемом помещении, не допуская чрезмерного кипения. Кроме перчаток и очков желательно пользоваться защитной маской (респиратором), предохраняющей от вдыхания выделяемых вредных испарений.

В случае если воск начинает дымиться следует быстро уменьшить нагрев, а при воспламенении – пламя немедленно накрывается крышкой и отключается источник нагрева. Категорически нельзя гасить воск водой, а также передвигать или поднимать сосуд с разгоревшимся воском. Попадание раскалённой капли парафина или воска в холодную воду спровоцирует появление брызг, которые могут сильно обжечь глаза и кожу. Ещё хуже если в кипящий воск упадёт капля воды – может случиться взрыв. Ёмкость с горячим воском всегда должна находиться под пристальным вниманием.

Кастрюльки, баночки, мисочки, чашечки, мерные ложечки, используемые в работе, следует хранить в специально отведённом месте, отдельно от пищевых принадлежностей и кухонной утвари. Булавки, кнопки и крючки для крепления материи к раме нужно держать в отдельной коробочке и не разбрасывать вокруг рабочего места. Завершив рабочий процесс необходимо сделать тщательную уборку и прибрать все инструменты по своим местам.

 

 

Вывод.

Под чутким руководством мастера я смогла определиться с темой курсовой работы.

А так же глубже окунуться в мир фантазии и сказок, раскрыть свой потенциал в технике холодного батика.

Я смогла взглянуть на всем известную сказку с другой стороны, понять внутренний мир персонажей и их мировоззрение.   

 

Сейчас, проделав большую работу, я еще больше хочу окунуться в мир разнообразных сказок. Создавать работы в разных техниках батика, пробовать новое и всё больше и больше расширять свой творческий потенциал.

 

Список литературы

 

Арманд Т. Руководство по росписи ткани. М.: 2002 г.

Арманд Т. Орнаментация ткани. Руководства по росписи ткани. М.:1931 г.

Аскова Е. Ткань. Декоративная ткань. Панно. Графика. М.: Сов. Художник. 1986 г.

Виноградова. Современное прикладное искусство Китая М.: 1959 г.

Гильман Р., Художественная роспись тканей. - М.: Владос, 2003 г.

Давыдов С.Г. Батик- М.: АСТ- ПРЕСС КНИГА. 2005 г.

Дашкевич В., Иск-тво современной Японии. - Л.: Советский художник, 1965

Дашкевич В., Декоративно- прикладное искусство Китая. - М.: Восточная литература, 1959

Дворкина И. батик. М.: 200г.

Демин Л., Искусство Индонезии. – М.: Значение, 1965

Кузнецова С.С. У истоков индонезийской культуры. М.: 1989г.

Мартынова Л. Художественная роспись тканей 1966г.

Миронова Л.А. цветоделение. Минск: 1984г.

Моран А. Декоративно- прикладное искусство. М.: 1999г.

Сараев Ю.С. роспись по ткани. – Ростов- на Дону: Феникс. 2000г.

Синеглазова М.А. Распишем ткань сами. М.: 1998г.

. Синеглазова М., Батик. – М.: Издательство дом МСП, 2005

. Стоку С., Батик. Современный подход к традиционному искусству росписи тканей М.: Ниола 21-й век, 2005

Хансен Б., Роспись по шелку для начинающих. – Германия, 1997

http:// www.CULTINFO.RU

http://diaspora/ukrinform.com.ua/traditions-july.shtm

 


 













Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: